Место стилистики в курсе русского языка и методика ее изучения. Виды работ и упражнений по стилистике
Изучение стилистики в школе имеет большое познавательное и воспитательное значение: совершенствуются речевые умения учащихся, развивается их языковой вкус и чувство языка, совершенствуется интеллектуальная, эстетическая и эмоциональная сферы личности.
Задачи изучения стилистики в школе:
формировать у учащихся представление о стилистике как разделе науки о языке;
знакомить школьников с основными стилистическими понятиями;
учить школьников строить высказывания с учетом речевой ситуации;
обогащать речь учащихся и грамматический ее строй стилистическими синонимами различных уровней языка.
Стилистика изучается одновременно и параллельно с фонетикой, лексикой и грамматикой.
Место стилистики в школьном курсе определено программой редакции 1995 года, где предусмотрены три ступени изучения стилистики в средней школе:
. 5 класс - первоначальное знакомство со всеми стилями речи, соотнесение каждого из них с типовой речевой ситуацией; 6 - 7 классы - знакомство учащихся с основными стилевыми чертами, выяснение стилистических возможностей изучаемых языковых явлений (на материале лексики, словообразования, морфологии).
. На второй ступени в 8 - 9 классах представление о языковых средствах стилей речи расширяется за счет синтаксических сведений.
. В 10 - 11 классах сведения о функциональных стилях, приобретенные учащимися в предыдущих классах, обобщаются и систематизируются.
Таким образом, задача школьной стилистики - привлекать внимание учащихся к стилям речи и систематически, начиная с 5 класса, показывать особенности употребления языковых единиц в текстах разных стилей речи. В соответствии с ныне действующей программой школьники изучают строй языка в его функционировании: стили речи, характерные для них жанры и языковые средства.
Типология стилистическихупражнений: в систему упражнений входят 2 большие группы. 1. упр-ия с целью показа функционирования фонетических, лексических, грамматических ресурсов языка. 2. упр-ия для знакомства с функц-ми стилями и проявлением их основных черт: 1)кроме того, выделяются упр-ия, направленные на распознавание стилистических средств в специально отобранном материале; 2)упр-ия, направленные на определение функций языковых средств; 3)упр-ия, в которых школьники сами подбирают тексты различной стилевой принадлежности, характеризуют их и объясняют целесообразность; 4)упр-ия на употребление уч-ся стилистических средств в собственной речи; 5)упр-ия на редактирование.
Стилистические упражнения: обнаружение и анализ стилистических средств лексики, грамматики, фразеологии, стилистических фигур в художественном или ином тексте, выяснение целесообразности их использования; изучение стилистических помет в толковых, синонимических, фразеологических и иных словарях и приводимых в словарях примеров использования средств языка, обладающих определенной стилистической принадлежностью; подбор слов, имеющих заданные стилистические свойства; сопоставление оборотов речи, оптимальных с точки зрения решения коммуникативных задач; анализ текстов, принадлежащих к различным функциональным стилям, указание тех средств, которые создают определенную стилистическую принадлежность текста; использование средств языка, обладающих стилистическими свойствами, в собственной речи учащихся – в связном тексте; составление собственного текста в том или ином стилистическом ключе: текст научный, художественный; анализ ученических текстов и обнаружение в них стилистических ошибок, объяснение причин этих ошибок, их исправление, в частности замена слов одного стиля синонимами другого стиля. С. у. комбинируются с лексическими, грамматическими и иными упражнениями.
40. методика изучений функциональных стилей в курсе русского языка. Стилистический анализ текста.
В школьном курсе русского языка используется классификация стилей по функциональному признаку. В соответствии с ней выделяются две группы стилей:разговорный и книжные. Среди книжных стилей различают: научный,официально-деловой, публицистический. Особое место занимает стиль художественной литературы. При изучении стилистики в школе необходимо опираться на ряд положений лингвистической науки, относящихся к стилистике:
функциональные стили (стили речи) - это системы, которым характерны как нейтральные, так и стилистически окрашенные языковые средства;
эти системы не изолированы друг от друга: стили находятся во взаимодействии и взаимосвязи, они взаимопроницаемы;
стили формируют как экстралингвистические факторы (характер речевой ситуации), так и собственно лингвистические;
изучение особенностей того или иного стиля предусматривает анализ как экстралингвистических факторов, так и языковых средств всех уровней (фонетического, лексического, грамматического);
установки относительно выбора языковых средств должны даваться с учетом специфики стиля;
некоторые стили подразделяются на подстили; так, в научном стиле выделяют научно-популярный и научно-учебный подстили;
стиль художественной литературы - это явление особого порядка. Стилистические нормы - это правила использования языковых средств в зависимости от речевой ситуации.
Характеристика стилей речи в школьном изучении осуществляется по единому плану:
) сфера общения;
) задачи речи;
) жанры речи;
) стилеобразующие черты;
) языковые особенности всех уровней:
научный стиль: разнообразные отрасли науки, техники, производства; строгое, логичное описание научных объектов, понятий; научные труды, доклады, лекции, учебники, справочные пособия и т.д.; обобщенный характер изложения, подчеркнутая логичность, смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, безобразность; научная терминология, абстрактная лексика, отсутствие эмоционально-экспрессивных слов, преобладание имени над глаголом, частотность отвлеченных существительных, частотность форм родительного падежа, глагольные формы настоящего времени, преобладание сложноподчиненных предложений, вводных и вставных конструкций, причастных, деепричастных оборотов и т.д.;
- официально-деловой стиль:официально-деловые отношения в правовой и административной сфере деятельности людей; сообщение сведений и точных указаний, имеющих практическое применение для всех; указы, законы, постановления, деловые документы; точность, не допускающая разночтений, логичность, официальность, бесстрастность, неличный характер речи, стандартность; профессиональные термины, слова с официально-деловой окраской, архаизмы, сложносокращенные слова, отсутствие слов с эмоционально-экспрессивной окраской; преобладание имени над местоимением, отглагольные имена существительные, отыменные предлоги, использование страдательных конструкций, сложных предложений с четко выраженной логической связью и т.д.;
- публицистический стиль:общественно-политическая сфера коммуникации; воздействие на слушающих/читающих с целью формирования у них правильного отношения к сообщаемому; газетные и журнальные статьи, очерки, выступления на общественно-политические темы и др.; чередование эмоционально-экспрессивных средств и стандарта; общественно-политическая лексика, слова в переносном значении, экспрессивно окрашенные слова и речевые стандарты, частотность употребления форм родительного падежа, разнообразие форм времени глаголов, распространенность экспрессивных синтаксических конструкций, конструкций с обособленными членами, парцелляция, инверсия и др.;
- стиль художественной литературы:сфера художественной деятельности человека; эстетическое воздействие на ум и чувства читателя; прозаические, поэтические и драматургические произведения; художественно-образная конкретизация, эмоциональность, экспрессивность, индивидуализированность; неприятие шаблонных слов и выражений, использование слов в переносном значении, столкновение лексики разных стилей, частотность глагольных форм, употребление морфологических форм в переносном значении, использование разнообразных синтаксических конструкций, широкое использование стилистических фигур;
- разговорный стиль:сфера непринужденного общения людей в быту, в семье, в неофициальной обстановке на производстве, в учреждениях; сообщение об увиденном, прочитанном или услышанном конкретному слушателю; повседневные непринужденные беседы, диалоги, частные письма, записки; непринужденность, непосредственность, неподготовленность, эмоциональность, экспрессивность, оценочная реакция, конкретность содержания; разговорная и просторечная лексика, слова конкретного значения, продуктивность слов с суффиксами субъективной оценки, эмоционально-экспрессивных слов, грамматические формы с разговорной и просторечной окраской, преобладание глагола над существительным, частотность местоимений, преобладание простых предложений, вопросительных и восклицательных конструкций, повторы, прерывистость и непоследовательность речи, инверсия, особая роль интонации.
Стилистический анализ текста– один из видов языкового анализа. Его цель: установление зависимости между особенностями текста и той ситуацией, той установкой автора, создавшего текст, которая осознается учащимися на основе синтетического, целостного восприятия текста, на основе языкового чувства. Полный С. а. т. предполагает: характеристику целевой установки автора (его коммуникативной задачи); указание общих характеристик: непринужденность – официальность, эмоциональность – бесстрастность, образность – ее отсутствие, призывность речи – отсутствие призывности и т. п.; указание языковых средств – слов, грамматических форм, с помощью которых создаются особенности стиля; вывод о принадлежности текста к тому или иному стилю