Работа над словами с непроверяемым написанием в классе с ЗПР
В программе по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов с непроверяемым написанием, традиционно называемых «словарными». Простое заучивание не дает положительных результатов, не помогает ребенку стать более грамотным. Отсюда перед учителем встает вопрос, как пробудить интерес ученика к слову, как создать условия для прочного запоминания непроверяемой буквы, как развить ряд важнейших, интеллектуальных качеств ребенка. Этим объясняется актуальность статьи.
У детей с ЗПР наблюдается бедность словарного запаса, своеобразие лексики. Для них характерны нарушения познавательной деятельности, обусловленные недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью. Эти особенности побуждают учителя на поиск более эффективных приемов, способов работы над словами с непроверяемым написанием.
Цель статьи: вскрыть наиболее эффективные приемы работы над словами с непроверяемым написанием.
Прежде всего выделяем этапность работы над словарными словами: два этапа: введение нового слова и первичное его закрепление.
I этап. Введение нового слова.
Предъявление нового слова в виде загадки:
Уродилась я на славу
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи. (капуста)
- описания предмета, который лежит в «волшебном мешке»: круглое, большое, румяное, красное, сладкое, сочное (яблоко)
- узнай предмет по описанию: крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко (корова), рассматривание предмета на картинке.
Дети сами называют слово, которое будут изучать.
Работа над проговариванием, развитием слуховой, зрительной,
образной памяти строится следующим образом:
- дети составляют слово из букв:
п у е х т
- составляют слово из слогов: ши на ма
|
- вывешиваю карточку с изученным словом:
дети читают это слово орфографически нормальным голосом, шепотом, громко; обозначают ударение; находят буквы, которые требуют проверки.
- Можно проверить данную гласную? (Нельзя.)
И тут нам на помощь приходят шуточные стихи-загадки, рассказы-помощники, которые создают ассоциативную связь, и у словарного слова появляются «приемные родственники». Например, предлагаются такие стихи.
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали «Петя» -
Петь он любит на рассвете.
Лиса – лисица,
посмотри
Очень любит букву … (и)
В процессе работы над словом используется этимология слова:
Лопата – название свое получило на основании сходства предметов, по внешнему виду. Раньше было слово «лопа» – то же, что рука, ладонь. От него и образовалось слово: лопата – лопа – лопать.
С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам, которые помогают запоминать трудное слово.
Детям дается задание: нарисовать ассоциативную картинку по изученному слову; составить маленький рассказ (3-4- предложения) с изученным словом;
- сделав обоснование о букве, которую нужно запомнить, дети еще раз читают слово орфографически, произносят слово плотно сжав губы, закрыв глаза, пишут носом в воздухе, порадуйтесь слову (произносят с восклицанием), спросите слово (произносят вопросительно), читают орфографически.
Неоднократное орфографическое чтение дает возможность детям с ЗПР запомнить слово лучше. В чтении принимает участие «речедвигательный аппарат», включен зрительный и слуховой анализатор.
- слово записывается в тетрадь с обозначением ударения, орфограммы.
I этап. IЭтап первичного закрепления слова.
- подбирают однокоренные слова,
- составляют и записывают с комментированием предложение,
- из небольшого текста на карточке дети находят новое словарное слово, подчеркивают его и выписывают предложение с этим словом.
Такая работа проводится при знакомстве с новым словарным словом.
Упражнения, на закрепление ранее изученных словарных слов подбираются во взаимосвязи фонетики, орфографии, словообразования, морфологии, лексики и синтаксиса.
Упражнения для формирования фонетических понятий.
На закрепление предлагается 7 – 10 слов, с пропущенной буквой. Дети вставляют
нужную букву, прочитывают все слова орфографически.
Задания к словам:
- запишите слова в алфавитном порядке,
- выпишите слова, в которых ударение падает на 1 слоге; или на 2 слоге; или на 3
слоге,
- выпишите слова, в которых есть мягкие согласные; твердые согласные,
- выпишите слова в 2 столбика: с глухими согласными на конце, со звонкими
согласными на конце слова,
- доска закрывается, слова записываются по памяти или с комментированием по
цепочке.
- игра «Угадай слово» (на карточке написан первый слог слова, учащиеся
записывают слово полностью). И наоборот, дается окончание слова, а учащиеся
добавляют начало;
- игра «Найди слова» (записано 3 – 4 слова буквами разной величины, дети должны
эти слова найти): м к м а е ш д л и в а н е с а д с ь
- игра «Расшифруй слово» (очень нравится детям). Замените цифры буквами и
запишите слово: 17,6,15,1,13 (пенал)
- игра «Найди ошибку».
- при закреплении используются различные ребусы:
Упражнения для формирования словообразования.
- подоберите родственные слова, укажите при помощи чего они образовались;
- подберите слова к схемам: ;
- от слов железо, осина образуйте новые слова с суффиксом –к-.
Морфологические упражнения.
- выпишите слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия
предмета,
- выпишите слова 1-го склонения, 2-го склонения и 3-го склонения,
- выпишите слова женского рода, мужского рода, среднего рода,
- составьте словосочетания сущ + прил.: воробей, молоко, медведь…
Синтаксические упражнения.
- составьте предложения с данными словами (ветер, капуста, заяц, огород),
- составьте предложения с данными словосочетаниями (детский рисунок, вкусная
ягода, трусливый заяц),
- замените предложение одним словарным словом (Комната для занятий в школе. –
класс),
- вставьте в предложение нужное по смыслу слово (По лесу шел … и громко ревел. –
медведь),
- работа с деформированным тестом, в котором есть словарные слова,
- смоделируйте предложение по схеме: Кто? что делают? в какие? во что?
Лексические упражнения.
- выпишите слова из словаря на заданную тему: «Овощи», «Школа»,
- сгруппируйте слова по темам,
- найдите лишнее слово (капуста, помидор, яблоко, огурец),
- подберите к словам синонимы, антонимы,
- ведется работа над многозначностью слова, над переносным значением, над
сравнением.
Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами способствует
прочному и успешному их запоминанию. Проверка словарных слов проводится 1 раз
в 2 недели и ведется учет ошибок (см. карту)
береза | воробей | ворона | город | девочка | декабрь | деревня | завод | капуста | квартира | класс | комната | коньки | лопата | мороз | Москва | октябрь | пенал | работа | русский | язык | |
16.09 ошибки | . | . | . | . | . | . | . | . | . | ||||||||||||
30.09 ошибки | . | . | . | . | . | . | . | . |
Анализ ошибок показывает, что применяемые приемы работы дают положительные
результаты, следовательно являются эффективными.
Литература:
1. Агафонов В. Неправильные правила (как запоминать словарные слова) – М., 1997.
2. Золотых Н.А. Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка // Начальная школа 2001 № 3
3. Пасынок Ю.Ю. Словарная работа во 2 классе // Библиотека «Первое сентября» - М., 2005