Самостоятельно сформулируйте функции историзмов

Рекомендации в употреблении устаревших слов:

ü необходимо знать точноезначение устаревших слов;

ü следует избегать перенасыщения текста устаревшими словами.

Новые слова

Освоив материал этой темы, Вы узнаете:

§ причины образования новых слов;

§ как складывается их «судьба» в языке;

§ типы неологизмов;

§ что такое окказионализмы;

§ стилистические функции неологизмов.

Вы научитесь:

§ выявлять неологизмы в тексте и определять функции их использования;

§ при некорректном использовании – заменять выражениями из активного запаса;

§ работать с окказиональной лексикой.

План работы:

1. Причины образования новых слов:

а) научно-техническое развитие

б) вкладывание новой семантики в старые понятия

в) социальные явления

2. Типы неологизмов

- по способу…

а)

б)

- по условиям…

а)

б)

- по цели…

а)

б)

- входят ли в язык…

а)

б)

3. Стилистические функции неологизмов

а) номинативная

б) экспрессивная

в) ….

г)

ТЕОРИЯ

В настоящее время идет активный процесс пополнения новыми единицами словарного состава языка. Новые отдельные слова (визажист, визитка) или составные наименования (вынужденный переселенец, Герой России) называются лексическими неологизмами. Также выделяют фразеологические неологизмы (вещать лапшу на уши).

Основное назначение большинства неологизмов – служить названием новых реалий и понятий. Однако некоторые неологизмы дублируют имеющиеся в языке слова с тем же значением. К ним же относятся слова, называющие несуществующие реалии, которые могут появиться в реальной действительности (электрохимики, плазмосварщики).

По сфере употребления большинство неологизмов межстилевые и нейтральные. Однако некоторая часть имеет определенную сферу использования (в политике, в науке, в экономике) или оттенок сниженности или приподнятости (медитация, малообеспеченность; косуха, лимитчик).

Семантические неологизмы – уже известные языку слова, получившие новое значение (редактор – программа, обеспечивающая редактирование данных в компьютере). Языковые неологизмы включают новые лексические единицы, которые широко употребляются и в последствии фиксируются в словарях. Им противопоставлены речевые (или окказиональные) – созданные теми или иными авторами и не получившие широкого распространения.

ЛИТЕРАТУРА

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б. Голуб. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – Новые слова – С. 91-100

Упражнение

Выделите неологизмы, укажите причины их использования. При необходимости исправьте предложения.

1.Полунин предложил мне партнерство и соревнование, и мы принародно взяли обязательства. 2. Никто не предполагал, что они, первогодки на жатве, станут лидерами социалистического соревнования. 3. Новый метод агрегатирования изучен специалистами. 4. Организация работы у нас была четкой; в начале трудового дня наш руководитель озадачивал каждого, и мы расходились по своим участкам. 5. Разработан новый тип водогрейного котла. 6. Основные системы корабля были дублированы и троированы, т.е. имели очень высокую надежность. 7. Этот остров из-за частых землетрясений можно назвать катаклическим. 8. Всем знакомо поверье о лебединой любви: если погибнет лебедиха, лебедь истает от любви. 9. День настал, голубята вспорхнули из голубятни в первый раз. 10. Старая жирафиха, опекая свое стадо, постоянно бегает. 11. Теперь, когда спектакль живет на сцене Большого театра, смыло временем тот изысканный скепсис о небалетности толстовского романа, о вопиющести видеть Анну танцующей.

Рекомендации в употреблении новых слов:

ü избегайте перенасыщенности новыми словами;

ü будьте осторожными при использовании авторских неологизмов;

ü при осознанном употреблении неизвестных ранее, но ясных из контекста слов, желательно взять их в кавычки.

ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ

1. Что такое устаревшие слова?

2. Какие стилистические функции устаревших слов Вы можете назвать?

3. Какие недочеты могут возникнуть при неправильном употреблении устаревших слов?

4. Что такое историзмы? Назовите их функции.

5. Что необходимо учитывать при использовании устаревших слов?

6. Что такое неологизмы? Каковы их функции?

7. Каковы причины образования новых слов?

8. Какие типы неологизмов Вы знаете?

9. Что такое окказионализмы?

10. Назовите причины употребления неологизмов.

11. Что нужно учитывать при употреблении новых слов?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Определите функции использования устаревшей лексики:

1. Слушай: платить обязались черти Мне оброк до самой моей смерти; Лучшего б не надобно дохода, Да есть на них недоимки за три года (Пушкин). 2. Я жить хочу! хочу печали Любви и счастию назло; Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело (Лермонтов). 3. Смазные сапоги, оборванный тулуп, Какая-то ужасная папаха... Сам говорит с собой... Взгляд страшен, нагл и туп (Северянин).

2. Рассмотрите примеры окказиональной лексики:

1. Так размокропогодило, что совсем как будто весне быть: снег таял, с крыш падали днем капели, а лед на реках посинел и взялся водой (Лесков). 2. И жемчуга на дне - морские мысли – Трехцветились, когда ветрел костер. 3. И путешественник, войдя в шатер, В стихах свои писания описьмил (Северянин). 4. Россия забыла напитки, В них вечности было вино, И в первом разобранном свитке Восчла роковое письмо (Хлебников). 5. И действительно, как только простодушные соседи согласились на коварное предложение, так сейчас же головотяпы их всех, с Божьей помощью, перетяпали (Салтыков-Щедрин).

Сделайте вывод о причинах формирования авторских неологизмов.

►3. В чем актуальность для нас данного упражнения?

Занятие №16

Наши рекомендации