Этап первичной проверки понимания изученного

Работа в малых группах по предложенным заданиям.

1) Прочитайте стихотворение С. Погореловского. Какие образы у вас возникают, когда вы читаете его? Найдите родственные слова и определите их лексическое и грамматическое значения. Попробуйте сформулировать: какое обобщенное значение имеет семантема «снег». Какую художественную роль выполняет она в тексте?

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лед снегурки.

2) Из приведенных ниже отрывков из стихов И. А. Бунина выпишите слова, содержащие семантему «снег», определите, к какой части речи они относятся. Укажите их значения в тексте. Какие предметы, явления окружающей действительности обрисованы с помощью данного ряда? Какие эмоциональные оттенки отражены в родственных словах, какое настроение они выражают? Почему так употребителен в стихах И. А. Бунина этот ряд?

Пустыня, грусть в степных просторах.

Синеют тучи. Скоро снег.

* * *

Вечернее зимнее солнце

И ветер меж сосен играют,

Алеют снега, а в светлице

Янтарные пятна мелькают.

* * *

Морозное дыхание метели

Еще свежо, но улеглась метель.

Белеет снега мшистая постель,

В сугробах стынут траурные ели.

* * *

Прозрачно-бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.

* * *

Метеор зажжется,

Озаряя снег...

Шорох пронесется –

Зверя легкий бег...

Что ты мутный, светел месяц?

Что ты низко в небе ходишь,

Не по-прежнему сияешь

На серебряные снеги?

* * *

Один встречаю я дни радостной недели, –

В глуши на севере... А там у нас весна:

Растаял в поле снег...

* * *

За окнами – снега, степная гладь и ширь,

На переплетах рам – следы ночной пурги...

Как тих и скучен дом! Как съежился снегирь

От стужи за окном. – Но вот слуга. Шаги.

* * *

Вся в снегу, кудрявом, благовонном,

Вся-то ты гудишь блаженным звоном.

(О старой яблоне.)

* * *

...А барышня плетет.

Сидит, выводит крестики и мушки,

Бела, как снег, скромна, как лен в степи.

* * *

Один туман молочно-синий,

Как чья-то кроткая печаль,

Над этой снежною пустыней

Смягчает сумрачную даль.

* * *

Срывая брызги с бурного прибоя,

Он влажной пылью воздух наполняет

И снежных чаек носит над волнами.

(О ветре.)

* * *

Дымясь, вставали из-за леса

На склон небес – и вот одно

Могучим обликом Зевеса

Воздвигло снежное руно...

(Об облаке.)

* * *

Синеет небо яркое – и вдруг

С гумна стрелою мчится белый турман

И снежным комом падает к балкону.

* * *

Под хрусталем воды сияет белоснежный

Недвижный отблеск маяка.

* * *

Белый снег лежит в ущелье.

Но на скате, на льдине,

Видел я подснежник синий.

* * *

Как все вокруг сурово, снежно,

Как этот вечер сиз и хмур!

Леса, скалистые теснины –

И целый день, в конце теснин,

Громада снеговой вершины

Из-за лесных глядит вершин.

* * *

А там встают,

Там медленно плывут и утопают

В глубоком океане небосклона,

Как снеговые горы, облака.

3) В приведенных фрагментах определите, где прямое, а где переносное значение имеют слово снег и родственные ему слова. Попробуйте те примеры с прямым значением слова снег, в которых есть указание на время, расположить в соответствующей последовательности: 1) начало, середина, конец зимы; 2) утро, день, вечер, ночь.

4) Найдите и запишите эпитеты, которыми определяется слово снег. Какие признаки снега называют эти образные определения? Как они характеризуют отношение автора к снегу (зиме)? Какими изобразительными средствами (метафора, сравнение) пользуется автор при употреблении семантемы «снег»?

5) Найдите семантему «снег» в стихотворениях Ф. И. Тютчева или А. А. Фета, сравните ее с семантемой «снег» у И. А. Бунина. В чем сходство и каковы различия в ее значении и употреблении?

6) Прочитайте отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Песня Еремушке».

«Стой, ямщик! Жара несносная,

Дальше ехать не могу!»

Вишь, пора-то сенокосная –

Вся деревня на лугу.

У двора у постоялого

Только нянюшка сидит,

Закачав ребенка малого,

И сама почти что спит;

Через силу тянет песенку

Да, зевая, крестит рот.

Сел я рядом с ней на лесенку;

Няня дремлет и поет:

«Ниже тоненькой былиночки

Надо голову клонить,

Чтоб на свете сиротиночке

Беспечально век прожить.

Сила ломит и соломушку –

Поклонись пониже ей,

Чтобы старшие Еремушку

В люди вывели скорей».

На какие две части можно разделить данный отрывок? Объясните, с какой целью используются деминутивы в песне нянюшки? Какой жанр русских народных песен представлен в стихотворении? Для чего вводятся деминутивы в повествовательной части отрывка? Можно ли было в этой части обойтись без них? Какой колорит придают уменьшительно-ласкательные суффиксы всему стихотворению?

7) Прочитайте бытовую сценку из поэмы Н. А. Некрасова «Коробейники». Расскажите, о каком эпизоде из крестьянской жизни в ней говорится.

Ванька вдруг как захихикает

И на стадо показал:

Старичонко в стаде прыгает

За савраской, – длинен, вял,

И на цыпочки становится,

И лукошечком манит –

Нет! проклятый конь не ловится!

Вот подходит, вот стоит.

Сунул голову в лукошечко,

Старичок за холку хвать!

«Эй! еще, еще немножечко!» –

Нет! урвался конь опять

И, подбросив ноги задние,

Брызнул грязью в старика.

Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, определите их стилистическую роль. Каким чувством проникнут этот отрывок поэмы? Почему в одном случае употребляется слово старичонко, в другом – старичок, а в третьем – старик? Как деминутивы помогают читателю представить изображенную поэтом картинку?

8) Познакомьтесь со стихотворением И. А. Бунина «Мужичок». Сравните его с отрывком из поэмы Н. А. Некрасова «Коробейники». Что общего вы заметили?

Ельничком, березничком – где душа захочет –

В Киев пробирается божий мужичок.

Смотрит, нет ли ягодки? Горбится, бормочет,

Съест и ухмыляется: я, мол, дурачок.

«Али сладко, дедушка?» – «Грешен: сладко, внучек».

«Что ж, и на здоровье. А куда идешь?»

«Я-то? А не ведаю. Вроде вольных тучек.

Со крестом да с верой всякий путь хорош».

Ягодка по ягодке – вот и слава Богу:

Сыты. А завидим белые холсты,

Подойдем с молитвою, глянем на дорогу,

Сдернем, сунем в сумочку – и опять в кусты.

В какой форме написано это стихотворение? Как с помощью деминутивов создается образ божьего мужичка? Почему в его речи так много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Чувствуете ли вы иронию в отношении автора к своему герою?

9) Прочитайте стихотворение А. Т. Твардовского. О чем оно?

Весенний, утренний, тоненький

Ледок натянуло сеткой,

Но каплет с каждой соломинки,

С каждой ветки.

И звонкую, хрупкую,

Набравшись силы в ночи,

Чуть солнце – уже скорлупку

Проклюнули ручьи.

Апрельским ветром подунуло,

Запахли водой снега.

И дело свое задумала

Река, упершись в берега.

Ей грезится даль раздольная,

Ее минута близка...

Грохочет крылечко школьное,

Едва дождавшись звонка.

Найдите деминутивы, определите, к какой части речи они относятся. Выделите в этих словах все суффиксы.

Наши рекомендации