Место в школьном курсе

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА

Значение изучения синтаксиса в формировании лингвистической компетенции школьника.

Изучение синтаксиса является основой обучения правильному построению, интонированию и пунктуационному оформлению речи.

Типичные синтаксические ошибки:

В структуре предложения:

– нарушение границ предложения: Онегин ушел к себе домой, Татьяна пишет послание. Которое пышет жаром любви.

– нарушение порядка слов в простом предложении: Мне запомнился тот случай, когда Печорин отправился на лодке в открытое море, не умея плавать, где он чуть не становится жертвой своего любопытства.

– отступление от норм построения предложений с деепричастным оборотом: Он вспомнил, что, теряя сознание, его пальцы инстинктивно сжали шерсть собаки.

– отступление от норм построения предложений с причастным оборотом: Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

– в сложном предложении: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами.

– смешение прямой и косвенной речи: Скалозуб удовлетворенно отмечает, что счастлив я в товарищах моих.

В структуре словосочетания:

– в согласовании: Я занимаюсь теннисом и хочу научить всех этому, на мой взгляд, очень хорошим, но в то же время трудным спортом.

– в управлении: жажда к славе, благодаря нашего начальства, согласно вашего предписания, уделял внимание на Муму.

В структуре текста:

– использование средств связи (союзов, местоимений, наречий, частиц), не соответствующих отношениям между предложениями или частями высказывания: Лермонтов изобразил жизнь общества в это время. Но (?) главным действующим лицом является Печорин.

Цель: сформировать представление о синтаксическом строе РЯ как средстве выражения мысли.

Задачи обучающие:

1. Дать представление:

– о синтаксисе как разделе лингвистики, о словосочетании и предложении как основных синтаксических единицах;

– о синтаксической системе РЯ: о наиболее распространенных моделях словосочетаний и предложений, о связях и отношениях, в которые вступают словоформы и синтагмы РЯ:

а) сочинительная связь имеет значения соединительные, разделительные, противительные и более частные оттенки значений (присоединения, сопоставления, попеременного чередования, взаимного исключения),

б) подчинительная связь включает в себя атрибутивные, объектные, обстоятельственные отношения (времени, места, причины, условия, уступки, следствия, сравнения и др.).

2. Сформировать:

– систему синтаксических понятий в их взаимосвязи с понятиями других уровней языковой системы;

– умение различать сочинительную, подчинительную и бессоюзную связь синтаксических единиц;

– умение находить в предложении словосочетания, определять главное и зависимое слово, тип подчинительной связи, разграничивать свободные и фразеологически связанные словосочетания;

– умение выполнять синтаксический разбор предложения (определять цель высказывания и его эмоциональную окраску, находить однословно и неоднословно выраженные члены предложения, определять главные и второстепенные члены, разграничивать односоставные и двусоставные предложения, полные и неполные, определять однородность и неоднородность членов предложения, разграничивать простые и сложные предложения, определять тип СП, указывать средства связи СП, описывать семантические отношения между частями ССП и СПП);

– умение правильно употреблять разнообразные синтаксические конструкции в собственной речи: в текстах различной стилистической и функциональной направленности (правильно располагать основную и дополнительную информацию в синтаксической конструкции и др.).

Задачи развивающие:

  1. Развивать речевой слух учеников как основу распознавания синтаксических конструкций в чужой речи и интонационного оформления своего высказывания.

Задание: дополните список развивающих задач

Связь с другими разделами школьного курса

Фонетика: представление об интонационной системе РЯ.

Лексика: слово – центр выражения мысли, лексическая сочетаемость.

Морфология: формы слов – грамматический центр выражения мысли.

Стилистика: представление о синтаксическом строе функциональных стилей.

Развитие речи: представление учащихся о синтаксической основе различных моделей текста.

Пунктуация изучается параллельно с синтаксисом. Правильное определение грамматической основы и видов осложнения, а также смысловых отношений частей (в БСП) определяют пунктуацию. Слово или морфема могут храниться в памяти человека как «картинка», определенная последовательность букв, а постановка знаков препинания требует постоянного осознанного анализа синтаксической структуры предложения.

Место в школьном курсе

Линейно-ступенчатый принцип изучения:

1 ступень – пропедевтический раздел - изучается в 5 кл. До начала изучения систематического курса РЯ дается вводный курс синтаксиса. Задача курса – создать синтаксическую основу для изучения морфологии, пунктуации, а также для обучения связной речи.

2 ступень - систематическое изучение синтаксиса – 8 кл. (словосочетание, ПП, прямая речь); 9 кл. (СП).

Способы подачи синтаксических сведений: индуктивный (5-7 кл.), дедуктивный (8-9 кл.).

Наши рекомендации