Тема 3. Грамматические связи слов в словосочетании
Тема 2. Словосочетание как единица синтаксиса. Типы словосочетаний
1. Назовите современные подходы к словосочетанию и разрабатывающих их ученых.
2. В чем суть разногласий во взглядах на словосочетание как синтаксическую единицу? Какие ответы на спорные вопросы дают сторонники каждой из существующих точек зрения?
3. Изложите основные положения «лексикологической» концепции словосочетания.
4. Какие точки зрения на словосочетание представлены в учебных комплексах для общеобразовательной школы?
5. Какие классификации словосочетаний вам известны?
6. Чем обусловлена необходимость классификации словосочетаний по морфологической принадлежности главного слова?
7. Докажите на примерах, что: а) у глагола сочетательные возможности шире, чем у прилагательного; б) все глагольные формы обладают одинаковой синтаксической сочетаемостью.
8. Чем неделимые словосочетания отличаются от свободных?
9. Являются ли синтаксически неделимыми приведенные ниже словосочетания? Если да, то к каким типам они относятся?
1. Дюжина стульев, куча листьев, начало осени, вершина горы, рукав платья, стая волков, шум города. 2. Мы с тобой, березки с кленами, сосиски с капустой, кто-то с резким голосом. 3. Каждый из нас, гости из деревни, один из соседей, четверо из собравшихся, выход из ситуации.
10*. Найдите в предложениях члены, выраженные сочетаниями слов. Определите, какие именно сочетания (устойчивые глагольно-именные сочетания, синтаксически неделимые словосочетания и др.) использованы в предложениях.
1. Я приближался к месту моего назначения. 2. Несколько пушек, между коих узнал я и нашу, поставлены были на походные лафеты. 3. В самом деле, они прибыли в начале июня месяца. 4. В назначенный день она должна была не ужинать. 5. С некоторого времени свидания в роще были прекращены по причине дождливой погоды (Пушкин). 6. Невесте наспех дошивали кое-что из белья. 7. До Ягодного долетели в два часа. 8. Петро проводил глазами конного. 9. Григорий с Митькой дождались у моста хуторных ребят, вместе тронулись в дорогу. 10. Много слез пролила Аксинья бессонными ночами, много горя перетерпела за последние месяц (Шолохов).
11. По какому признаку мы будем разграничивать простые и сложные словосочетания? Приведите примеры простых и сложных словосочетаний с одним и тем же главным словом: а) существительным, б) прилагательным.
12*. Определите тип словосочетания по структуре: а) с принятой нами точки зрения; б) с точки зрения авторов «Русской грамматики». В каждом случае обоснуйте свое мнение.
Вручить подарок ветерану, громко кричать от радости, добраться до вокзала на автобусе, купить овощи на рынке, оказать поддержку товарищу, передать записку соседу, интересная экскурсия в музей, маленький рыжий котенок, нужная мне вещь, самая важная информация, своя точка зрения, три ящика груш.
13. Чем определяется грамматическое значение словосочетания?
14. Определите, одинаковое или разное грамматическое значение имеют словосочетания каждой группы.
1. Голос отца, встретить отца, возвращение отца. 2. Половина здания, обход здания, размеры здания. 3. Вытащить из глины, лепить из глины, игрушки из глины. 4. Говорить с другом, передать с другом, мы с другом. 5. Заблудиться в горах, высоко в горах, встреча в горах.
15. Выделите словосочетания, определите их тип по структуре, степени членимости, главному слову и грамматическому значению.
Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились. Мы немного поговорили. Я прилег под обглоданный кустик и стал глядеть кругом (Тургенев).
Тема 3. Грамматические связи слов в словосочетании
1. Чем определяется способ связи в словосочетании?
2. Сопоставьте 3 способа подчинительной связи: а) по морфологической принадлежности главного и зависимого слова; б) по средствам выражения; в) по позиции зависимого слова относительно главного; г) по передаваемым синтаксическим отношениям.
3. Приведите примеры: а) полного и неполного согласования; б) глагольного и именного управления.
4. Верно ли утверждение, что прилагательное всегда подчиняется существительному по способу согласования?
5*. Подумайте, в каких словосочетаниях и почему подчинительная связь может быть квалифицирована как именное примыкание. Обоснуйте свой ответ.
Большинство студентов, бродить по парку, ветер с моря, въехать в город, готов к ответу, жить в столице, мысли о матери, обложка книги, отправиться на охоту, позвать друзей, размышлять над задачей, совет подруги, стремление к победе, три желания.
6*. В каких случаях говорят о двойной синтаксической связи? Приведите примеры словосочетаний с двойной синтаксической связью.
7. Одним или разными способами связаны компоненты словосочетаний каждой группы? Мотивируйте свой ответ. Укажите средства выражения подчинительной связи в каждом словосочетании.
Шарф в клетку – клетчатый шарф.
Шкаф для одежды – одежный шкаф.
Уехать в горы – поездка в горы.
Петь хором – пение хором.
Выдать документы – выдача документов.
Сложная задача – задача посложнее.
Помутневшая вода – помутневшая после дождей.
Пять страниц – на пяти страницах – пятая страница.
Гофрированная юбка – юбка гофре – юбка в складку.
Широкое шоссе – перейти шоссе – ехать по шоссе.
8. Какие сведения о способах подчинительной связи содержатся в учебных комплексах для общеобразовательной школы?
9. Когда подчинительная связь является сильной? Что может определять силу подчинительной связи?
10. Приведите примеры реализации в словосочетаниях вариативных подчинительных связей и объясните, чем (значением, стилистической окраской и др.) различаются данные словосочетания.
11*. К приведенным ниже словосочетаниям подберите (при возможности) такие синонимичные, где между компонентами другие способы связи. Чем ограничивается возможность синонимической замены?
Стая птиц, толпа зевак, группа студентов, стадо овец;
человек небольшого роста, ленты разного цвета, спорт высших достижений, чума двадцатого века, звуки высокой частоты, одежда больших размеров;
памятник из гранита, платье из шелка, простыня из ивановского ситца, посуда из стекла, ваза из чешского стекла, мебель (из) красного дерева;
запрет на купание, отказать в помощи, разрешить посещать больных;
домик в деревне, тропинка в полях, магазин на углу, кафе на улице, отель на берегу,
12. Дайте полную характеристику грамматических связей в словосочетаниях быстро спрятаться, верный присяге, долгая дорога, сидеть у окна, счастлив встретиться. Для этого укажите способ связи, ее силу / слабость, средства ее выражения.
Литература
Основная
Современный русский язык: В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. 2-е изд., испр. и доп. М., 1987.
Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. 4-е изд., испр. М., 2003.
Лекант П.А. Современный русский язык: Синтаксис. М., 2010.
Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. 3-е изд., испр. и доп. М., 2004.
Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения (Теоретический курс). Самара, 1997.
Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 2013.
Балягина И.Я., Тулузакова Г.Н. Грамматический разбор в курсе «Современный русский литературный язык». Изд. 2-е, иср. и доп. Самара, 2014.
Дополнительная
Бабайцева В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке. М., 2004.
Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. М., 1988.
Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. М., 2000.
Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. М., 1977.
Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения (На материале русского языка) // Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975. С. 254–294.
Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Самара, 1997.
Ковтунова И.И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976.
Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопатина. М., 1989.
Лекант П.А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. М., 1976.
Лингвистическая терминология: Синтаксис простого предложения. Самара, 2000.
Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. 7-е изд. М., 1956.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1977 (и последующие издания).
Русская грамматика: В 2 т. Т. II. М., 1980.
Синтаксис современного русого языка /Под ред. С.В. Вяткиной. СПб.; М., 2009.
Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г. Костомарова и В.И. Максимова. М., 2003.
Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / Под общей ред. Л.А. Новикова. 3-е изд. СПб., 2001.
Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. 2-е изд., испр. и доп. М., 1989.
Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. Ч. II. Морфология. Синтаксис / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2001.
Федосюк М.Ю. Синтаксис современного русского языка. М., 2012.
Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980.
Словари и справочники
Большой энциклопедический словарь. Языкознание / Гл. ред. В.Н. Ярцева. 2-е (репринтное) изд. М., 1998.
Золотова Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М., 1988.
Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991 (и следующие издания).
Ломов А.М. Словарь-справочник по синтаксису современного русского языка. М., 2007.
Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник (любое издание).
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. 3-е изд., испр. и доп. М., 1985.
Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.