Тема 4. Сочетания ча, ща, чу, щу
Тренажёр
По русскому языку
Для начальной школы
Фразеологизмы
Методическое пособие
для учителей начальной школы
Оглавление
Пояснительная записка | |
Тема 1. Звуки и буквы. | |
Тема 2. Слог и перенос. | |
Тема 3. Сочетания жи, ши, | |
Тема 4. Сочетания ча, ща, чу, щу. | |
Тема 5. Сочетания чк, чн, щн. | |
Тема 6. Ударение. | |
Тема 7. Безударные гласные, проверяемые ударением. | |
Тема 8. Непроверяемые безударные гласные. | |
Тема 9. Звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова. | |
Тема 10. Правописание разделительного мягкого, твёрдого знака. | |
Тема 11. Правописание приставок и предлогов. | |
Тема 12. Не с глаголами. | |
Приложение. История происхождения выражений. | |
Фразеологизмы в картинках. | |
Литература |
Пояснительная записка
Русский язык богат не только пословицами и поговорками, но и крылатыми выражениями. Они имеют глубокий смысл и передают из поколения в поколение народную мудрость.
Большое значение в развитии речи учащихся играют фразеологизмы. Они составляют национальное богатство языка, точно, метко и образно характеризуют различные стороны окружающей действительности. Фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать. Чем больше дети их будут знать, тем точнее и красочнее смогут выразить свою мысль.
Систематическое использование фразеологизмов способствует развитию внимания, памяти, мышления и речи учащихся.
Кроме того, фразеологизмы содержат богатый словарный материал для закрепления орфограмм и правил русского языка. Именно эти возможности использованы в данной методической разработке, которая позволяет активизировать работу учащихся на уроках русского языка, облегчает восприятие сложных правил правописания орфограмм в слове.
Рабочую тетрадь можно использовать на орфографических минутках, языковых разминках, а также при работе со словарными словами как дополнение к учебнику «Русский язык» любого учебно-методического комплекта, а также для повторения и закрепления изученного материала.
Тема 1. Звуки и буквы
Вставьте пропущенные буквы.Подчеркните согласные, которые при произношении слышатся мягко.
Карточка 1
Встреч… за круглым ст…лом.
Время от времени.
Д…ржать кам…н… за пазухой.
Называт… вещи св…ими именами.
Потерять голову.
Карточка 2
Впаст… в немилост….
Вет…р в г…л…ве.
Мастер на все руки.
Кто в лес, кто по др…ва.
Ут…рет… нос.
Карточка 3
Не ударит… л…цом в гря…ь
Не сн…сить г…л…вы.
Хр…нить м…лчание
З…рубит… на н…су.
Хуже гор…кой ред…ки.
Карточка 4
Гл…за бы мои не видели.
Д…ржи к…рман ш…ре.
Бумага всё стерпит.
Д…ржать ухо востро.
Вертит…ся в г…л…ве.
Вставьте пропущенные буквы.Подчеркните согласные, которые при произношении слышатся твёрдо.
Карточка 1
Палка о двух к…нцах.
Ум за разум з…ходит.
Ябл…ко раздора.
З…л…тые руки.
Мухи (не)обидит.
Карточка 2
Вол…сы дыбом встали.
П…л…жить к…нец.
Пускат… пыл… в гл…за.
Буква в букву.
Пал…чики …ближешь.
Карточка 3
По доброй воле.
Р…зыграт… как по нотам.
Спрятат… к…нцы в воду.
З…в…зать разг…вор.
С горем пополам.
Карточка 4
По горячим сл…дам.
В…дит… за нос.
Гл…за разб…жалис….
З…л…тые горы сулит….
Ябл…ку негде упаст….
Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните гласные буквы, обозначающие мягкость согласных звуков в этих фразеологизмах.
Карточка 1
С м…нуты на м…нуту.
Решетом воду носит….
Выйти сухим из в…ды.
В гл…зах р…бит.
П…вернуться негде.
Карточка 2
Время от вр…мени.
Сидет… сл…жа руки.
Гл…за на мокром месте.
Н…дут…ся как мыш… на крупу.
Рано или поз(?)но.
Карточка 3
М…нутное дело.
Переел…ват… из пустого в порожнее.
Л…жат… мёртвым грузом.
Ч…рным по белому.
Знать как св…и пят… пал…цев.
Карточка 4
Дат… з…лёную ул…цу.
Т…жёлая рука.
В…рит…ся в собственном с…ку.
На скорую руку.
Ставит… на одну доску.
Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость согласных звуков
Карточка 1
Зу… на зу… не поп…дает.
Из к…нца в к…нец.
На гл…зах у кого-либо.
Много в…ды ут…кло.
Палка о двух к…нцах.
Карточка 2
З…дирать нос.
Л…цом к л…цу.
Как с гуся в…да.
Хр…нить как зеницу ока.
В одно мгновение.
Карточка 3
Тише в…ды, ниже тр…вы.
Выпл…кат… все гл…за.
Не в бро…ь, а в гла….
См…треть б…л…ш…ми гл…зами.
Как один ч…ловек.
Карточка 4
Вын…сти на св…их плеч…х.
Кусат… себе локти.
На свой страх и риск.
Сест… на св…его к…н…ка.
Тема 2. Слог и перенос
Вставьте пропущенные буквы. Разделите вертикальной чертой слова для переноса.
Карточка 1
Принят… за чистую монету.
Ч…рным по белому.
Сулит… з…л…тые горы.
Среди белого дня.
Наг…ворить с три короба.
Карточка 2
З…л…тых дел мастер.
Ска…ка про белого быч(?)ка.
Белыми нитками ш…то.
З…л…тые руки.
Хот… тр…ва не расти.
Карточка 3
Гл…за на мокром месте.
Искат… вчерашний ден….
Хуже гор…кой ре…ьки.
Под горяч…ю руку.
Д…ведёшь до белого каления.
Карточка 4
Перемыват… косточ(?)ки.
Ходит как в воду опущенный.
Тол…ко пятки з…сверкали.
Их в…дой не разол…ёшь.
Кал…чом (не)выманишь.
Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.
Карточка 1
Не ударит… л…цом в гря…ь.
Кр…вит… душой.
Идти на убыл….
Читат… между строк.
Вкрив… и вкос….
Карточка 2
Пл…стис… в хв…сте.
Т…птат…ся на месте.
Д…ржат… …зык за зубами.
В…ртет…ся под н…гами.
Ябл…ку негде упасть.
Карточка 3
Вдол… и поперёк.
П…вернут…ся негде.
Быт… на сед…мом небе.
Стрич… под одну гр…бёнку.
Рано или поздно.
Карточка 4
Убит… двух зайцев.
З…блудиться в трёх соснах.
Сем… пятниц на н…деле.
Сем…потов с…шло.
Сплошь и рядом.
Тема 3. Сочетания жи, ши
Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
Карточка 1
Ж...ть ч…ж..м умом.
Ж…ть св…им умом.
В…прос ж…зни и смерти.
Между ж…знью и смерт…ю.
За здорово ж…вёшь.
Карточка 2
Навострить уш… .
З…девать за ж…вое.
По свеж…м сл…дам.
Ч…ж…ми руками жар загр…бать.
Дрож…т как …синовый лист.
Карточка 3
Вскруж…ть гол…ву.
Пол…ж…ть зубы на полку.
Бит… баклуш….
Ле…ть вон из кож….
Держ.. карман ш…ре.
Карточка 4
Хоть кол на г…лове теш….
Ш…ворот-навыворот.
Ж…ть на ш…рокую ногу.
Уйти несолоно хлебавш…
Задеть за ж…вое.
Карточка 1
Г...л…ва на пл…ч…х.
Родит…ся под сч…стливой зв…здой.
За сем…ю печ…тями.
Испит… гор…кую ч…шу.
В ч..с по ч…йной ло…ке.
Карточка 2
Встреч…ть в штыки.
Ходяч…я энциклопедия.
Отвеч…ть г…л…вой.
Вос…мое ч…до света.
Ходят с пр…тянутой рукой.
Карточка 3
Ч…чело г…роховое.
Ч…вство локтя.
Смотрет… ч…ж…ми гл…зами.
Полная ч…ша.
Почва уходит из-под ног.
Карточка 4
Б…жать, как от ч…мы.
Битый ч…с.
Валит… в одну куч….
Нач…ть с чистого л…ста.
Переполнит… ч…шу терпения.
Тема 5. Сочетания чк,чн, нщ
Вставьте пропущенные буквы. К словам с безударной гласной в корне или сомнительной согласной напишите проверочные слова.
Карточка 1
Первая ласточ(?)ка.
Хле... насущ(?)ный.
В…сеть на ниточ(?)ке.
М…лоч(?)ные реки и кисел…ные б…р…га.
Шапоч(?)ное знакомство.
Карточка 2
Первая ласточ(?)ка.
Как сел…дей в бочке.
Перемыват... косточ(?)ки.
Ска…ка про белого быч(?)ка.
Попался на удоч(?)ку.
Карточка 3
Без суч(?)ка, без задоринки.
Бит… в одну точ(?)ку.
Блюдеч(?)ко с г…лубой каёмоч(?)кой.
Божий одуван(?)чик.
Втирать оч(?)ки.
Карточка 4
Дать сто оч(?)ков вперёд кому-либо.
Ло…ка дёгтя в боч(?)ке мёда.
Молоч(?)ные реки, кисел…ные б…рега.
Одетый с иголоч(?)ки.
Попасть в точ(?)ку.
Тема 6. Ударение
Поставьте ударение в словах. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите имена существительные и разделите для переноса.
Карточка 1
На все четыре стор…ны.
Как св…и пять пал…цев.
Заблудит…ся в трёх соснах.
По пал…цам пересчитат….
Встат… с левой н…ги.
Карточка 2
Как гром среди ясного неба.
Подлит… масло в огон….
Вст…влять палки в к…лёса.
Как с луны св…лился.
Разыграть как по нотам.
Карточка 3
Не верит… св…им ушам.
Бабушка надвое ск…зала.
Длинный …зык.
Одна н…га здесь, другая там.
П…терять почву под н…гами.
Карточка 4
Витат… между небом и з…млёй.
Как небо от з…мли отлич…ться.
Как в…ды в рот н…брал.
Не вешат… носа.
Тема 7. Безударные гласные,
проверяемые ударением
Карточка 1
Ломать гол…ву.
З...л…тые руки.
Путаться под н…гами.
Пятое к…л…со в телеге.
Светлая г…л…ва.
Карточка 2
Ветреная г…л…ва.
Бр…саться в гл.за.
Вверх н…гами.
Все гл…за выпл…кать.
Вол…сы дыбом встали.
Карточка 3
Вор…тить нос.
(Вы)х…дить (из)себя.
Г…ра с плеч.
Г...л…ва кругом идёт.
Д…ржать …зык за зубами.
Карточка 4
Д…ржать в ежовых рук…вицах.
Желторотый пт…нец.
Прогл…тить …зык.
Пускать пыль в гл…за.
Прятат… гол…ву в п…сок.
Карточка 5
Н…сить (на)руках.
З...в…рить кашу.
З…сучив рук…ва.
Как г…ра с плеч.
Как с гуся в…да.
Карточка 6
Ст…ять г…рой.
З…крывать гл…за.
Г…л…ва вскруж…лась.
Тише в…ды, ниже тр…вы.
(На)край света б…жать.
Карточка 7
З...л…тые руки.
На вес зол...та.
За тридевять з…мель.
Моё дело ст…р…на.
Сулить з...л…тые горы.
Карточка 8
В гл…за г…в…рить.
Ходуном х…дить.
З…л…тые горы сулить.
Гл…за разб…гаются.
Карточка 9
Св…дить к…нцы с к…нцами.
См…треть правде в гл…за.
Тише в…ды, ниже тр…вы.
Вертится в г…л…ве.
Карточка 1
Идти пр…мой д…рогой.
Белая в…рона.
Ч…л...век с б…льшой буквы.
Бр…сать на вет…р сл…ва.
К…рова …зыком сл…зала.
Карточка 2
Найти общий …зык.
М…дведь на ухо н…ступил.
З…лёная ул…ца.
Злой …зык.
Стреляный в…р...бей.
Карточка 3
Хв…таться за с…ломинку.
Ждать у моря п…годы.
Ябл…ку негде упасть.
Два с...п…га пара.
Ни к с...лу ни к гор…ду.
Карточка 4
Н…сить воду решетом.
При царе Г…рохе.
Витать в ...бл…ках.
Сем.. пятниц на н…деле.
Буря в ст…кане в…ды.
Карточка 5
Ж…ть как кошка с с…бакой.
Жечь свои к…р…бли.
Прокладывать д…рогу.
Идти св...ей д…рогой.
…зык прогл…тить.
Карточка 6
Буря в ст…кане в.ды.
М…двеж…я услуга.
Гус… свин…е не т…варищ.
Труслив, как за…ц.
Вставлят… палки в к…лёса.
Карточка 7
Болтлив, как с…рока.
В…ртеться, как белка в к…лесе.
В…рон считат….
Ч…ловек с головой.
…зык без костей.
Карточка 8
Труслив, как за…ц.
Тянуть за …зык.
Мокрый, как кур…ца.
Ч…рный день.
Острый на …зык.
Карточка 9
Как об стенку г…рох.
Ру…ким …зыком сказано.
Быть не в св…ей т…релке.
…зык до Киева д…ведёт.
Бр…сать камни в чей-либо ог…род.
Карточка 10
…зык сл…мать можно.
Шут г…роховый.
С…рока на хв…сте принесла.
Х…рошего помаленьку.
Ябл…ко раздора.
Карточка 11
См…треть как б…ран на новые в..рота.
С к…рабля на бал.
Прятать гол..ву в п…сок.
После дождич(?)ка в ч…тверг.
Отпл…тить той же м…нетой.
Вставать с п…тухами.
Карточка 12
Первый парен… на д…ревне.
Ни в какие в…рота (не)лезет.
М…роз по коже.
Мал…ч…к на побегушках.
Игра в одни в…рота.
Г…в..рить на разных …зыках.
На конце и в середине слова
Вставьте пропущенные буквы, напишите проверочные слова.
Карточка 1
Играть в ко…ки-мы…ки.
Купит… к…та (в)ме…ке.
Лё…кая рука.
Лё… тронулся.
Измерят… на гла… .
Карточка 2
Не св…дить гла... .
Нал…мать дро... .
Глуп как про...ка.
Х…дить на задних ла….ках.
Хоть пру... пруди.
Карточка 3
Быть не из ро…кого десятка.
С глазу на гла... .
Т…чить зу... .
Сбит…ся с но... .
Лё…кая рука.
Карточка 4
С лё...ким сер(?)цем.
Лё… тронулся.
Как скво… землю пров…лился.
Как сне... на гол...ву.
Видеть наскво... .
Карточка 5
Ни в ска…ке сказат…, ни пером описат….
Медве… на ухо н..ступил.
У..ки на макушке.
Зу… на зу… не попадает.
Со всех но….
Стоят… на задних ла(?)ках.
Мягкого, твёрдого знака
В словах с пропущенными буквами выделите корень, вставьтенеобходимую орфограмму, разделите на слоги.
Карточка 1
М…двеж…я услуга.
Заяч…я душа.
Ни днём ни ноч…ю.
С.баку с…ел.
Волк (в)овеч…ей шкуре
Карточка 2
Плакать в три руч…я.
Водой не разол…ёшь.
В.рона в павлин.их пер…ях.
Между жизн…ю и смерт…ю.
Пол…вать гряз…ю.
Карточка 3
На распут…е.
За сем…ю замками.
Груд…ю ст…ять за что-либо.
Сер(?)це кров…ю обл…вается.
Пуд соли с…есть.
Карточка 4
Л…ёт как из ведра.
Шубы не сош…ёшь.
По щ…ч…ему велен…ю.
Т…жёл на под…ём.
Даже бров…ю не шевельнул.
Карточка 1
Язык (до)Киева (до)ведёт.
Как рыба (в)в…де.
(На)шла к…са (на)камень.
(С)водить к…нцы (с)к…нцами.
Делать (из)мухи сл…на.
Карточка 2
(Вы)водить (на)чистую воду.
(Вы)х…дить сухим (из)в…ды.
Как в…ды (в)рот (на)брал.
(До)поры (до)времени.
(На)ступить (на)…зык.
Карточка 3
Рукой п…дать.
(Вы)х…дить (из)терпения.
Дом п…строить (на)п…ске.
Нос не д…рос.
В…дить (за)нос.
Карточка 4
Камень (на)сер(?)це.
Ставить (на)одну доску.
Когда рак (на)г…ре свистнет.
(В)втираться (в)доверие.
(С)биться (с)ног.
Карточка 5
Как (с)Луны (с)валился.
Ему (про)Фому, а он (про)Ерёму.
Прыгать (от)радости.
Сидет… как (на)иголках.
(С)ходить (со)сцены.
Тема 12. Не с глаголами.
Раскройте скобки, к словам с пропущенными буквами подберите проверочные.
Карточка 1
(Не)верить св…им гл…зам.
(Не)знал, куда гл…за д...вать.
(Не)ударить в грязь л…цом.
Комар носа (не)подточит.
К…нцов (не)соберёшь.
Явился – (не)запылился.
Карточка 2
Звёз… с неба (не)хватает.
В…дой (не)разол…ёшь.
Хоть тр…ва (не)расти.
(Не)видеть дал…ше собственного носа.
Руки (не)д…ходят.
Всех дел (не)переделаешь.
Карточка 3
Маковой р…синки во рту (не)было.
(Не)нах…дить себе места.
(Не)вешать носа.
За словом в к…рман (не)полезет.
(Не)видать как св…их ушей.
И ухом (не)п…вёл.
Карточка 4
(Не)упускать из виду.
Гл…за бы мои (не)глядели.
(Не)видать света белого.
(Не)знать с какими гл…зами появиться
…зык (не)поворачивается.
Карточка 5
Глазом (не)моргнул.
(Не)идёт в гол…ву.
Даже бров…ю (не)шевельнул.
(Не)дать шагу сделат….
Зу… на зу… (не)попадает.
Калачом (не)з…манишь.
Карточка 6
(Не)упускать из виду.
Носа (не)высунешь.
В подмётки (не)годит(?)ся.
(Не)выходит из г…л…вы.
(Не)сходить с …зыка.
Гроша ломаного (не)стоит.
Карточка 7
Кусок в горло (не)лезет.
От з…мли (не)видать.
Ни в какие в…рота (не)лезет.
(Не)верить св…им ушам.
Кашу маслом (не)испортишь.
Дареному коню в зубы (не)смотрят.
Провалиться сквозь землю.
Эти слова встречаются в двух видах. Иной раз - как клятвенная формула: «Провалиться мне сквозь землю, если я лгу!» В других случаях - как гневное заклятие: «Провались ты сквозь землю!» И там и тут они восходят к древним представлениям об аде, подземном обиталище усопших грешников, где их души испытывают страшные мучения. Есть и другие варианты этой поговорки: «провалиться в тартарары» (то есть «в Тартар» - древнегреческий ад) или просто «провалиться на этом месте», и так далее. Смысл повсюду один и тот же. Нередко она имеет значение: пропасть, бесследно потеряться.
Пускать пыль в глаза – хвастаться тем, чего на самом деле нет, обманывать.
Предполагают, что первоначально это выражение имело прямое значение: бывали случаи, что в кулачном бою и в самом деле бросали пыль в глаза противнику и таким обманным способом побеждали его. Потом был запрещён такой способ «победы». А выражение это стало употребляться переносно в значении: «хвастаться, создавать ложное впечатление».
Распускать нюни – проявлять слабость, унывать.
«Нюни» - так в народе называют мокрые опущенные губы, какие обычно бывают у плачущего человека.
Светлая голова – умный человек.
В этом выражении слово голова употребляется в переносном значении «ум, разум».
Спит с открытыми глазами – настороженный человек.
Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне всё видят. А если точнее, то плёнка, прикрывающая глаза, совсем тоненькая, прозрачная.
Уйти несолоно хлебавши – остаться неудовлетворённым, разочароваться, не получить того, на что рассчитывал.
На Руси соль была дорогим продуктом. Тогда варили, пекли без соли, а солили пищу уже за столом. Часто хозяин солил пищу своей рукой. Порой он так старался выразить своё почтение какому-нибудь гостю, что пересаливал. А сидевшему в дальнем конце стола, иногда не доставалось вовсе. Значит, одному пересаливали, а другой уходил несолоно хлебавши.
Умыть руки – снять с себя всякую ответственность за что-либо, объявить о своем неучастии в деле.
В древнем восточном обычае: человек, не виноватый в преступлении, омывал водой руки и во всеуслышание заявлял: «Я не повинен в сем». Или: «Руки мои чисты». Это равнялось торжественной клятве.
Филькина грамота – безграмотно составленный документ.
Выражение это, так сказать царского происхождения. Автором его был царь Иван IV, прозванный в народе Грозным за массовые казни и убийства. Для усиления своей самодержавной власти, что невозможно было без ослабления князей, бояр и духовенства, Иван Грозный ввел опричнину, наводившую ужас на все государство Российское. Не мог примириться с разгулом опричников и митрополит Московский Филипп. В своих многочисленных посланиях к царю – грамотах – он стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину. Строптивого митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты – филькиными грамотами. За смелые обличения Грозного и его опричников митрополит Филипп был заточен в Тверской монастырь. Выражение «филькина грамота» укоренилось в народе. Вначале так говорили просто о документах, не имеющих юридической силы. А теперь это означает также и «невежественный, безграмотно составленный документ».
Чучело гороховое – безобразно, нелепо одетый человек, вызывающий насмешку. Чучело – пугало, которое устанавливают в огородах для отпугивания птиц. Такое чучело-пугало уславливалось чаще всего на гороховых полях. Это насмешливое выражение и возникло из сравнения безобразно, безвкусно одетого человека с таким пугалом.
Чепуха на постном масле – ерунда.
Коровье масло (сливочное) было дорогим, а постное (льняное или конопляное) - дешёвым. Hа постном масле готовились скудные кушанья для простого люда, понятие "на постном масле" означало второсортность продукта, заведомую дешёвку. То есть, чепуха на постном масле это не просто ерунда, а ерунда сугубая.
Шарашкина контора – контора жуликов, обманщиков.
Этот фразеологизм возник в живой разговорной речи, и имеет негативный характер. Слово шарашкина связано этимологически со словом шарашь (шваль, голытьба, жульё).
Шиворот навыворот – сделать или сказать что-нибудь не так, наоборот, перепутать.
Было время, когда выражение «шиворот-навыворот» связывалось с позорным наказанием. Пойманного вора или другого преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу. Во времена Ивана Грозного провинившегося барина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду шиворотом, но и тем, что сажали его в таком виде на коня лицом к хвосту. В таком виде возили его по всему городу под свист и улюлюканье уличной толпы.
Шапочное знакомство – поверхностное знакомство.
Друзья при встрече пожимали друг другу руки, близкие друзья или родственники обнимались, а просто знакомые – приподнимали шляпу.
Шут гороховый – пустой человек, чудак, служащий всеобщим посмешищем.
Раньше, на поле, засеянное горохом, ставили пугало – шут гороховый. Во время святочных забав в числе действующих лиц был ряженный, окутанный гороховой соломой. В конце Масленицы возили соломенное чучело – шута горохового. Гороховой соломой украшали себя и скоморохи.
Явился – не запылился - выражение раздражения по поводу чьего-либо нежелательного прихода.
Этот оборот собственно русский. Когда слугу посылали с поручением куда-либо, а он являлся назад в незапыленной одежде и обуви, это говорило о недобросовестном выполнении поручения или о его невыполнении, т. к. пройти какое-то расстояние по пыльной дороге и не запылиться было невозможно.
Язык проглотить – молчать.
Оберегая свои секреты, восточные (да и не только восточные) владыки окружали себя глухонемыми телохранителями, а если немых от природы силачей недоставало, не стеснялись урезать языки обычным воинам. Ничего не скажешь, метод надёжный, вот только к гонцам его применить невозможно, ведь гонец обязан передать поручение на словах, поскольку доверять тайны бумаге было бы по меньшей мере опрометчиво. Однако гонца могли перехватить, взять в плен и пытками или колдовством вырвать у него военную тайну. Hа этот случай давался строгий приказ: попав в плен, гонец должен был откусить собственный язык и проглотить его. Откусить - понятно, но глотать-то зачем? А на всякий случай, а то вдруг чародеи врага заставят разговориться откушенный язык... А так, языка нет и говорить некому.
Есть у этого же словосочетания иной смысл. Ведь язык это не только орган речи, он, кроме того, перемешивает пищу при жевании. И если еда оказывается очень вкусной, то кажется, что и язык готов проглотить вместе с угощением. «Язык проглотишь» – т.е. очень вкусно
«Я покажу тебе, где раки зимуют» – говорили так, если кого-то хотели очень сильно наказать.
Выражение связано с историей нашего народа. Ловить зимой раков посылали провинившихся крестьян. Это было делом очень трудным и небезопасным, так как приходилось много часов доставать их со дна ледяной реки. Многие не только заболевали, но и умирали от переохлаждения. Отсюда и пошло это выражение.
Фразеологизмы в картинках (Приложение)
Литература
- Толковый словарь крылатых слов и выражений. – М.: «Мартин», 2007.
- Школьный фразеологический словарь русского языка. В.П. Жуков, А.В.Жуков. – М.: «Просвещение», 2006.
- В.В. Волина «Весёлая грамматика». – М.: Знание, 1995.
- О.Е. Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина «Учим русский с увлечением – 2». – М.: 5 за знания, 2005
- «Начальная школа», № 12, 1990 г. Усвоение фразеологизмов на уроках русского языка.
- «Начальная школа», № 7, 2001 г. Почему мы так говорим?
- «Начальная школа», № 2, 2002 г. Почему мы так говорим?
- «Начальная школа», № 7, 2002 г. Использование фразеологизмов и пословиц при работе со словарными словами.
- Интернет http://frazbook.ru//
Тренажёр
По русскому языку
Для начальной школы
Фразеологизмы
Методическое пособие
для учителей начальной школы
Оглавление
Пояснительная записка | |
Тема 1. Звуки и буквы. | |
Тема 2. Слог и перенос. | |
Тема 3. Сочетания жи, ши, | |
Тема 4. Сочетания ча, ща, чу, щу. | |
Тема 5. Сочетания чк, чн, щн. | |
Тема 6. Ударение. | |
Тема 7. Безударные гласные, проверяемые ударением. | |
Тема 8. Непроверяемые безударные гласные. | |
Тема 9. Звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова. | |
Тема 10. Правописание разделительного мягкого, твёрдого знака. | |
Тема 11. Правописание приставок и предлогов. | |
Тема 12. Не с глаголами. | |
Приложение. История происхождения выражений. | |
Фразеологизмы в картинках. | |
Литература |
Пояснительная записка
Русский язык богат не только пословицами и поговорками, но и крылатыми выражениями. Они имеют глубокий смысл и передают из поколения в поколение народную мудрость.
Большое значение в развитии речи учащихся играют фразеологизмы. Они составляют национальное богатство языка, точно, метко и образно характеризуют различные стороны окружающей действительности. Фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать. Чем больше дети их будут знать, тем точнее и красочнее смогут выразить свою мысль.
Систематическое использование фразеологизмов способствует развитию внимания, памяти, мышления и речи учащихся.
Кроме того, фразеологизмы содержат богатый словарный материал для закрепления орфограмм и правил русского языка. Именно эти возможности использованы в данной методической разработке, которая позволяет активизировать работу учащихся на уроках русского языка, облегчает восприятие сложных правил правописания орфограмм в слове.
Рабочую тетрадь можно использовать на орфографических минутках, языковых разминках, а также при работе со словарными словами как дополнение к учебнику «Русский язык» любого учебно-методического комплекта, а также для повторения и закрепления изученного материала.
Тема 1. Звуки и буквы
Вставьте пропущенные буквы.Подчеркните согласные, которые при произношении слышатся мягко.
Карточка 1
Встреч… за круглым ст…лом.
Время от времени.
Д…ржать кам…н… за пазухой.
Называт… вещи св…ими именами.
Потерять голову.
Карточка 2
Впаст… в немилост….
Вет…р в г…л…ве.
Мастер на все руки.
Кто в лес, кто по др…ва.
Ут…рет… нос.
Карточка 3
Не ударит… л…цом в гря…ь
Не сн…сить г…л…вы.
Хр…нить м…лчание
З…рубит… на н…су.
Хуже гор…кой ред…ки.
Карточка 4
Гл…за бы мои не видели.
Д…ржи к…рман ш…ре.
Бумага всё стерпит.
Д…ржать ухо востро.
Вертит…ся в г…л…ве.
Вставьте пропущенные буквы.Подчеркните согласные, которые при произношении слышатся твёрдо.
Карточка 1
Палка о двух к…нцах.
Ум за разум з…ходит.
Ябл…ко раздора.
З…л…тые руки.
Мухи (не)обидит.
Карточка 2
Вол…сы дыбом встали.
П…л…жить к…нец.
Пускат… пыл… в гл…за.
Буква в букву.
Пал…чики …ближешь.
Карточка 3
По доброй воле.
Р…зыграт… как по нотам.
Спрятат… к…нцы в воду.
З…в…зать разг…вор.
С горем пополам.
Карточка 4
По горячим сл…дам.
В…дит… за нос.
Гл…за разб…жалис….
З…л…тые горы сулит….
Ябл…ку негде упаст….
Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните гласные буквы, обозначающие мягкость согласных звуков в этих фразеологизмах.
Карточка 1
С м…нуты на м…нуту.
Решетом воду носит….
Выйти сухим из в…ды.
В гл…зах р…бит.
П…вернуться негде.
Карточка 2
Время от вр…мени.
Сидет… сл…жа руки.
Гл…за на мокром месте.
Н…дут…ся как мыш… на крупу.
Рано или поз(?)но.
Карточка 3
М…нутное дело.
Переел…ват… из пустого в порожнее.
Л…жат… мёртвым грузом.
Ч…рным по белому.
Знать как св…и пят… пал…цев.
Карточка 4
Дат… з…лёную ул…цу.
Т…жёлая рука.
В…рит…ся в собственном с…ку.
На скорую руку.
Ставит… на одну доску.
Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость согласных звуков
Карточка 1
Зу… на зу… не поп…дает.
Из к…нца в к…нец.
На гл…зах у кого-либо.
Много в…ды ут…кло.
Палка о двух к…нцах.
Карточка 2
З…дирать нос.
Л…цом к л…цу.
Как с гуся в…да.
Хр…нить как зеницу ока.
В одно мгновение.
Карточка 3
Тише в…ды, ниже тр…вы.
Выпл…кат… все гл…за.
Не в бро…ь, а в гла….
См…треть б…л…ш…ми гл…зами.
Как один ч…ловек.
Карточка 4
Вын…сти на св…их плеч…х.
Кусат… себе локти.
На свой страх и риск.
Сест… на св…его к…н…ка.
Тема 2. Слог и перенос
Вставьте пропущенные буквы. Разделите вертикальной чертой слова для переноса.
Карточка 1
Принят… за чистую монету.
Ч…рным по белому.
Сулит… з…л…тые горы.
Среди белого дня.
Наг…ворить с три короба.
Карточка 2
З…л…тых дел мастер.
Ска…ка про белого быч(?)ка.
Белыми нитками ш…то.
З…л…тые руки.
Хот… тр…ва не расти.
Карточка 3
Гл…за на мокром месте.
Искат… вчерашний ден….
Хуже гор…кой ре…ьки.
Под горяч…ю руку.
Д…ведёшь до белого каления.
Карточка 4
Перемыват… косточ(?)ки.
Ходит как в воду опущенный.
Тол…ко пятки з…сверкали.
Их в…дой не разол…ёшь.
Кал…чом (не)выманишь.
Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.
Карточка 1
Не ударит… л…цом в гря…ь.
Кр…вит… душой.
Идти на убыл….
Читат… между строк.
Вкрив… и вкос….
Карточка 2
Пл…стис… в хв…сте.
Т…птат…ся на месте.
Д…ржат… …зык за зубами.
В…ртет…ся под н…гами.
Ябл…ку негде упасть.
Карточка 3
Вдол… и поперёк.
П…вернут…ся негде.
Быт… на сед…мом небе.
Стрич… под одну гр…бёнку.
Рано или поздно.
Карточка 4
Убит… двух зайцев.
З…блудиться в трёх соснах.
Сем… пятниц на н…деле.
Сем…потов с…шло.
Сплошь и рядом.
Тема 3. Сочетания жи, ши
Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
Карточка 1
Ж...ть ч…ж..м умом.
Ж…ть св…им умом.
В…прос ж…зни и смерти.
Между ж…знью и смерт…ю.
За здорово ж…вёшь.
Карточка 2
Навострить уш… .
З…девать за ж…вое.
По свеж…м сл…дам.
Ч…ж…ми руками жар загр…бать.
Дрож…т как …синовый лист.
Карточка 3
Вскруж…ть гол…ву.
Пол…ж…ть зубы на полку.
Бит… баклуш….
Ле…ть вон из кож….
Держ.. карман ш…ре.
Карточка 4
Хоть кол на г…лове теш….
Ш…ворот-навыворот.
Ж…ть на ш…рокую ногу.
Уйти несолоно хлебавш…
Задеть за ж…вое.