Ссылки на ресурсы глобальной сети
РЕФЕРАТ
НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ
СОВРЕМЕННОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Работу выполнила:
студент 23 группы
дневной формы обучения
Преображенская Д.А.
Работу проверила:
Доцент С. П. Цветкова
Тверь 2015
Оглавление
1. Неморфологические способы современного словообразования 2
1.1. Морфолого-синтаксический неморфологический способ. 2
1.2. Лексико-синтаксический способ современного словообразования 3
1.3. Лексико-семантический неморфологический способ словообразования 4
2.1. Упражнения из учебников по русскому языку для начальных классов. 6
2.2. Раздаточный материал к упражнениям.. 6
3. Список литературы.. 14
Неморфологические способы современного словообразования
Неморфологическиминазываются способы образования слов без использования морфем. В зависимости от конкретных процессов выделяют морфолого-синтаксический, лексико- синтаксический, лексико-семантический способы.
Морфолого-синтаксический неморфологический способ.
При морфолого-синтаксическом способе слова образуются за счёт перехода слов из одной части речи в другую, приобретая новое значение и теряя ряд грамматических признаков. Меняются их морфологические признаки и синтаксическая роль.
больной (прилагательное) – больной (существительное)
вокруг (наречие) – вокруг (предлог)
Выделяют несколько разновидностей морфолого-синтаксического способа :
1. переход в существительные:
столовая посуда (прил.) – заводская столовая
мороженое блюдо (прил.) – ванильное мороженое
отдыхающие (прич.) в санатории – отдыхающие гуляли
2.переход в прилагательные:
блестящий (прич.) на солнце – блестящие способности
любимый (прич.) людьми – любимый человек
3. переход в местоимения:
определенный (прич.) законом – определенный успех
о данных (сущ.) для исследования – о данных событиях
4.переход в наречия:
медленным шагом (сущ.) – ехали шагом
лежа (дееприч.) на кровати – думать лежа
попали в заключение (сущ.) – скажу в заключение
5.переход в служебные части речи:
благодаря (дееприч.) за помощь – благодаря помощи (предлог)
что ты сказал? (предлог) – сказал, что (союз) знает
возвратился один (числ.) – один (частица) он знал
6.переход в междометия :
кремлевский караул (сущ.) – караул!
давай (гл. в повелит. накл.) вещи – давай! (=пока)
1.2. Лексико-синтаксический способ современного словообразования
При лексико-синтаксическом способе (или сращении) производное слово получается в результате сращения (слияния) целого словосочетания в одно слово. Иначе говоря при этом способе словообразования появляется новое слово, то есть меняется лексический состав языка и синтаксическая роль бывшего (производящего) словосочетания.
за благо рассудится – заблагорассудится
с ума сошедший – сумасшедший
вечно зелёный – вечнозеленый
сильно действующий – сильнодействующий
Части слова-сращения по морфемному составу не отличаются от слов в производящем словосочетании. При перестановке компонентов они легко преобразуются в обычные словосочетания, не требуя никаких изменений.
многообещающий – обещающий много
вышеуказанный – указанный выше
Слова, образованные морфологическим способом сложения основы и слова, такому изменению не подвергаются:
нефтедобыча, сухофрукты, лесозаготовка.
1.3. Лексико-семантический неморфологический способ словообразования
При лексико-семантическом способе новые слова возникают в результате изменения значений уже существующих слов, то есть в результате распада многозначного слова на омонимы. Иными словами, лексический состав языка меняется за счет изменения семантики слов. Это происходит в результате того, что разные значения многозначного слова со временем утрачивают внутреннюю связь между собой. Титан - гигант, вступивший в борьбу с врагами. Титан - большой кипятильник для воды. Титан - серебристо-белый твёрдый металл. Губка - пористый остов некоторых видов беспозвоночных животных, хорошо впитывающий влагу. Губка - пористое, упругое изделие из резины, поролона, используемое для мытья. Удел - область, управляемая князем-феодалом на Руси. Удел - судьба, участь. |
Упражнения из учебников по русскому языку
Для начальных классов
Упражнение 1.
Рассмотрите рисунки. Как художник показал образование сложных слов ? Расскажите по рисункам, как образовано это слово. Запишите предложение с фразой «мой до дыр».
Упражнение 2.
Составьте по одному предложению с прилагательными «рабочий» , «учёный». Затем запишите ещё два предложения, в которых слова «рабочий» и «учёный» являлись бы существительными.
Подчеркните в составленных вами предложениях выделенные слова как члены предложения.
Упражнение 3.
Укажи ,какими частями речи являются выделенные в предложениях слова.
Лекарство стекло с ложки и капнуло на пол. Сквозь чистое стекло проходит больше света.
Ломоносов- светило русской науки. Солнце ярко светило нам в глаза.
Упражнение 5.
Прочитайте. Рассмотрите рисунки. Что обозначает слово косав каждом из предложений? Соотнесите эти слова с рисунками.
В море суши полоса
Называется коса.
А у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса,-
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос?
Упражнение 6.
Прочитайте предложение. Найдите в нём орфографическую ошибку.
Старик ел хлеб сухой, откуда под столом рыбьи кости?
Упражнение 7.
Найди слова-омонимы. Выпиши омонимы парами. В чём особенность каждой пары?
Веснушкам нету сноса:
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б от мыла.
Веснушки я б отмыла.
Упражнение 8.
Прочитайте текст стихотворений- шуток. Найдите в стихотворении омонимы, объясните их значения.
1. Собирала Маргаритка
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка
Маргаритки во дворе.
2. Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла серёжку Поля.
Ту серёжку нашёл Серёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя серёжка.
3. На виду честного люда
Трусит с горки ехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.
Упражнение 9.
Прочитайте загадку. Отгадайте.
Я- жилище для зверька,
для сверчка и паучка.
Есть ещё и тёзка мой:
редкостный зверёк пушной.
Впишите в каждое предложение слово-омоним (отгадку) и его толкование словами из загадки.
_____________ - это _____________.
_____________ - это _____________.
Упражнение 10.
Прочитайте. Что могут обозначать эти слова? Составьте два предложения с какой-либо парой слов-омонимов. Запишите предложения.
строчка* | бокс* | лайка* | гвоздика* | свинка* |
строчка** | бокс** | лайка** | гвоздика** | свинка** |
Список литературы
Книги, сборники
1. Современный русский язык. Словообразование. Под ред. П.П.Шубы.
2-е изд., испр. и доп. , 1998. -с. 109
2. Волынец Т.Н. Современный русский язык. Способы словообразования. Учебное издание. Минск, 2003. -31 с.
3. Аксёнова М.Д. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. –М.: Аванта+ , 1998. -704 с.
4. Тихомирова Е.М. Тесты по русскому языку. К учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. В 2-х частях. 3 класс». М.: Просвещение,. Москва, 2015.
5. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1. Москва «Просвещение», 2012, -79 с.
6. Канакина В.П. , Горецкий В.Г. Русский язык. учеб. для 4 кл. нач. шк. в 2 ч. Ч.1 – 2-е изд. – М.: Просвещение,2013. – 161с.
Ссылки на ресурсы глобальной сети
7. Уроки русского языка для 5-6 классов. Пособие для занятий по русскому языку. URL: http://rusuroki.ru Дата обращения: 14.11.2015.
8. Банк лекций. Лекции по русскому языку. Морфемика, словообразование. URL: http://siblec.ru Дата обращения: 14.11.2015
9. Социальная сеть работников образования. План-конспект урока по русскому языку (2 класс). Медведева Т.Ю. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Дата обращения: 14.11.2015
10. Образовательный портал «Звонок на урок». Начальная школа. 2 класс. URL: http://zvonoknaurok.ru Дата обращения: 14.11.2015