Грамматическая форма определяется как регулярные видоизменения слова, имеющие различные грамматические значения
Например, форма 1 лица ед. ч. настоящего времени пишу, читаю, вижу или форма прошедшего времени мн. ч. писали, читали, видели.
В морфологии возможно двоякое употребление термина грамматическая форма.
· Во-первых, грамматическая форма может пониматься как абстрактный образец в отвлечении от конкретных слов: форма прилагательного ед. ч., женского рода, И. п. Эта форма может быть представлена в разных словах: красная, деревянная, скучная.
· Во-вторых, может быть другое применение термина – в значении формы конкретного слова: форма И.п. ед.ч. существительного спина.
Для терминологического разграничения вводится понятие словоформы.
Словоформа – конкретное слово в какой-либо грамматической форме: в саду – это словоформа слова сад.
В содержании словоформы различают несколько моментов.
· Во-первых, выделяют лексическое значение,
· во-вторых – словообразовательное (или деривационное) значение, которое, с одной стороны, участвует в формировании лексического значения, а с другой - несет информацию о частеречной принадлежности слова.
Например, в слове учитель словообразовательное значение лица выражено суффиксом –тель, который также сигнализирует о том, что это слово – существительное.
· В-третьих, в слове выделяют грамматические реляционные значения, которые выражаются либо флексией (окончанием), либо другими способами (см. об этом ниже).
Например, в слове учитель грамматические значения рода, числа, падежа выражаются нулевым окончанием.
Ср.: лексическое значение реляционное значение
учи + тель + Ш
деривационное
значение
грамматическое значение
Грамматические значения противопоставлены лексическим по способу выражения значений: грамматические значения имеют регулярное выражение в виде аффиксов, иногда самих корней (явление супплетивизма), повторов (редупликации), несегментных единиц, служебных слов или сочетаний самостоятельных слов.
Лексические значения лишены такого регулярного выражения.
Грамматические значения имеют абстрагированный характер и присущи ряду слов, а не одному слову. Абстрагированный характер грамматических значений проявляется, в частности, в таких примерах, где значение предметности – частеречной характеристики существительных - обнаруживается у слов, корни которых выражают действие –ход, бег. Грамматическое значение повторяется в ряде слов, лексическое – индивидуально.
Рассмотрим подробнее способы выражения грамматических значений.
Различаются синтетические и аналитические способы.
· При синтетическом (простом) способе грамматические значения выражаются посредством морфем – реляционных, формообразующих и даже корневых.
· При аналитическом (сложном) способе грамматическое значение выражается сочетанием слов – знаменательного и служебного или знаменательного и знаменательного, а также редупликацией, порядком слов и интонацией.
Аналитические способы, представляющие собой сочетание двух слов, знаменательного и служебного, наблюдаются в примерах: буду писать, написал бы. В примере я ходил, ты ходил, он ходил категория лица выражена отдельными самостоятельными словами – местоимениями.
Примерами реляционных аффиксов являются: КУКЛ А -КУКЛЫ
КРАСНЫЙ – КРАСНАЯ – КРАСНЫЕ , ХОДИЛШ -ХОДИЛ А - ХОДИЛИ,
где флексии выражают значение рода и числа. Формообразующие аффиксы используются, например, для выражения значений прошедшего времени - ХОДИЛ, ВИДЕЛА.
Грамматические значения могут выражаться разными корнями, такой способ называется супплетивизмом: хороший – лучше, плохой – хуже, я – мне.
Кроме названных синтетических способов, используется еще внутренняя флексия и ударение.
Внутренняя флексия – грамматическое средство, представленное чередованием фонем (историческим, или грамматическим), служащим для выражения грамматических значений: в английском языке tooth (зубы) - teeth (зуб), man (мужчина) – men (мужчины).
Ударение служит единственным средством разграничения форм ед. ч. Р. п. и мн. ч. И. п. у слов паруса – паруса, луга – луга.
Другим средством выражения грамматических значений является редупликация. Это явление состоит в повторении или слога, или корня, или целого слова. Например, еле-еле, чуть-чуть.
В некоторых языках редупликация распространена довольно широко. Например, в отдельных языках Африки редупликация является средством выражения множественного числа, в индоевропейском праязыке редупликация использовалась для выражения значения длительности в глагольных основах.
Разная интонация разграничивает предложения со значением вопроса и побуждения: Направо? – Направо! В примерах два часа и часа два порядок слов влияет на выражение значения конкретного и приблизительного времени.