Идентификация граммем рода 7 страница
У реальных дифтонгов ai, аи первый слогообразующий элемент произносился как краткий гласный. Исторически здесь была долгота, что на синхронном уровне обнаруживается в некоторых сандхи гласных и в морфонологических чередованиях в корне. В Рик-пратишакхье связь слогообразующего элемента а в составе этих дифтонгов с неслогообразующими глайдами -i, -и сравнивается со связью краткого гласного со вспомогательным носовым неполной смычки — анусварой.
В фонетических трактатах упоминается еще одна количественная градация гласных — сверхкраткий гласный, или сва-рабхакти (svarabhakti-), равный в зависимости от позиции -----------моры. Этот гласный, встречающийся только после г,
I в определенном фонетическом контексте, самостоятельным звуком не является, так как в обычных условиях он не способен образовывать слог.
Консонантизм. Ведийские согласные по способу образования разделяются на смычные (spŗsta- 'образованные прикосновением'), полугласные (antahsthā- 'стоящие между') и фрикативные (ūšman- букв, 'жар', 'пар'). Основу консонантизма составляют смычные согласные, представленные пятичленными симметричными рядами звуков одного места образования [vārga-). В пределах варги согласные различаются по звонкости—глухости (ghosavant—aghosa-), придыхательности—непридыхатель-ности (mahaprāņa—alpaprāņa-), и заканчивается каждая варга носовым согласным (nāsikya-), противостоящим прочим неносо-вым того же места образования.
При описании смычных согласных в трактатах может быть названа варга и номер данного согласного в варге: 1 — глухой непридыхательный, 2 — глухой придыхательный, 3 — звонкий непридыхательный, 4 — звонкий придыхательный, 5 — носовой. Сами же варги называются по первому члену: ka-varga-, ca-varga- и т. д.
5* 67
Гуттуральный ряд (kaņthya-) состоит из согласных, которые чаще всего описывают по активному органу как произведенные с помощью корня языка (jihvāmūla-); место артикуляции — мягкое нёбо (hanumūla- букв, 'корень челюсти ).
Палатальный ряд (tūlavya-) представлен согласными, артикулирующимися с помощью середины языка (jihvāmadhya-> на нёбе (tālu-). Этот ряд никак не выделяется индийскими фонетистами среди других. Судя по их описаниям, он отличается только местом образования, но не способом образования. Так, комментатор Рик-пратишакхьи Увата говорит, что с отличается от k местом образования, а от других нёбных звуков: i, j, у — способом образования. Иными словами, палатальный ряд рассматривался как смычные, а не как аффрикаты, хотя на основании описаний этим препалатальным смягченным согласным в какой-то мере должно было быть свойственно аффри-кативное произношение. Не случайно, что на дистрибуцию этих звуков наложены более строгие ограничения, чем у велярного или другого смычного ряда.
Церебральный ряд (mūrdhanya-) состоит из согласных, образованных путем смычки верхней части языка с твердым нёбом (в индийской терминологии с верхним нёбом, так как mūrdhan- 'вершина'), притом что самый кончик языка отогнут назад. По характеру артикуляции и наличию дополнительных артикуляторных усилии согласные церебрального ряда противостоят смычным всех остальных рядов, однако индийскими учеными они рассматриваются на равных с ними основаниях. Содной стороны, для звуков этого ряда характерны специфические ограничения дистрибуции; с другой стороны, в звуковой цепочке церебрализация вызывается у смычного носового или у спиранта контактным или дистантным воздействием на него определенных предшествующих звуков. Эти дистрибутивные особенности выделяют церебральный ряд из всех прочих рядов. В РВ кэтому ряду принадлежат еще два церебральных сонанта / и //f —интервокальные варианты соответственно ◊ и ◊h.
Дентальный ряд (dantya-) включает согласные, местом образования которых являются зубы, точнее их основание, а активным органом —кончик языка.
Лабиальный ряд (ošĒhya-) представлен согласными, образующимися путем смычки губ.
Полугласные ведийского языка представляют собой согласные варианты соответствующих гласных или слоговых сонантов. Палатальный звук у имеет то же место артикуляции, что и i, агубной звук v артикулируется там же, где и. Разница заключается в способе образования, в несколько большем сужении щели на пути выдыхаемой струи воздуха и слабом контакте при произнесении согласного. Консонантный характер у и v выражен слабо, отсюда легкость перехода i~>y, u>v в
ведийском языке. Степень консонантности у и v, как отмечается в более поздних трактатах, зависит от занимаемой ими позиции в слове. Они наиболее консонантны в начале слова3, средние —в середине и легкие —в конечном положении, где они могли образоваться в результате сандхи.
Отесной связи гласных и полугласных одного места образования говорит также наличие чередования lļiy, u/uv в формах одного слова в зависимости от звукового контекста, например: dhī- 'мысль', A.sg. dhiyam, fanā- 'тело', A.sg. tanuvam и т. п. и существование фонетических вариантов одного слова типа tvčm/tuvčm 'ты' и др.
Вначальном положении звук v мог произноситься как ла-биодентальный спирант.
Плавные сонорные г и £ функционально представляли собой согласные варианты соответствующих слоговых сонантов г я I. Слогообразующая функция проявлялась в интерконсо-нантном положении или в начале слова перед согласными, неслогообразующая функция —в остальных положениях.
Фонетически г (repha-) представляет собой дрожащий сонорный согласный, местом артикуляции которого, согласно пратишакхьям, считаются альвеолы (dantamāla- 'корни зубов') или зубы. В соответствии с точкой зрения более позднего трактата, г является церебральным звуком (что объясняет его церебрализующее действие на к и s). Высказывалось предположение, что здесь имеют место диалектные различия.
Местом артикуляции латерального сонорного согласного являются зубы или их основание (как у дентального ряда). Ведийский I был, по-видимому, унилатеральным (а не билатеральным), «светлым» по качеству.
ВРВ £ встречается редко (главным образом в поздних частях памятника). В отдельных случаях наблюдаются варианты одного слова с / и с г, например: ригй-ļ puld- 'многий'; mižrč-/ miglā- 'смешанный'; rabh-ļlath- 'хватать', 'получать'; rip-ļllp-'приклеивать' и др. В большинстве же случаев слова, известные из более поздних памятников как содержащие I, в РВимеют г. В дальнейшем развитии языка /заметно распространяется за счет г. В ведийском языке в определенных сандхи на границе двух слов или двух морфем встречаются назализованные варианты полугласных и латерального сонанта — у, v, I.
Фрикативные согласные немногочисленны введийском языке. Они состоят из трех глухих сибилянтов, каждый из которых по месту образования совпадает с одной из варг смыч-
3 В некоторых поздних трактатах — шикшах ((iksa-) даже утверждается, что начальный у следует произносить как / (что нашло свое отражение в определенных школах яджурвединов). Произнесение v в начальном положении с сильной смычкой объясняет дальнейшую тенденцию индийских языков к переходу v>b или мене этих согласных в вариантах одного слова.
ных: ģ — с палатальной варгой, s —с церебральной, s — c дентальной. Крайние по месту образования варги —велярная и губная —не имеют соответствующих сибилянтов (во всяком случае, в качестве самостоятельных звуков). Звонких сибилянтов нет вообще.
По способу образования фрикативные отличаются от смычных своей варги тем, что при их произношении происходит не смычка, а сближение органов артикуляции или, как сказано вТайттирия-пратишакхье (11,45), «центр артикулирующего органа открыт».
Хотя звонких фрикативных не существует, но следы их сохранились в определенных сандхи.
Термином «фрикативный» (ūsman) в древнеиндийской фонетике обозначаются не только сибилянты, но и звук h, а также среди вспомогательных звуков разные виды придыхания, т. е. гортанные фрикативные. Местом образования этих звуков является гортань (а по мнению некоторых авторитетов, легкие). Самостоятельным, не обусловленным контекстом звуком является Л —единственный звонкий среди фрикативных. Хотя он ивстречается в начале и в середине слова, на его дистрибуцию наложены очень большие ограничения, касающиеся прежде всего возможностей сочетания его с согласными (потому, естественно, что существует самостоятельный класс придыхательных смычных). Есть мнение, что звук h гоморганен с началом следующего за ним гласного, в то время как вспомогательное придыхание гоморганно с концом предшествующего гласного. Придыхание как вспомогательный звук называется в индийской традиции висарджания (visarjanīya- 'выход наружу', 'вытекание'). Этот звук встречается только после гласного в конце слова, редко в конце морфемы, являясь как бы консонантным завершением гласного. Фонетически висарджания представляет собой слабое глухое придыхание. Графически висарджания обозначается с помощью особого знака, следующего за буквой для предшествующего гласного.
В некоторых трактатах различается несколько видов такого придыхания в зависимости от того, с какого согласного начинается следующее слово. Висарджания рассматривается как нейтральное придыхание, встречающееся перед паузой, upad-hmānīya— придыхание перед глухим губным согласным, а jihvāmālīya— перед глухим гуттуральным.
Всвязи с видами придыхания следует затронуть вопрос о придыхательных смычных, входящих в состав каждой варги. Придыхательные смычные рассматриваются как единая артикуляция. Придыхание у звонких смычных является звонким, ау глухих—глухим. Характер связи между смычным элементом и придыханием неодинаков у звонких и у глухих придыхательных согласных. В РПутверждается со ссылкой на некоторые авторитеты, что у звонких придыхательных вторым
элементом бывает звонкий звук Л, а у глухих — соответствующий глухой фрикативный, т. е. ch — c+Ģ, th — t + s и т. д. (РП ХШ,8).
Квспомогательным звукам древнеиндийская традиция относит также носовые анусеару rņ (anusvāra- букв, 'следующий за гласным') и анунасику п (anunāsika- букв, 'сопровождающая назальность'). Если носовые согласные, распределенные по варгам,— это смычные звуки того же места образования, что и соответствующие неносовые согласные, то вспомогательные носовые смычными не являются; во всяком случае, у них нет полной смычки, в связи с чем они не имеют фиксированного места образования.
Большинство фонетических трактатов признает существование двух разновидностей вспомогательного носового: анусвару и анунасику, и только Атхарва-пратишакхья упоминает одну анунасику, подразумевая под этим термином все случаи употребления вспомогательного носового.
Разница между анусварой и анунасикой из самих трактатов не вполне ясна. В Рик-пратишакхье говорится, что анус-вара —это или согласный, или гласный (1,11), в другом месте этого же трактата она приравнивается ксогласному (1,15), ав третьем месте сказано, что для гласных, анусвары и спирантов характерно длительное отсутствие смычки (XIII,6). Современные исследователи приходят квыводу, что под термином анусвара наиболее вероятно подразумевается носовой спирант. Первоначально анусвара встречалась, видимо, только в составе консонантных групп перед спирантом, в дальнейшем же стала употребляться вконце слова в определенном типе сандхи.
Анунасика представляет собой назализацию гласного. Впра-тишакхьях она описывается как носовая окраска гласного, т. е. составная его часть. Анунасика встречается только в особых сандхи гласных.
В фонетических описаниях анусвара рассматривается как элемент, отличающийся от предшествующего гласного, что говорит о сохранении ею консонантного характера, вто время как анунасика является носовой артикуляцией самого гласного. Графически анусвара и анунасика обозначаются не самостоятельными буквами — акшарами (aksara-), а надстрочными диакритическими знаками над акшарой, обозначающей предшествующий гласный.
ДИСТРИБУЦИЯ ЗВУКОВ
Правила распределения звуков в ведийском тексте удобнее формулировать отдельно для начала, конца и середины слова. Наибольшие ограничения касаются конца слова.
Начало слова
В абсолютном начале слова (т. е. когда слово стоит в начале предложения или пады и для него недействительны правила сандхи с концом предшествующего слова) может находиться любой гласный, простой или дифтонгический, и дрожащий слоговой сонант ŗ. Соответствующий долгий звук ~ŗ, а также латеральный слоговой сонант / в этом положении не встречаются. Из согласных звуков в начале слова запрещены носовые п, п и ņ; в РВ в этой позиции не встречаются также звонкий палатальный придыхательный jh (он засвидетельствован вообще в одном только слове — звукоподражании jdjhj-hatis (V,52,6) и совсем не встречается в АВ), глухой зубной придыхательный th и церебральные t, th, d, dh (в дальнейшем развитии языка неносовые церебральные постепенно проникают и в начало слова, хотя употребляются здесь очень редко). Церебральный спирант s, хотя и допустим в этом положении, реально встречается лишь в нескольких словах: в числительном sas — 6 и некоторых производных от него, а также в прилагательном šāĒ 'победоносный' от корня sah-. Вспомогательные звуки — придыхание-висарджания и анусвара — как звуки, следующие за гласным, в начале слова употребляться не могут. Не встречаются здесь и назализованные гласные с анунасикой.
Сочетания гласных недопустимы в начале слова в ведийском языке, сочетания согласных разрешены. Широко распространены сочетания двух согласных. Они принадлежат к следующим типам: 1) «шумный + полугласный или сонант», 2) «шумный +носовой», 3) «шумный + шумный», 4) «носовой + полугласный или сонант», 5) «полугласный+полугласный или сонант».
Самым распространенным является первый тип. В РВ он включает следующие сочетания: kr, gr, ghr, jr, tr, dr, dhr, pr, br, bhr, cr, sr, hr, kl, gl, pl, gl; khy, cy, jy, ty, dy, dhy, ру, ду, sy, hy\ kv, jv, tv, dv, dhv, ģv, sv, hv. В качестве первого элемента здесь не представлены только церебральные, которые не могут находиться в начале слова.
Второй тип охватывает в РВ следующие сочетания: gm, gn, ghn, jn, jm, dhm, дп, gm, st, srn, hn. Среди шумных смычных, функционирующих в качестве первого элемента, нет глухих согласных.
Третий тип реализуется как сочетание смычного и фрикативного в любой последовательности. В РВ это: ks, ts, ps, дс, sk, st, sth, sp, sph.
Четвертый тип немногочислен. В РВ это: mr, ml, ту. Интересно, что носовым в этом сочетании бывает только т, но нг п. Встречающееся в РВ в начале слова сочетание букв пу-произносится только как nl-.
Пятый тип столь же немногочислен. В РВ его составляют
юг, vi, vy. Первым элементом из всех полугласных может выступать только v.
Начальные сочетания трех согласных редки. Все они представляют собой контаминацию двух бинарных начальных сочетаний. В РВ это: ksņ, ksm, ksv, str.
К фонетическим явлениям начала слова следует отнести отдельные случаи протетического гласного перед сонорным согласным, как в ulokd- наряду с loka- (u появляется под влиянием 0 'свободное пространство' и в нескольких менее очевидных глагольных корнях iraj(y)- 'править' (ср. rāj- id.), irddh- 'добывать' (ср. rādh- id.) и iras(y)- 'раздражать' (которые можно объяснить и иначе).
Конец слова
В конце слова в абсолютном исходе (т. е. в конце предложения или пады, когда не действуют правила сандхи в отношении начала следующего слова) могут быть представлены все гласные4. Слоговые сонанты /", г, / в этом положении запрещены (ŗ может встречаться в конце первого члена сложного слова, например: pitŗ-yajnd- 'жертвоприношение предкам', nŗ-cdksas- 'смотрящий на мужей', и др.).
Из согласных звуков в конце слова разрешены только k, п, t, t, п, р, т и все вспомогательные звуки, т. е. висарджания, анусвара, анунасика. Таким образом, запрет в этом положении распространяется на целые классы согласных звуков: из смычных на звонкие и придыхательные всех варг, на всю палатальную варгу, а также на церебральный носовой я; на все полугласные и сонорные; на все фрикативные; на придыхание h.
Из приведенных согласных, разрешенных в конце слова, наименее употребительны Л и t, которые встречаются в редких грамматических формах. Велярный носовой ® возможен в конце слова только в N.sg. от не слишком употребительных согласных основ на -апс-, например: ргйЛ (основа prūnc-), vigvaū (основа viĢvdnc-). Глухой непридыхательный церебральный t встречается в редких формах 2 или 3 sg.aor. или inj., как nat от пад-, yat от yaj- и др., а также в отдельных формах N.sg., например: г^ от rāj-, °vāt от vah- и др.
В связи со столь ограниченным репертуаром смычных согласных, допустимых в конце слова, увеличивается их функциональная нагрузка. Каждый глухой непридыхательный смычный в конце слова представляет как минимум четыре смычных неносовых согласных своей варги, например: N.sg. kāpŗt от kdpŗth-, N.sg. ekapāt от ēkapad-, N.sg. agnit от agnidh-,
4Явления конца слова можно было бы также описывать вразделе осандхи, трактуя их как сочетания конечного звука с паузой, что и делается вряде грамматик.
N.sg. tristiip от tristtibh- и др. (во всех этих формах в связи с упрощением конечных групп согласных отпало окончание N.sg. -s). Наибольшая функциональная нагрузка приходится на глухой непридыхательный согласный велярного и церебрального рядов, которые представляют также палатальную варгу смычных, фрикативные -f и ■; и придыхание h. Иными словами, -k в абсолютном исходе может соответствовать кроме не-носовых смычных своей варги с, j, д, s, Ii; a t кроме соответствующих согласных своей варги также ch, j, д, s, пь (отражение палатальных согласных и Л в абсолютном исходе как велярных или как церебральных имеет диахроническое обоснование). Вот некоторые примеры: N.sg. tvdk от tvdc-, 3 sg.inj. prņak от pŗc-, N.sg. nirnik от niruij-, N.sg. saytik от saytij-, N.sg. tādŗk от tādfg-, 3 sg.in]. pra ņai и abhi nat от 2. nag-, N.sg. vit от vig-, 2, 3 sg.inj. piņak от pis-, 3 sg.aor. aprāt от prach-, N.sg. rāt от rāj-, N.sg. vit от vig-, N.sg. gartārāk от gartāriih-. N.sg. havyavģĒ от havyavdh- и др.
Встречаются отдельные случаи диссимиляции, когда соотношение между согласным в абсолютном конце слова и соответствующим ему исходным согласным нарушено, например, N.sg. aaustuk вместо anustiip от a'iustiibh- и некоторые другие.
При замене конечного h на k или Ē придыхание переходит на начальный согласный корня, если этот согласный является звонким непридыхательным, т. е. g, d, b, например: 3 sg.impf. ādhok от duh-, 3 sg.aor. adhāk от dah-, N.sg. abhidhriik от abhidrtih-. Данное правило можно назвать морфонологическим, поскольку перераспределение придыхания осуществляется в пределах корня. (Диахронически здесь происходит восстановление начального придыхательного при утрате придыхания конечным согласным у корней с двумя исходными придыхательными согласными.) Тот же процесс происходит внутри слова при соединении корней этой структуры с определенными начальными согласными флексии (внутреннее сандхи), но там это осуществляется менее последовательно.
Смычные носовые согласные, разрешенные в конце слова, в принципе не подвергаются изменениям в абсолютном исходе. Велярный Я, как уже говорилось, встречается очень редко, а дентальный и лабиальный смычные носовые — достаточно часто. В редких случаях конечный губной носовой т заменяется зубным носовым п (что бывает вызвано фонетическими причинами: упрощением группы согласных в конце слова и отпадением дентальной флексии -s или -t, с которой предшествующий носовой ассимилировался по месту образования), например: N.sg. dčn(<*dam+s) от ddm-, 2, 3 sg.plusq. ājagai {<*ajagam + s
5При этом возможность представлять th и dh для ведийского языка является чисто теоретической, поскольку нет корней, которые бы оканчивались на эти согласные, корни же на -t и d- очень немногочисленны.
или ajagam + t) от gam-, 3 sg.aor. ауап (<*ayam + s + t) от уат-.
Полугласные у и v могут встретиться в конечном положении только в результате сандхи перед начальным гласным следующего слова. В абсолютном конце они не встречаются, в этой позиции им соответствуют i и и.
Латеральный сонорный согласный / в абсолютном конце слова не встречается. Дрожащий сонорный согласный г бывает представлен вспомогательным придыханием — висаргой (visar-ga-) (как и зубной фрикативный s), например: adv. punah от рйпаг-, N.sg. gth от gir-, N.sg. dhйn от dhiir- и др.
О рефлексах фрикативных и придыхания h в абсолютном конце слова было сказано выше.
Вспомогательные носовые анусвара и анунасика в абсолютном конце слова не встречаются, поскольку они являются результатом сандхи конечных носовых полной смычки п или т и начального звука следующего слова.
В ведийском языке в конце слова группы согласных в принципе не удерживаются и подвергаются упрощению. Отпадает последний согласный бинарных сочетаний, а в группе из трех согласных—два последних. Этот процесс происходил, например, регулярно в формах N.sg. согласных основ, как N.sg. pratydn (<* pratyanks) и форм атематических основ 2, 3 sg.act. со вторичными окончаниями -s, -t, как 2, 3 sg.impf. āhan (<*ahan + s и ahan + t) и др.
Удерживались в этом положении только группы согласных -rk, -rt, если конечный шумный смычный принадлежал корню, например: N.sg. ārk от ūrj-, 2, 3 sg.inj. vdrk (<*varj + 5 и *varj+t) от vŗj-, 3 sg. avart (<*avart + t), но 3 sg.impf. abib-har {<.*abibhar + t), так как здесь *-t было окончанием. Встречаются и отдельные исключения, когда конечный смычный все-таки отпадает вопреки общей тенденции, как в форме 3 sg.impf.intens. avarivar от vŗt-, или когда выпадает предпоследний согласный, а не конечный, как во 2 sg.aor. ayās от у а i-.
На сочетание двух гласных в конечном положении в принципе запрета нет, но эти сочетания отличаются неустойчивостью, поскольку их первым элементом всегда бывают узкие гласные i, и, легко переходящие в соответствующие согласные ^ v. Это имеет место, например, в парадигме склонения имен с основой на -I или -п, как vŗkt-, A.sg. vŗki(y)am, tanti-, I.sg. tami(v)ā, D.sg. tanu(v)e, L.sg. tanu(v)i и др.
Середина слова
Наибольшей сложностью отличаются правила дистрибуции звуков в середине «слова (см. таблицу бинарных сочетаний звуков в РВ)6.
В древнеиндийском языке существует тенденция избегать зияния гласных, или гиатуса, как внутри слова, так и на стыке двух слов. В пратишакхьях предписываются правила контракции двух простых гласных одинакового качества, а именно: ā+ā>a, l + t>ī, й + й>п, например: 3 sg.subj. gdchātKgac-ha-+a + ti, ирпуапа-<ира + ауаш-, tigmdyudha<tigma- + āy-udha-, absol. praT¥tyō<praTi + ityā, čparīta-<a + pari + iTа-, purārti-<puru- + uru-. Количество исходного гласного не имеет значения — в результате всегда получается долгий гласный. В пределах простого слова (т. е. на стыке корня и суффикса или префикса и корня) это правило соблюдается, в сложных же словах, как показывает размер, может нарушаться, и тогда имеет место гиатус.
При встрече гласных разного качества также происходит контракция, в результате которой возникает гласный нового качества, т. е. & + t>e, & + й>о, a + e>al, $ + o>aц, например: 3 sg.opt.act. caret<cara-+ī + t, pdreti<parā + iti-, āpodaka-< apa + udaka-, 3 sg.impf.caus.act. airayat<.a + erayat от a + īr-в каузативе, pa®caиdanam<pa®ca + odanam. Эти сандхи являются свидетельством на синхронном уровне дифтонгического происхождения долгих гласных е и о.
Гласные ?, й перед последующим гласным консонантизи-руются, т. е. t>y, u~>v, например: 3 pl.pr.act. y-čnti от корня Г- (ср. 1 pl.pr.act. i-tnds); 3 pl.pf.act. bi-bhy-us от корня bhī-(ср. p.p. bhī-td-), пуапс-<п1+аЯс-, svasti-<su + asti\ A.sg. ta1vam<tanū + am, D.sg. (atve<taiū + e от основы taiū и т. д. Однако в РВ сплошь да рядом наблюдается, как показывает размер, зияние гласных, особенно на границе двух членов сложного слова, префикса и корня, основообразующего гласного и флексии.
Следует отметить, что в пределах слова ?, й перед гласным могут давать и более сложные рефлексы: •>iy, u>uv, и таким образом сохраняется слоговое качество этих звуков (такого чередования не бывает при внешнем сандхи). Выбор варианта — у или iy, v или uv — происходит не впэлне автоматически. В значительной степени он определяется структурой предшествующего слога и отчасти —■ морфологической характеристикой формы (подробнее см. в разделе «Слогоделение и структура слога»).
6 Те изменения, которым подвергаются звуки, находящиеся внутри слова в непосредственном контакте друг с другом, часто называют внутренними сандхи (saŗņdhi- ' соединение') в отличие от внешних сандхи, имеющих место на границе двух слов в предложении.
В полном соответствии с простыми гласными I и it гласные дифтонгического происхождения е и о перед последующим гласным перекодируются в сочетание а с соответствующим консонантным глайдом, а именно е>ау, o>av, например: корень i-, 3 sg.pr.act. ё-ti, но 3 sg.subj.act. dy-ati; корень stu-, 2 sg.pf.act. tu-sto-tha, но 1 sg.pf.act. tu-stdv-a.
Дифтонги ai и аи перед последующим гласным перекодируются в сочетание долгого гласного ā с соответствующим консонантным глайдом, т. е. ai>āy, au~>āv, например: корень Ji-, 2 sg.aor.act. d-jai-s, adj. Jāy-ii; корень уи-, 2 sg.aor.act. уаи-s и yav-īs. (Диахронически здесь имеет место не удлинение а в сочетании с консонантной формой глайда, а сокращение слогового элемента дифтонгов, имевших первоначальную форму *āi, *āu.) Слоговой сонант № перед последующим гласным дает согласный г, например: корень kŗ-, 2 pl.pf.act. ca-kr-d, но 1 pl.pf.act. ca-kŗ-md; основа tnātŗ-, Q.— L.du. mātr-os, I.pl. mūtŗ-bhis.
Притом что цель всех перечисленных изменений состоит в предотвращении зияния гласных, оно тем не менее нередко встречается даже в пределах простого слова. Наиболее строго моделируются этими правилами сочетания корневого гласного и флексии, гораздо менее строго (прежде всего в РВ) — на других морфемных швах или даже в пределах одной морфемы.