Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения

Лекция 10. ГРАММАТИКА (2 часа)

Грамматический строй языка и его единицы

Термин «грамматика» имеет несколько значений. Грамматика – строй языка, включающий в себя систему морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словообразования. Грамматикой называют и раздел языкознания, который изучает такой строй.

Грамматика традиционно подразделяется на морфологию (грамматику слова) и синтаксис (грамматику словосочетания и предложения). Область грамматики слова, изучающая образование грамматических форм, составляет собственно морфологию.

Слово и его форма являются одними из важнейших понятий морфологии и синтаксиса. Мы помним, что слово – это лексическая единица, служащая объектом рассмотрения в лексикологии. Однако слово выступает и как грамматическая единица. В этом случае слово представляет собой систему всех его форм с их грамматическими значениями. Например, слово чашка с грамматической точки зрения - это система форм: чашка, чашки, чашке, чашку, чашкой, о чашке и т.д.

В морфологии из словоформ составляются грамматические категории, а в синтаксисе слово и его формы являются единицами, участвующими в образовании синтаксических единиц. Аспекты изучения слова можно представить на следующей схеме:

Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения - student2.ru Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения - student2.ru Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения - student2.ru ЛСВ морфология

Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения - student2.ru Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения - student2.ru Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения - student2.ru Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения - student2.ru Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения - student2.ru Лексикология слово словоформа

ЛСВ синтаксис

Итак, к грамматическим единицам относят слово, словоформу, грамматические и синтаксические конструкции (словосочетание, предложение).

Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения

В морфологии возможно двоякое употребление термина грамматическая форма. Во-первых, грамматическая форма может пониматься как абстрактный образец в отвлечении от конкретных слов: форма прилагательного ед. ч., женского рода, И. п. Эта форма может быть представлена в разных словах: красная, деревянная, скучная.

Другое применение термина – в значении формы конкретного слова: форма И.п. ед.ч. существительного спина. Для терминологического разграничения вводится понятие словоформы. Словоформа – конкретное слово в какой-либо грамматической форме: в саду – это словоформа слова сад.

В содержании словоформы различают несколько моментов. Во-первых, выделяют лексическое значение, во-вторых – словообразовательное (или деривационное) значение, которое, с одной стороны, участвует в формировании лексического значения, а с другой - несет информацию о частеречной принадлежности слова. Например, в слове учитель словообразовательное значение лица выражено суффиксом –тель, который также сигнализирует о том, что это слово – существительное. В-третьих, в слове выделяют грамматические значения, которые выражаются либо флексией (окончанием), либо другими способами (об этом ниже). Например, в слове учитель грамматические значения рода, числа, падежа выражаются нулевым окончанием.

Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения - student2.ru Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения - student2.ru Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения - student2.ru Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения - student2.ru Ср.: лексическое значение граматическое значение

Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения - student2.ru Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения - student2.ru учи + тель + 

деривационное

Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения - student2.ru Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения - student2.ru значение

Грамматические значения противопоставлены лексическим по способу выражения значений: грамматические значения имеют регулярное выражение в виде аффиксов, иногда самих корней (явление супплетивизма), повторов (редупликации), несегментных единиц, служебных слов или сочетаний самостоятельных слов. Лексические значения лишены такого регулярного выражения.

Грамматические значения имеют абстрагированный характер и присущи ряду слов, а не одному слову. Абстрагированный характер грамматических значений проявляется, в частности, в таких примерах, где значение предметности – частеречной характеристики существительных – обнаруживается у слов, корни которых выражают действие – ход, бег. Грамматическое значение повторяется в ряде слов, лексическое – индивидуально.

Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения - student2.ru Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения - student2.ru Рассмотрим подробнее способы выражения грамматических значений.

Различаются синтетические и аналитические способы.

При синтетическом (простом) способе грамматические значения выражаются посредством морфем. При аналитическом (сложном) способе грамматическое значение выражается сочетанием слов – знаменательного и служебного или знаменательного и знаменательного, а также редупликацией, порядком слов и интонацией.

Примерами реляционных аффиксов являются: КУКЛ А -КУКЛЫ

Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения - student2.ru Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения - student2.ru Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения - student2.ru Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения - student2.ru Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения - student2.ru КРАСНЫЙ – КРАСНАЯ – КРАСНЫЕ , ХОДИЛ -ХОДИЛ А - ХОДИЛИ,

где флексии выражают значение рода и числа. Формообразующие аффиксы используются, например, для выражения значений прошедшего времени - ХОДИЛ, ВИДЕЛА.

Грамматические значения могут выражаться разными корнями, такой способ называется супплетивизмом: хороший – лучше, плохой – хуже, я – мне. Кроме названных синтетических способов, используется еще внутренняя флексия и ударение. Внутренняя флексия – грамматическое средство, представленное чередованием фонем (историческим, или грамматическим), служащим для выражения грамматических значений: в английском языке tooth (зубы) - teeth (зуб), man (мужчина) – men (мужчины). Ударение служит единственным средством разграничения форм ед. ч. Р. п. и мн. ч. И. п. у слов паруса – паруса, луга – луга.

Аналитические способы, представляющие собой сочетание двух слов, знаменательного и служебного, наблюдаются в примерах: буду писать, написал бы. В примере я ходил, ты ходил, он ходил категория лица выражена отдельными самостоятельными словами – местоимениями. Другим средством выражения грамматических значений является редупликация. Это явление состоит в повторении или слога, или корня, или целого слова. Например, еле-еле, чуть-чуть. В некоторых языках редупликация распространена довольно широко. Например, в отдельных языках Африки редупликация является средством выражения множественного числа, в индоевропейском праязыке редупликация использовалась для выражения значения длительности в глагольных основах. Разная интонация разграничивает предложения со значением вопроса и побуждения: Направо? – Направо! В примерах два часа и часа два порядок слов влияет на выражение значения конкретного и приблизительного времени.

Словоформы одного слова составляют парадигму. Парадигмы могут быть полными и частными, полными и неполными. Парадигмы многих слов оказываются очень сложными. Например, падежная парадигма существительного складывается из падежных словоформ единственного и множественного числа. Падежные формы, объединенные грамматическим значением единственного числа или значением множественного числа, являются частными парадигмами внутри полной парадигмы. Полная парадигма может состоять из двух, трех, четырех и более частных парадигм. Например, полная парадигма прилагательного состоит по крайней мере из пяти частных. В парадигме слова может отсутствовать какая-либо частная парадигма. Например, у собирательных существительных отсутствуют формы множественного числа. Такие парадигмы называют неполными.

Наши рекомендации