Чему научило вас это упражнение? Сделайте выводы
ПОДУМАЙТЕ
Приветствуется ли употребление экспрессивных слов, не связанных с жанром и темой высказывания?
ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ
1.Что выражает эмоциональная окраска слова?
2.Какие функции эмоционально-экспрессивных слов Вы можете назвать?
3.Какую лексику называют стилистически-нейтральной, какую высокой, а какую сниженной?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Стилистическая правка
Сравните 2 варианта предложений; укажите, какие исправлены ошибки. В случае несогласия внесите изменения в тексты.
Исходный текст и варианты правки | Ошибки | Свои варианты |
1.Новые животноводческие комплексы крупного рогатого скота зародятся в разных районах республики.- Новые животноводческие комплексы для крупного рогатого скота будут построены во многих районах республики. 2.В актовом зале школы царила деловая суета. - В актовом зале школы царило предпраздничное оживление. 3.Перед рабочими завода стояла задача – в кратчайший срок освоить выпуск новой продукции, и задача была освоена. - Перед рабочими завода стояла задача – в кратчайший срок освоить выпуск новой продукции, и выпуск ее был освоен. 4.Зрители, собравшиеся в этот прекрасный майский день на городском стадионе, стали соучастниками незабываемого события. - Зрители, собравшиеся в этот прекрасный майский день на городском стадионе, стали очевидцами необычайного по своей красоте зрелища. 5.По-ударному трудится коллектив механизированной колонны на сооружении телятника. - По-ударному работает коллектив механизированной колонны на строительстве телятника в колхозе. 6.Он помогал защитникам, хотя шла всего четвертая минута. - Нападающий был вынужден прийти на помощь защитникам уже на четвертой минуте матча – так тяжело складывалась игра для команды. 7.Повысить эффективность каждого рабочего за счет внедрения передовых форм организации труда. - Повысить эффективность труда каждого рабочего за счет внедрения передовых форм организации труда. 8.Отсутствие гласности хода работы привело к тому, что наша бригада не верила о том, что творится в смежной бригаде. - Отсутствие гласности хода работы привело к тому, что наша бригада не знала о том, как идет работа в смежной бригаде. 9.Рабочие завода идут по линии создания прочной технологической дисциплины. - Рабочие завода совершенствуют технологическую дисциплину. 10.На этот раз переходящий приз получил временную прописку у мелиораторов. - На этот раз переходящий приз вручили мелиораторам. |
ЗАНятие № 9
Соотношение функционально-стилистической и эмоционально-экспрессивной окраски слова
Освоив материал этой темы, Вы узнаете:
§ как эмоционально-экспрессивные слова распределяются между книжной, разговорной и просторечной лексикой;
§ как распознавать какие слова несут положительную, а какие отрицательную оценку.
Вы научитесь:
§ Различать слова, относящиеся к книжной лексике.
§ Различать слова, относящиеся к разговорной лексике.
§ Различать слова, употребляемые в просторечии.
§ Различать слова с высокой и сниженной стилистической окраской и употреблять их.
План занятия:
1.Слова, относящиеся к книжной лексике.
2.Слова, относящиеся к разговорной лексике.
3.Слова, употребляемые в просторечии.
4.Правка текста.
ТЕОРИЯ
Эмоционально-экспрессивная окраска слова, наслаиваясь на функциональную, дополняет его стилистическую характеристику. К книжной лексике относятся высокие слова, которые придают речи торжественность, а также эмоционально-экспрессивные слова, выражающие как положительную, так и отрицательную оценку называемых понятий. К разговорной лексике относятся слова ласкательные (дочурка, голубушка), шутливые (бутуз, смешинка), а также слова, выражающие отрицательную оценку называемых понятий (мелюзга, ретивый, хихикать, бахвалиться).
В просторечии употребляются сниженные слова, которые находятся чаще всего за пределами литературной лексики. Среди них могут быть слова, содержащие положительную оценку называемого понятия (работяга), но чаще просторечные слова выражают отрицательное отношение говорящего к обозначаемым ими понятиям (левачить, рехнуться, хлипкий, дошлый).
ЛИТЕРАТУРА
Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б. Голуб. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – Стилистическая окраска слов. Использование в речи стилистически окрашенной лексики – С. 63-67
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВКА
Упражнение
Сравните предложения, проанализируйте стилистическую правку. Дайте свой вариант правки.
1) Вначале они искренне посмеивались над предложением бригадира прихватить для работы и ночные часы. Теперь вся бригада убедилась, что работа по-новому – дело стоящее, что такая работа приносит результаты вдвое лучше в сравнении со старыми. – Вначале предложение бригадира работать и в ночное время не было принято всерьез, но с временем все убедились, что такая организация труда позволяет увеличить выработку вдвое. – Предложение бригадира работать в ночную смену сначала не нашло отклика у нас, но теперь все понимают, что новая организация труда дает вдвое лучшие результаты.
2) На что способны хлопцы бригадиров Петрова и Иванова? В первом полугодии они осрамились. – Смогут ли теперь члены бригады Петрова и Иванова доказать свое мастерство, если в первом полугодии они показали плохие результаты?
3) То, что у провинциального тренера своя шкала, - уже блестящий факт. – Замечательно то, что тренер, работающий на периферии, сумел создать свою собственную школу. – То, что на периферии у тренера есть своя система воспитания спортсменов, - примечательный факт.
4) За последнее время пешеход стал каким-то одержимым. Он словно подстерегает автотранспорт, чтобы ринуться прямо под машины. – В последнее время пешеходы стали особенно недисциплинированны. – Из-за неосторожности пешеходов в последнее время участились несчастные случаи.
5) Замечено постепенное падение интереса к водопроводной воде, что объясняется ее не особенно приятными вкусовыми качествами. – Вкусовые качества воды из крана заметно снизились. – С меньшим удовольствием люди стали использовать водопроводную воду из-за ее плохого вкуса. – Вряд л кого из нас можно убедить в том, что вода из крана вкусна. – Невкусной стала вода из крана, и поэтому ее пьют неохотно.
Голенкова К.
ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ
1. Какие слова относятся к книжной лексике?
2. Какие слова относятся к разговорной лексике?
3. Какие слова употребляют в просторечии?
4. Как распознавать какие слова несут положительную, а какие отрицательную оценку?
5. Как эмоционально-экспрессивные слова распределяются между книжной, разговорной и просторечной лексикой;
6. Какие стилистические функции слов с высокой и сниженной окраской Вы знаете?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Найдите слова с высокой и сниженной стилистической окраской; определите их стилистическую функцию в предложениях. Замените их, где возможно, нейтральными словами. Как в таких случаях меняется общая тональность фразы?
1. [Женщина] разостлала скатерть прямо на земле, появились разные закуски и таинственные свертки… Все, по древнему обычаю, возлежали (М.-С.). 2. – Ты такая хорошенькая – и влюбилась в такую скверную рожу? (Писем.). 3. Наталья Кирилловна, страдая, взглядывала то на сына, то на бояр, они же, как полагалось, уставя брады, безмолвствовали (А.Т.). 4. – Григорий Григорьевич, здравствуйте! Вот уж не думала застать вас с племянницей в тет-а-тете. Вы всю дорогу вдвоем? (И. Новиков). 5. [Лубенцов] напрактиковался, или, грубо говоря, «насобачился», до того, что ему не стоило труда произнести без подготовки речь (Казак.). 6. Когда знаменная бригада выстроилась… вышел к знамени Захаров, и Игорь понял, что он должен делать. Рядом с ним стояла Оксана – рядом с ним! Это было счастливое предзнаменование: под нарядным, таинственно священным красным стягом они действительно рядом начинают свой жизненный путь! (Мак.). 7. – Я извиняюсь, - запыхавшись, сказал Митяшин, - припоздали маленько (Герм.). 8. – И куда это такая прорва народу едет? (Гайд.).
Занятие № 10