Краткое описание дисциплины
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский государственный университет
им. Е.А. Букетова
Филологический факультет
Кафедра классической и русской филологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»
для специальности
5B011900 «Иностранный язык: два иностранных языка»
курс: 2
семестр: 3
Караганда
Составитель: Антонова Е.М., ст. преподаватель
Учебно-методический комплекс содержит учебную программу дисциплины (SYLLABUS), планы лекционных и практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов, примеры тестовых заданий для самоконтроля, список рекомендуемой литературы, экзаменационные вопросы.
Цель данного курса - вооружение студентов основами теории языка, фундаментальными знаниями о языках мира в их системном устройстве, в их развитии, в их соотношении с обществом, с мышлением, с историей и культурой.
Назначение УМК – оказание учебно-методической помощи студентам для специальности 5B011900 «Иностранный язык: два иностранных языка» в эффективном освоении курса.
Учебно-методический комплекс по дисциплины «Введение в языкознание» для студентов специальности 5B011900 «Иностранный язык: два иностранных языка» / Сост. Е.М. Антонова – Караганда: Изд-во КарГУ, 2015.
© Карагандинский государственный университет, 2015
1. Типовая учебная программа дисциплины
(приложение 1)
Рабочая учебная программа дневного отделения
Форма обучения | Срок обучения | Курс | Семестр | Кредит | Лекция | Семинарские занятия | СРСП | СРС | Всего | Форма контроля |
Очная | Тестиро вание |
Темы, разделы | Количество часов | |||
Лекции | Семинарские занятия | СРСП | СРС | |
Языкознание как наука. Связи языкознания с другими науками. Язык как общественное явление | ||||
Структура и система языка. Язык как знаковая система особого рода. Письмо и письменность | ||||
Звук речи и аспекты его изучения. Фонетика как научная и учебная дисциплина. Артикуляционная фонетика. | ||||
Взаимодействие звуков в речевом потоке. Фонетическое членение речи. | ||||
Собственно лингвистический аспект (функциональный) в изучении звуков языка. Фонология. | ||||
Морфемика. Функциональное словообразование. | ||||
Системно-структурная морфология. Части речи как лексико-грамматические классы слов. | ||||
Системно-структурный синтаксис. Текст и сложное синтаксическое целое. | ||||
Лексикология как научная и учебная дисциплина. Лексическая семантика – основной раздел лексикологии. Полисемия и омонимия. | ||||
Лексико-семантическая система языка. Синонимия и антонимия. Лексикография. | ||||
Фразеологизмы и составные наименования. | ||||
Происхождение языка и этапы его развития. Возникновение и развитие литературных языков. | ||||
Исторические изменения в языке. | ||||
Генеалогическая классификация языков. | ||||
Типологическая классификация языков. | ||||
Итого |
Рабочая учебная программа заочного отделения
Форма обучения | Срок обучения | Курс | Семестр | Кредит | Лекция | Семинарские занятия | СРСП | СРС | Всего | Форма контроля |
Заочная | 2, 3 | Тестиро вание |
Темы, разделы | Количество часов | |||
Лекции | Семинарские занятия | СРСП | СРС | |
Языкознание как наука. Связи языкознания с другими науками. Язык как общественное явление | ||||
Структура и система языка. Язык как знаковая система особого рода. Письмо и письменность | ||||
Звук речи и аспекты его изучения. Фонетика как научная и учебная дисциплина. Артикуляционная фонетика. | ||||
Взаимодействие звуков в речевом потоке. Фонетическое членение речи. | ||||
Собственно лингвистический аспект (функциональный) в изучении звуков языка. Фонология. | ||||
Морфемика. Функциональное словообразование. | ||||
Системно-структурная морфология. Части речи как лексико-грамматические классы слов. | ||||
Системно-структурный синтаксис. Текст и сложное синтаксическое целое. | ||||
Лексикология как научная и учебная дисциплина. Лексическая семантика – основной раздел лексикологии. Полисемия и омонимия. | ||||
Лексико-семантическая система языка. Синонимия и антонимия. Лексикография. | ||||
Фразеологизмы и составные наименования. | ||||
Происхождение языка и этапы его развития. Возникновение и развитие литературных языков. | ||||
Исторические изменения в языке. | ||||
Генеалогическая классификация языков. Типологическая классификация языков. | ||||
Итого |
Программа обучения по дисциплине (SYLLABUS)
3.1 Данные о преподавателе:
Антонова Е.М., ст. преп. кафедры классической и русской филологии,
контактный телефон: 87009606994,
электронный адрес: [email protected]
3.2 Пререквизиты:
предлагаемый курс призван вооружить студентов основами теории языка, фундаментальными знаниями о языках мира в их системном устройстве, в их развитии, в их соотношении с обществом, с мышлением, с историей и культурой.
3.3. Постреквизиты:
теоретические и прикладные дисциплины по лингвистической специальности.
Краткое описание дисциплины
предлагаемый курс призван:
- познакомить студентов со структурой данной дисциплины как отражением науки о языке и её основными разделами;
- подготовить студентов к изучению других предметов лингвистического цикла;
- вооружить студентов основными понятиями и терминами языкознания;
- приобщить студентов к пониманию языка как объекта научного знания и как неотъемлемого свойства человека, материализующего его социальные, психологические, ментальные, логические, эмоциональные проявления;
- сформировать общую теоретическую базу профессионального лингвистического знания, познакомить студентов с историей и межъязыковыми контактами, с взаимодействием языков и социума, этноса, индивидуума, с мышлением, с историей и культурой;
- познакомить студентов с основными тенденциями и направлениями развития мирового и отечественного языкознания на современном этапе;
- описать язык как некий отвлечённый универсальный конструкт, презентирующий общие свойства языков мира, имеющие экзогенную и эндогенную природу;
- охарактеризовать расхождения языков и отражающие их классификации, представить научные методы, при помощи которых они выявляются;
- представить язык как знаковую систему, а также как уровневую систему, формируемую языковыми единицами и их классами, категориями;
- объяснить механизмы развития и функционирования языка.
Результаты обучения
в результате изучения дисциплины студенты должны приобрести следующие
предметные компетенции: овладеть знаниями о структуре языка, его основных единицах, их парадигматических и синтагматических свойствах, усвоить грамматические и синтаксические категории, письменность, графику и орфографию изучаемого языка; генеалогическую и типологическую классификации языков;
надпредметные компетенции: сформировать умение оперировать лингвистическими терминами, выявлять типологическое и генеалогическое сходство языков, выработать практические навыки анализа исторических процессов в языке, владеть различными методами лингвистического анализа.