Краткое описание дисциплины

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный университет

им. Е.А. Букетова

Филологический факультет

Кафедра классической и русской филологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

для специальности

5B011900 «Иностранный язык: два иностранных языка»

курс: 2

семестр: 3

Караганда

Составитель: Антонова Е.М., ст. преподаватель

Учебно-методический комплекс содержит учебную программу дисциплины (SYLLABUS), планы лекционных и практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов, примеры тестовых заданий для самоконтроля, список рекомендуемой литературы, экзаменационные вопросы.

Цель данного курса - вооружение студентов основами теории языка, фундаментальными знаниями о языках мира в их системном устройстве, в их развитии, в их соотношении с обществом, с мышлением, с историей и культурой.

Назначение УМК – оказание учебно-методической помощи студентам для специальности 5B011900 «Иностранный язык: два иностранных языка» в эффективном освоении курса.

Учебно-методический комплекс по дисциплины «Введение в языкознание» для студентов специальности 5B011900 «Иностранный язык: два иностранных языка» / Сост. Е.М. Антонова – Караганда: Изд-во КарГУ, 2015.

© Карагандинский государственный университет, 2015
1. Типовая учебная программа дисциплины

(приложение 1)

Рабочая учебная программа дневного отделения

Форма обучения Срок обучения     Курс Семестр Кредит Лекция Семинарские занятия СРСП СРС Всего Форма контроля
Очная           Тестиро вание
Темы, разделы Количество часов
Лекции Семинарские занятия СРСП СРС
Языкознание как наука. Связи языкознания с другими науками. Язык как общественное явление            
Структура и система языка. Язык как знаковая система особого рода. Письмо и письменность        
Звук речи и аспекты его изучения. Фонетика как научная и учебная дисциплина. Артикуляционная фонетика.          
Взаимодействие звуков в речевом потоке. Фонетическое членение речи.        
Собственно лингвистический аспект (функциональный) в изучении звуков языка. Фонология.
Морфемика. Функциональное словообразование.  
Системно-структурная морфология. Части речи как лексико-грамматические классы слов.        
Системно-структурный синтаксис. Текст и сложное синтаксическое целое.      
Лексикология как научная и учебная дисциплина. Лексическая семантика – основной раздел лексикологии. Полисемия и омонимия.            
Лексико-семантическая система языка. Синонимия и антонимия. Лексикография.            
Фразеологизмы и составные наименования.
Происхождение языка и этапы его развития. Возникновение и развитие литературных языков.          
Исторические изменения в языке.  
Генеалогическая классификация языков.  
Типологическая классификация языков.
Итого

Рабочая учебная программа заочного отделения



Форма обучения Срок обучения     Курс Семестр Кредит Лекция Семинарские занятия СРСП СРС Всего Форма контроля
Заочная 2, 3           Тестиро вание
Темы, разделы Количество часов
Лекции Семинарские занятия СРСП СРС
Языкознание как наука. Связи языкознания с другими науками. Язык как общественное явление                
Структура и система языка. Язык как знаковая система особого рода. Письмо и письменность            
Звук речи и аспекты его изучения. Фонетика как научная и учебная дисциплина. Артикуляционная фонетика.              
Взаимодействие звуков в речевом потоке. Фонетическое членение речи.      
Собственно лингвистический аспект (функциональный) в изучении звуков языка. Фонология.  
Морфемика. Функциональное словообразование.  
Системно-структурная морфология. Части речи как лексико-грамматические классы слов.      
Системно-структурный синтаксис. Текст и сложное синтаксическое целое.      
Лексикология как научная и учебная дисциплина. Лексическая семантика – основной раздел лексикологии. Полисемия и омонимия.                  
Лексико-семантическая система языка. Синонимия и антонимия. Лексикография.          
Фразеологизмы и составные наименования.
Происхождение языка и этапы его развития. Возникновение и развитие литературных языков.        
Исторические изменения в языке.    
Генеалогическая классификация языков. Типологическая классификация языков.  
Итого

Программа обучения по дисциплине (SYLLABUS)

3.1 Данные о преподавателе:

Антонова Е.М., ст. преп. кафедры классической и русской филологии,

контактный телефон: 87009606994,

электронный адрес: [email protected]

3.2 Пререквизиты:

предлагаемый курс призван вооружить студентов основами теории языка, фундаментальными знаниями о языках мира в их системном устройстве, в их развитии, в их соотношении с обществом, с мышлением, с историей и культурой.

3.3. Постреквизиты:

теоретические и прикладные дисциплины по лингвистической специальности.

Краткое описание дисциплины

предлагаемый курс призван:

- познакомить студентов со структурой данной дисциплины как отражением науки о языке и её основными разделами;

- подготовить студентов к изучению других предметов лингвистического цикла;

- вооружить студентов основными понятиями и терминами языкознания;

- приобщить студентов к пониманию языка как объекта научного знания и как неотъемлемого свойства человека, материализующего его социальные, психологические, ментальные, логические, эмоциональные проявления;

- сформировать общую теоретическую базу профессионального лингвистического знания, познакомить студентов с историей и межъязыковыми контактами, с взаимодействием языков и социума, этноса, индивидуума, с мышлением, с историей и культурой;

- познакомить студентов с основными тенденциями и направлениями развития мирового и отечественного языкознания на современном этапе;

- описать язык как некий отвлечённый универсальный конструкт, презентирующий общие свойства языков мира, имеющие экзогенную и эндогенную природу;

- охарактеризовать расхождения языков и отражающие их классификации, представить научные методы, при помощи которых они выявляются;

- представить язык как знаковую систему, а также как уровневую систему, формируемую языковыми единицами и их классами, категориями;

- объяснить механизмы развития и функционирования языка.

Результаты обучения

в результате изучения дисциплины студенты должны приобрести следующие

предметные компетенции: овладеть знаниями о структуре языка, его основных единицах, их парадигматических и синтагматических свойствах, усвоить грамматические и синтаксические категории, письменность, графику и орфографию изучаемого языка; генеалогическую и типологическую классификации языков;

надпредметные компетенции: сформировать умение оперировать лингвистическими терминами, выявлять типологическое и генеалогическое сходство языков, выработать практические навыки анализа исторических процессов в языке, владеть различными методами лингвистического анализа.

Наши рекомендации