Система морфем русского языка. Морфемный анализ слова.

Цели:

ž повторить и обобщить знания о морфемах русского языка;

ž отработать приемы определения корня слова, выделения окончания в слове;

ž изучать стилистические ресурсы морфемики: синонимичные и омонимичные морфемы.

Ход урока.

I. Закрепление изученного в разделе ранее.

Словарный диктант.

Абитуриент, абонемент, абсолютный, авангард, авторитет, агре­гат, адвокат, аккомпанемент, аккумулятор, аллегория, амфитеатр, аналогия, анонимный, аплодисменты, аромат, атмосфера, ауди­енция, багаж, бинокль, бойкот, бокал, бутерброд, вакуум, вакцина, вентилятор, вестибюль, ветеран, винегрет, виртуоз, вокал.

II. Работа по теме урока.

Слово учителя. Общие черты и различия морфемы и слова.

Морфема и слово имеют сходства. Это значимые единицы языка. Слово обладает значением. Морфема также обладает значением. Например, -ёр — это суффикс существительных, обозначающих лицо по занятию, названному соответствующим глаголом («дирижёр» от «дирижировать»; «режиссёр» от «режис­сировать»). Приставка при- может обозначать присоединение (прикрепить, пришить, приделать), приближение (прибежать, приехать), неполное действие (прикрыть, присесть, приоткрыть). Окончание -о обозначает средний род, единственное число, именительный падеж у существительных 2-го склонения (окно, стекло, полотно).

Различия: слово — самостоятельная единица языка, а морфема «живет» в слове. Из морфем строятся слова, а из слов — предло­жения.

Система морфем русского языка.

Ученики перечисляют известные им типы морфем, которые последовательно отражаются в схеме. Примечание.

1. Почти у всех морфем есть греческие и русские варианты названий. Например, окончание — флексия, приставка — префикс. По желанию учитель может использовать любой из вариантов названий.

2. Учитель должен четко противопоставить корни остальным морфемам (аффиксам), поскольку у них разные функции. В корнях заключается основное значение родственных слов, а аффиксы конкретизируют его.

3. Традиционно в школе не используется термин «постфикс», однако, на наш взгляд, следует отграничивать их от суф­фиксов, поскольку они располагаются после окончаний. В учебнике упоминается, по сути, только один постфикс -ся, однако в науке постфиксами считаются и -то, -либо, -нибудь в неопределенных местоимениях.

4. По желанию учитель может использовать термин «ин­терфикс» вместо термина «соединительная гласная», поскольку название «интерфикс» указывает на промежу­точное положение морфемы между корнями («интер» — «между»).

Схема 4

Морфемы русского языка

Система морфем русского языка. Морфемный анализ слова. - student2.ru Система морфем русского языка. Морфемный анализ слова. - student2.ru Морфемы

Корни Аффиксы

       
  Система морфем русского языка. Морфемный анализ слова. - student2.ru   Система морфем русского языка. Морфемный анализ слова. - student2.ru
 

Аффиксы основы Окончание (флексия)

(приставка, суффикс, постфикс, интерфикс)

3. Словообразующие и формообразующие аффиксы.

Аффиксы могут использоваться для образования новых слов и форм слов. Аффиксы, которые используются при образовании нового слова, называются словообразующими (словообразова­тельными). Аффиксы, которые используются для образования формы слова, называются формообразующими (формообразова­тельными). Формообразующие аффиксы в основу не входят.

Примечание.

При указании на формообразующие аффиксы не­обходимо уточнить, что по окончанию мы узнаем грамматическое значение слова. Формообразующий суффикс находим:

1) в инфинитиве глагола (неопределенной форме глагола) -ть, который указывает нам, во-первых, на инфинитив, во-вторых, на то что мы сможем определить только постоянные признаки глагола: вид, спряжение, переходность/непере­ходность, возвратность/невозвратность;

2) у глагола в прошедшем времени — суффикс -л: бежал, читал, лежал, делал, сказал, уточнил;

3) у причастий и деепричастий как особых формглагола — суф­фиксы -ущ/-ющ, -ащ/-ящ, -вш, -ш, -ем/им/-ом, -т, -ённ;-а/-я, -в(ши), -ши: читающий, лежавший, колотый; читая, лежа, закрывши, засохши;

4) при образовании степеней имен прилагательных: сравни­тельная степень — суффиксы -ее/-ей, -е, -ше, по- + -ше (-е), превосходная степень — суффиксы -айш/-ейш, наи- + -ш, наи- + -ейш: острее, интереснее, жарче, моложе, дольше, повыше, побольше; острейший, высочайший, наивысший, наикрасивейший;

5) в степенях сравнения наречий (суффиксы частично совпадают с суффиксами сравнительной степени имен прилагательных). Следует различать формообразующую и словообразующую роль постфикса. При образовании формы страдательного залога глагола говорим о формо­образующем постфиксе, при образовании возвратного глагола - о словообразующем. Можно предложить уча­щимся рассмотреть и проанализировать два предложения: Старушка поднимается по лестнице и Груз поднимается рабочими. В первом случае имеем дело с возвратным гла­голом (действие возвращается на его производителя: ста­рушка самаподнимает себя),следовательно, постфикс -ся словообразующий. Во втором предложении наблюдаем страдательную конструкцию (груз не сам себя поднима­ет, а его поднимают рабочие),следовательно, постфикс -ся формообразующий.

— Какой из аффиксов всегда служит только для образования форм слов (является формообразующим)? (Окончание, или флексия.)

— В каких случаях мы можем говорить о формообразующем постфиксе? Приведите примеры предложений, в которых постфикс будет формообразующим.

Выполнение упражнений.

1. С упражнением 58 (с. 46) можно работать у доски или по це­почке.

Если выбран первый вид работы, то у доски работают двое уче­ников: один выписывает слова со словообразующими аффиксами, а другой - с формообразующими. Если же выбран второй вариант работы, то один из учащихся работает с одним словом, определяя его место в таблице (смотрите текст упражнения) и аргументируя свой выбор. Кроме того, желательно выделять основу в каждом слове. Это важно, поскольку формообразующие суффиксы в ос­нову не входят. В последующем это поможет правильно проводить морфемно-словообразовательный анализ слова такого, например, типа: пришел«- прийти *- идти.

2. Упражнение 60 (с. 46) выполняется на доске и в тетрадях.

Примечание.

Упражнение это важно, поскольку позволяет раз­граничить важные понятия: материально выраженное оконча­ние, нулевое (невыраженное материально в данной форме слова) окончание, отсутствие окончания. К сожалению, учащиеся часто отождествляют «нулевое окончание» и «нет окончания». Поэтому необходимо объяснить: отсутствие окончания характерно для не­изменяемых слов (или слов неизменяемых частей речи), а нулевое окончание показывает лишь материальную невыраженность его в данной грамматической форме слова. Стоит изменить это слово, как окончание тут же появляется, например:

И. п. стол;

Р. п. стола;

Д. п. столу и т. д.

3. Выполнение упражнения 64 (с. 49) самостоятельно.

Морфемный разбор слова.

Работа со схемой и образцом морфемного разбора.

Упражнение 66 (с. 49) учащиеся начинают выполнять в классе.

III. Итог урока

Домашнее задание:

1. Закончить упражнение 66 (с. 49). Выполнить письменно упражнения 61 (с. 46) и 62 (с. 46-47).

2. Используя материалы упражнений, ответить на вопросы 5 и 6 (с. 47).

3. Повторите основные способы словообразования (§ 16).

УРОК _________ Дата_____________________

ТЕМА: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ и ФОРМООБРАЗОВАНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

Цели:

ž обобщение знаний о способах словообразования (мор­фологических и неморфологических);

ž распознавание и различе­ние словообразования и формообразования;

ž морфемный и сло­вообразовательный анализ слова.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания

Одновременно с проверкой письменного домашнего задания проводится работа по карточкам с несколькими учениками.

Общие задания к карточкам: словообразование или формооб­разование иллюстрирует каждая из приведенных ниже пар слов? В каждом слове выделите основу (не забудьте, что формообразую­щие аффиксы в основу не входят).

Карточка 1

Иду - идет, писать - писал, окно - подоконник, красивый - кра­сивее, бежать - бег.

Карточка 2

Красивый - красивейший, искра - искорка, живу - живешь, хо­дить - ходьба, писать - пишущий.

Карточка 3

Умывать - умываться, уверенно - увереннее, снег - снеговик, учить - учишься, подметать - подмети.

Карточка 4

Близко - ближе, давай - давайте, радость - радостный, сделав -сделать, летать - лететь.

Карточка 5

Утро - утром, любить - любовь, телефон - телефонный, перехо­дить - переход, законспектировал - конспектировать.

Примечание.

В четвертой карточке находим видовую пару гла­голов, что соответствует словообразовательному значению аф­фиксов. В пятой карточке встречаем образование наречия (утром) от формы творительного падежа имени существительного.

II. Работа по теме урока

Фронтальный опрос.

— Что изучает словообразование?

— Как связаны между собой морфемика и словообразование? В чем состоит их различие?

— На какие группы делятся способы словообразования?

— Назовите морфологические способы словообразования.

— Какие неморфологические способы словообразования вам известны?

Составление таблицы.

Можно предложить учащимся заполнить таблицу 4: дать спо­собы словообразования, виды и примеры. Анализируя эти три колонки, учащиеся должны определить путь словообразования и изменение части речи. Подобная работа может проводиться коллективно, в малых группах или парах.

Таблица 4

Способы словообразования, виды, путь и изменение части речи

Способ словооб­разования Виды Путь словооб­разования Изменение части речи Примеры
Морфологические способы
Аффик­сация Приставоч­ный Приставка присоединя­ется к про­изводящему слову, при этом про­изводящее слово не из­меняется Производ­ное слово относится к той же ча­сти речи, что и производя­щее Лететь — при­лететь. Бабушка — пра-бабушка. Веселый — раз-веселый. Что — кое-что. Весело — не­весело.
  Суффиксаль-ный   К основе производящего слова присоединяется суффикс Чаще слова относятся к другой части речи. Основной способ образования имен существительных, прилагательных, наречий Сил-а — сил- щ-а. Берез-а — берез-ов-ый. Заготови-ть — заготов-к-а. Весел-ый в-есел-о. Внук - внуч- ок
Приставочно-суффиксаль-ный Одновременное при- соединение к основе производного слова приставки и суф- фикса Часто образуются суще- ствительные, глаголы с постфиксом -ся, наречия Ехать — разъ- ехать-ся. Закон — у-закон-и-ть. Свеча — под- свеч-ник. Деловой — по-делов-ому
Безаф- фиксный   От производящего слова отбрасывается оконча- ние, либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс Чаще образуются слова другой части речи Зеленый - зелень. Синий — синь. Ходить - ход. Отлететь —отлет. Повторить —повтор
Сложение основ и слов Сложение целых слов Соединение в одном слове двух слов. Результат — сложные слова     Часть речи не изменяется Диван + кровать — диван- кровать Летчик + испытатель — летчик-испытатель    
Сложение основы слов без соеди- нительной гласной
Сложение основы слова с соедини- тельной глас- ной Чаще всего образуются имена существительные Спортивная площадка - спортплощадка. Летать к звез­дам — звез­долет
  Сложение основы слова с целым сло­вом   Чаще всего образуются имена суще­ствительные Снег + па­дать — снего­пад. Земля + ко­пать — земле­коп
    Сложение основы с одновре­менным при­соединением суффикса     Образуются существи­тельные, прилагатель­ные Железо + бе­тон — железо­бетон. Жилищ­ный + бытовой — жилищно-бытовой
            Образуются существи­тельные, прилагатель­ные Три этажа — трехэтажный. Земля + де­лать — земле­делие
Аббре­виация Сложе­ние слогов или частей слов   Образуются имена суще­ствительные Специаль­ный коррес­пондент — спецкор
    Сложение названий на­чальных букв         Московский государствен­ный универ­ситет — МГУ
    Сложение начальных звуков         Высшее учеб­ное заведе­ние — вуз
    Смешанный способ         Главный ко­митет — главк
Неморфологические способы
Слияние слов     Чаще всего образуются имена прила­гательные Вечно зеле­ный — вечно­зеленый. Трудно + доступный — труднодо­ступный. Перекатить поле — перекати-поле
Переход слов из одной части речи в другую   Слово приобретает иное категориальное значение, теряет ряд грамматических призна- ков Изменение части речи производящего слова Больной человек — больной лежал на кровати. Присутствующие люди — все присутствующие встали
Распадение слова на омонимы     Слово приобретает новое Лексическое значение Часть речи не изменяется Долг — обязанность. Долг— задолженность
 
 
 
 

Примечание.

Распадение слов на омонимы отличается от всех остальных тем, что образование омонимов — длительный истори­ческий процесс.

Выполнение упражнений.

Выполняются упражнения 69 (с. 52), 71 (с. 52), 76 (с. 55).

4. Словообразовательный разбор слова.

Работа со схемой и образцом словообразовательного раз­бора.

(Можно предложить учащимся следующий алгоритм опреде­ления словообразовательной структуры слова.)

1. Выделите морфемы.

2. Если основа нечленимая, то либо произошел переход из од­ной части речи в другую, либо слово непроизводное.

3. Если основа членимая, то отбрасываем по одному аффик­су и смотрим, есть ли такое слово. Запомните! Для обра­зования новых слов всегда используется минимум слово­образовательных средств: сокруши-тельн-ый от сокрушить, а не от крушить.

4. При определении способа словообразования лучше исполь­зовать прямое толкование слов: горож-анин — житель горо­да, стол-ик — маленький стол.

5. В парах глагол — существительное, прилагательное — суще­ствительное производящим является слово, значение кото­рого совпадает с частеречным значением: призыв от призы­вать (а не наоборот), синь от синий.

III. Итог урока

Резюме урока, оценка работы учащихся. Можно начать вы­полнение упражнения 77 (с. 55).

Домашнее задание

Закончить упражнение 77 (с. 55).

УРОК _________ Дата_____________________

Наши рекомендации