Используемые образовательные технологии

Лекция, элементы опроса и дискуссии

Вопросы для самопроверки

  1. Проанализировать взгляды учёных ЛФШ и МФШ на состав фонем современного русского языка.

Лекция 4. Артикуляционно-акустическая характеристика основных оттенков фонем. (2 часа)

План

• Артикуляционно-акустическая характеристика основных оттенков гласных фонем.

• Артикуляционно-акустическая характеристика основных оттенков согласных фонем.

Литература

1. Мусатов В.Н. Русский язык. Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006.

2. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005.

Оборудование

Доска, схема строения языка как системы

Используемые образовательные технологии

Лекция, элементы опроса и дискуссии

Лекция 5. Модификации и чередования фонем. (2 часа)

План

• Комбинаторные модификации звуков.

• Позиционные модификации звуков.

• Чередования фонем.

Литература

1. Мусатов В.Н. Русский язык. Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006.

2. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005.

Оборудование

Доска, схема строения языка как системы

Используемые образовательные технологии

Лекция, элементы опроса и дискуссии

Лекция 6. Основные тенденции развития фонетической системы русского языка. Научные основы школьного курса фонетики (2 часа)

План

• Закон Бодуэна де Куртене.

• Различные точки зрения на фонему <ы> (МФШ и ЛФШ).

Литература

3. Мусатов В.Н. Русский язык. Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006.

4. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005.

Оборудование

Доска, схема строения языка как системы

Используемые образовательные технологии

Лекция, элементы опроса и дискуссии

Вопросы для самопроверки

  1. Законспектировать: Фонетика современного руского литературного языка: социо-лингвистическое исследование. М., 1968 (Закон Бодуэна де Куртенэ).

Лекция 7. Слог и слогоделение в современном русском языке. (1 час)

План

• Теории слога.

• Правила слогоделения.

Литература

1. Мусатов В.Н. Русский язык. Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006.

2. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005.

Оборудование

Доска, схема строения языка как системы

Используемые образовательные технологии

Лекция, элементы опроса и дискуссии

Лекция 8. Ударение. (1 час)

План

• Понятие ударения. Типы ударения.

• Фонетические характеристики русского словесного ударения.

• Место ударения в слове.

Литература

1. Мусатов В.Н. Русский язык. Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006.

2. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005.

Оборудование

Доска, схема строения языка как системы

Используемые образовательные технологии

Лекция, элементы опроса и дискуссии

Вопросы для самопроверки

  1. Законспектировать раздел об ударении в книге Л.Б. Бондарко и др. Основы общей фонетики. Л., 1983.

Лекция 9. Интонация. (1 час)

План

• Понятие интонемы. Функции интонемы.

• Основные типы интонационных конструкций.

Литература

1. Мусатов В.Н. Русский язык. Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006.

2. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005.

Оборудование

Доска, схема строения языка как системы

Используемые образовательные технологии

Лекция, элементы опроса и дискуссии

Лекция 10. Орфоэпия. (1 час)

План

• Понятие произносительной нормы.

• Орфоэпия и орфография.

• Группы произносительных норм русской речи.

• Основные произносительные нормы.

• Изменения орфоэпических норм.

• Литература

1. Мусатов В.Н. Русский язык. Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006.

2. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005.

Оборудование

Доска, схема строения языка как системы

Используемые образовательные технологии

Лекция, элементы опроса и дискуссии

Лекция 11. Русская графика. (1 час)

План

• Современный русский алфавит.

• Кириллица.

• Слоговой принцип русской графики.

• Алфавитные, неалфавитные значения букв.

• Двузначные, однозначные буквы.

Литература

1. Мусатов В.Н. Русский язык. Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006.

2. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005.

Оборудование

Доска, схема строения языка как системы

Наши рекомендации