Словарный диктант с комментированием.
Задание: записать слова и объяснить условие выбора орфограммы.
Вдвое, настежь, замуж, по-городскому, точь-в-точь, слева, вскачь, мало-помалу, издалека, везде, поблизости, умышленно, подобру-поздорову, дотла, во что бы то ни стало, во веки веков, на века, навек, вдребезги, вверх, по-осеннему, никак, некуда.
III. Закрепление
Выполнение упражнений 311,312, 313 (устно).
Задание: сформулировать правила написания наречий.
IV. Итог урока.
Домашнее задание:
1. Подготовить устный ответ на тему «Отличие наречий от других частей речи».
2. §55.
3. Упражнение 314.
УРОК _________ Дата_____________________
ТЕМА: СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.
Цель:
закрепить признаки слов категории состояния,
вспомнить и отработать признаки, позволяющие разграничивать наречия, слова категории состояния, краткие формы прилагательных среднего рода.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
II. Этимологическая разминка:
— Определите этимологию наречий:
а) дотла (собств.-русск. Образовано от тьло— почва, пол, основание. Связано с глаголом тлеть);
б) насмарку (от предлога на + смарка«стирка, счистка»);
в) наобум (от обум— предлог оби ум,т. е. «наудачу»);
г) досыта (сытный, «сыто» — напиток, подававшийся в конце трапезы).
III. Работа по теме урока.
Учитель вместе с классом вспоминает, какие слова называются словами категории состояния, в чем их особенность, чем категория состояния отличается от наречий. Необходимо затронуть вопрос о разных взглядах на данный класс слов: «предикативные наречия», «наречия состояния», «слова состояния» и т. д.
Дается определение слов категории состояния.
Учащиеся вместе с учителем заполняют в тетрадях таблицу 20.
Таблица 20
Слова категории состояния
Часть речи | На какой вопрос отвечает | К чему относится | Роль в предложении | Пример |
1. Наречие | Как? Каким образом? | К глаголу-сказуемому | Обстоятельство | Мальчик рисовал красиво |
2. Категория состояния | Каково состояние? | Грамматически самостоятельно | Сказуемое в безличном предложении или в предложении с подлежащим-инфинитивом | 1. В комнате красиво. 2.Танцевать вальс — это красиво |
3. Краткое прилагательное в форме ср. р. | Каково? | К подлежащему | Сказуемое в двусоставном предложении | Платье было красиво |
IV. Закрепление.
Задание: составить предложения, используя омонимичные формы разных частей речи (например: солнечно, голодно, трепетно, грустно).
Работа с учебником: прочитать § 56, выполнить упражнение 321.
V. Итог урока.
Домашнее задание:
Упражнения 320 (устно) и 322 (письменно).
Сочинение-рассуждение
Герои Бородинской битвы
(по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
…Решат участь сраженья не
распоряжения главнокомандующего,
не место, на котором стоят войска,
не количество пушек и убитых
людей, а та неуловимая сила,
называемая духом войска…
Л.Н.Толстой.
Как-то по радио я услышал, что в одном сибирском городе пришла в запустение могила известного генерала, героя Бородинской битвы (фамилию, к сожаленью, я не запомнил). Общественность постоянно обращала на это внимание, но городские власти ничего не хотели сделать. Грустно, грустно за нашу страну. Ведь никогда наш народ не будет по- настоящему великим, если забудет своих героев, не начнет заботиться об их могилах и памятниках. Оказывается, даже в Великую Отечественную войну сотни тысяч ( а может быть, и миллионы) людей остались непохороненными. Но даже те кладбища, что известны, порой намечают под строительство. Как будто в нашей стране не хватает земли! И хочется надеяться, что отношение к памятникам и захоронениям изменится и, встречаясь с ними, люди будут чаще вспоминать о связи времен, о том, как тесно переплетено прошлое и настоящее.
Что такое история? Память народа. Эта память может быть в граните и бронзе. Но есть и духовные памятники. Знакомясь с ними, мы словно совершаем путешествие в прошлое. Одним из самых емких явлений можно назвать книги Льва Толстого, особенно «Войну и мир».
Заключение.
Много пролилось в тот день крови … И нужно было бы сказать как о героях о сотнях русских генералов и офицеров, создавших славу нашему оружию, которые, подобно князю Андрею, отдали свои жизни за Родину.
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля,-
сказал поэт. Будем же помнить о генералах, офицерах и солдатах, каждый из которых стал в тот день героем!
УРОК _________ Дата_____________________