Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет)
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. В дошкольный период дети овладевают связной речью.
Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).
На 5 г. жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).
На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет)
Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.
Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.
В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
Речевые нарушения, их характеристика
Согласно психолого-педагогической классификации речевые нарушения делятся на 3 группы:
I. ФФН (фонетико-фонематические нарушения) - к этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом у которых нарушена произносительная сторона речи и особый фонематический слух (ФС). ФС - способность различать звуки родного языка в потоке речи, в различном линейном порядке (сон-нос), в словах – паронемах – близких по звучанию, но разных по значению (коса- коза). ФС (по Эльконину)- естественный звуковой анализ. По данным психолога Швачкина, ФС в норме формируется к 1г. 7мес. (принеси мышку- мишку). К ФФН относятся : дислалия, ринолалия, стертая дизартрия. Следует не путать «ФС» и «ФВ» (фонематическое восприятие) по Эльконину - искуственный звуковой анализ, который самостоятельно не формируется - надо учить. ФВ-способность различать фонемы, определять звуковой состав слова. Правильное развитие ФС и ФВ - основа безошибочного усвоения чтения и письма.
II. ОНР (общее недоразвитие речи)- речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов речи, относящихся к звуковой и смысловой стороне (фонетики, лексики, грамматики).
Левина выделила 3 уровня речевого развития
1) отсутствие общеупотребительной речи
2) начатки общеупотребительной речи
3) развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического
4)-й уровень- развернутая фразовая речь с остаточными явлениями элементов лексико-грамматического и ФФН.
III. Нарушение темпоритмической стороны речи, они бывают
1) судорожного характера:
Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата
2) несудорожного характера:
· Тахилалия - патологически ускоренный темп речи. К тахилалии относятся:
- Баттаризм (парафазия) - неправильное формирование фразы вследствие ускоренного темпа речи. Слова произносятся нечетко, недоговариваются.
- Полтерн (спотыкание) - патологически ускоренный темп речи с наличием прирывистости.
· Брадилалия (брадифазия) - замедленная речь, которая часто является следствием брадилогии - замедленным мышлением из-за нарушения баланса нервных процессов (преобладание торможения над возбуждением).
Рекомендации по развитию речи детей третьего года жизни
С ребенком третьего года жизни можно заниматься развитием речи, выделяя определенное время для таких занятий. Малыши могут работать сосредоточенно в течение 7-10 минут, и за это время можно поиграть с ними в лото, почитать книгу, рассмотреть картинки. Но это не значит, что в остальное свободное время малыш будет играть один: полноценная речевая среда должна оставаться главным средством развития речи ребенка.