Чему научило вас это упражнение? Сделайте выводы

ПОДУМАЙТЕ

Приветствуется ли употребление экспрессивных слов, не связанных с жанром и темой высказывания?

ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ

1.Что выражает эмоциональная окраска слова?

2.Какие функции эмоционально-экспрессивных слов Вы можете назвать?

3.Какую лексику называют стилистически-нейтральной, какую высокой, а какую сниженной?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Стилистическая правка

Сравните 2 варианта предложений; укажите, какие исправлены ошибки. В случае несогласия внесите изменения в тексты.

Исходный текст и варианты правки Ошибки Свои варианты
1.Новые животноводческие комплексы крупного рогатого скота зародятся в разных районах республики.- Новые животноводческие комплексы для крупного рогатого скота будут построены во многих районах республики. 2.В актовом зале школы царила деловая суета. - В актовом зале школы царило предпраздничное оживление. 3.Перед рабочими завода стояла задача – в кратчайший срок освоить выпуск новой продукции, и задача была освоена. - Перед рабочими завода стояла задача – в кратчайший срок освоить выпуск новой продукции, и выпуск ее был освоен. 4.Зрители, собравшиеся в этот прекрасный майский день на городском стадионе, стали соучастниками незабываемого события. - Зрители, собравшиеся в этот прекрасный майский день на городском стадионе, стали очевидцами необычайного по своей красоте зрелища. 5.По-ударному трудится коллектив механизированной колонны на сооружении телятника. - По-ударному работает коллектив механизированной колонны на строительстве телятника в колхозе. 6.Он помогал защитникам, хотя шла всего четвертая минута. - Нападающий был вынужден прийти на помощь защитникам уже на четвертой минуте матча – так тяжело складывалась игра для команды. 7.Повысить эффективность каждого рабочего за счет внедрения передовых форм организации труда. - Повысить эффективность труда каждого рабочего за счет внедрения передовых форм организации труда. 8.Отсутствие гласности хода работы привело к тому, что наша бригада не верила о том, что творится в смежной бригаде. - Отсутствие гласности хода работы привело к тому, что наша бригада не знала о том, как идет работа в смежной бригаде. 9.Рабочие завода идут по линии создания прочной технологической дисциплины. - Рабочие завода совершенствуют технологическую дисциплину. 10.На этот раз переходящий приз получил временную прописку у мелиораторов. - На этот раз переходящий приз вручили мелиораторам.    

ЗАНятие № 9

Соотношение функционально-стилистической и эмоционально-экспрессивной окраски слова

Освоив материал этой темы, Вы узнаете:

§ как эмоционально-экспрессивные слова распределяются между книжной, разговорной и просторечной лексикой;

§ как распознавать какие слова несут положительную, а какие отрицательную оценку.

Вы научитесь:

§ Различать слова, относящиеся к книжной лексике.

§ Различать слова, относящиеся к разговорной лексике.

§ Различать слова, употребляемые в просторечии.

§ Различать слова с высокой и сниженной стилистической окраской и употреблять их.

План занятия:

1.Слова, относящиеся к книжной лексике.

2.Слова, относящиеся к разговорной лексике.

3.Слова, употребляемые в просторечии.

4.Правка текста.

ТЕОРИЯ

Эмоционально-экспрессивная окраска слова, наслаи­ваясь на функциональную, дополняет его стилистическую характеристику. К книжной лексике относятся высокие слова, кото­рые придают речи торжественность, а также эмоцио­нально-экспрессивные слова, выражающие как положи­тельную, так и отрицательную оценку называемых понятий. К разговорной лексике относятся слова ласка­тельные (дочурка, голубушка), шутливые (бутуз, сме­шинка), а также слова, выражающие отрицательную оценку называемых понятий (мелюзга, ретивый, хихи­кать, бахвалиться).

В просторечии употребляются сниженные слова, которые находятся чаще всего за пределами литератур­ной лексики. Среди них могут быть слова, содержащие положительную оценку называемого понятия (работяга), но чаще просторечные слова выражают отрицательное отношение говорящего к обозначаемым ими понятиям (левачить, рехнуться, хлипкий, дошлый).

ЛИТЕРАТУРА

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б. Голуб. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – Стилистическая окраска слов. Использование в речи стилистически окрашенной лексики – С. 63-67

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВКА
Упражнение

Сравните предложения, проанализируйте стилистическую правку. Дайте свой вариант правки.

1) Вначале они искренне посмеивались над предложением бригадира прихватить для работы и ночные часы. Теперь вся бригада убедилась, что работа по-новому – дело стоящее, что такая работа приносит результаты вдвое лучше в сравнении со старыми. – Вначале предложение бригадира работать и в ночное время не было принято всерьез, но с временем все убедились, что такая организация труда позволяет увеличить выработку вдвое. – Предложение бригадира работать в ночную смену сначала не нашло отклика у нас, но теперь все понимают, что новая организация труда дает вдвое лучшие результаты.

2) На что способны хлопцы бригадиров Петрова и Иванова? В первом полугодии они осрамились. – Смогут ли теперь члены бригады Петрова и Иванова доказать свое мастерство, если в первом полугодии они показали плохие результаты?

3) То, что у провинциального тренера своя шкала, - уже блестящий факт. – Замечательно то, что тренер, работающий на периферии, сумел создать свою собственную школу. – То, что на периферии у тренера есть своя система воспитания спортсменов, - примечательный факт.

4) За последнее время пешеход стал каким-то одержимым. Он словно подстерегает автотранспорт, чтобы ринуться прямо под машины. – В последнее время пешеходы стали особенно недисциплинированны. – Из-за неосторожности пешеходов в последнее время участились несчастные случаи.

5) Замечено постепенное падение интереса к водопроводной воде, что объясняется ее не особенно приятными вкусовыми качествами. – Вкусовые качества воды из крана заметно снизились. – С меньшим удовольствием люди стали использовать водопроводную воду из-за ее плохого вкуса. – Вряд л кого из нас можно убедить в том, что вода из крана вкусна. – Невкусной стала вода из крана, и поэтому ее пьют неохотно.

Голенкова К.

ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ

1. Какие слова относятся к книжной лексике?

2. Какие слова относятся к разговорной лексике?

3. Какие слова употребляют в просторечии?

4. Как распознавать какие слова несут положительную, а какие отрицательную оценку?

5. Как эмоционально-экспрессивные слова распределяются между книжной, разговорной и просторечной лексикой;

6. Какие стилистические функции слов с высокой и сниженной окраской Вы знаете?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Найдите слова с высокой и сниженной стилистической окраской; определите их стилистическую функцию в предложениях. Замените их, где возможно, нейтральными словами. Как в таких случаях меняется общая тональность фразы?

1. [Женщина] разостлала скатерть прямо на земле, появились разные закуски и таинственные свертки… Все, по древнему обычаю, возлежали (М.-С.). 2. – Ты такая хорошенькая – и влюбилась в такую скверную рожу? (Писем.). 3. Наталья Кирилловна, страдая, взглядывала то на сына, то на бояр, они же, как полагалось, уставя брады, безмолвствовали (А.Т.). 4. – Григорий Григорьевич, здравствуйте! Вот уж не думала застать вас с племянницей в тет-а-тете. Вы всю дорогу вдвоем? (И. Новиков). 5. [Лубенцов] напрактиковался, или, грубо говоря, «насобачился», до того, что ему не стоило труда произнести без подготовки речь (Казак.). 6. Когда знаменная бригада выстроилась… вышел к знамени Захаров, и Игорь понял, что он должен делать. Рядом с ним стояла Оксана – рядом с ним! Это было счастливое предзнаменование: под нарядным, таинственно священным красным стягом они действительно рядом начинают свой жизненный путь! (Мак.). 7. – Я извиняюсь, - запыхавшись, сказал Митяшин, - припоздали маленько (Герм.). 8. – И куда это такая прорва народу едет? (Гайд.).

Занятие № 10

Наши рекомендации