Общее понятие о кодификации языковой нормы

Процесс фиксации нормы, т. е. внесение определенных правил употребления языковых средств в словари и справочники, называется кодификацией. Языковая система имеет уровневое строение, в зависимости от уровня языка выделяются различные типы норм и соответственно типы словарей: нормы произношения и ударения фиксируются в орфоэпических и акцентологических словарях, нормы словоупотребления – в толковых и фразеологических словарях, словарях синонимов, антонимов, паронимов и т. д., морфологические и синтаксические нормы – в специальных справочниках и грамматиках.

Назовем некоторые словари и справочники, имеющие авторитет в обществе:

1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., (1972).

2. Горбачевич К. С. Вариантность слова и языковая норма. М., (1978).

3. Граудина Л. К, Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М., (1976).

Критерии кодификации нормы

Тип критерия Кодификация нормы
Экстралингвистический (внеязыковой) Авторитетность источника употребления Фиксация в письменных источниках Языковой вкус и чувство меры
Внутриязыковой и речевой Соответствие языковой модели Необходимость, неизбыточность Частотность употребления

Следует отметить также, что кодификация – длительный трудоемкий процесс, который в современной экономической ситуации становится еще более сложным, поэтому часто словари не успевают отражать изменения в современной языковой системе и некоторые случаи, требующие разъяснения, остаются без интерпретации специалистов (например, в современные словари еще не вошло активно употребляемое слово транкинг, значение которого нам приходится определять самим, опираясь на средства массовой информации).

Плюсы:

- позв заменить интуитивные представл-я языка закрепленными

- созд усл-я для преподавания

- целостность языка, осн на нормах

Коммуникативный аспект культуры речи: основные категории науки о речевом воздействии.

Культура речи реализ и в коммуникативном аспекте, тк человек должен уметь грамотно общаться, воздействовать на других людей как в письменной, так и в устной форме и достигать поставленных целей.

Коммуник аспект:

- правило построения воздействующего текста (особенности вербальной коммуникации)

- правила невербальной коммуникации (жесты, мимика, внешний вид)

- типы аудитории, на кот напр речевое воздействие

- спрягается с функциональной стилистикой, кот явл другим разделом стилистики

- правила и принципы бесконфликтной коммуникации (этический аспект к-ры речи)

- коммуникативные законы

Требования к вербальной коммуникации:

- краткость (10 мин, соблюдение регламента)

- логичность текста (во-первых, во-вторых)

- соблюдение норм к-ры речи

- выразительность речи (исп-е тропов и фигур)

- понятность главной мысли

- простота изложения (подстр под аудиторию)

Центр термином науки реч воздействии явл термин "комммуникат позиция". Коммуникативная позиция - степень влиятельности собеседников в процессе общения. Абсолютные позиции - те, которые нельзя изм, обус соц усл-ями (возраст, пол, соц статус), относительные можно усилить, ослабить и защитить.

Способы невербального усиления позиции (неверб коммуникации)

Аудитория - делить ее на 3 сектора, делать вид, что она охвачена

Тет-а-тет- не в глаза, на лоб или глаз, не стоит делать замки (закрытые позы), демонстрировать запястья

Усиливает позицию уменьшение пространства, заслоны ослабляют коммуникацию

Хуго Грайс - один из осн теоретиков теории коммуник., обясн осн законы логически. Принцип кооперации - любое общение сознательно или неосознанно - принцип взаимовыгоды и взаимопомощи собеседников.

Максимы грайса (для эффективного общения):

- полноты информации (сколько нужно для цели)

- максима качества информации (достоверность: нельзя врать, нельзя давать непроверенную информацию)

- максима релевантности (не отклоняться от темы)

- максима-манера (выражаться ясно)

Коммуникативный аспект культуры речи: коммуникативные законы.

Коммуникативные законы меняются со временем. Они национально специфичны. Они нерегулярны (есть ситуации, когда они не соблюдаются). Ключевой закон - закон зеркального развития коммуникации: собеседники в процессе общения повторяют темы, жесты, мимику и прочие особенности невербального общения друг другу.

- закон зависимости результата общения от затраченных коммуникативных усилий (чем больше вкладывать в общение, тем больше результат)

- закон прогрессирующего нетерпения слушателей (внимание слушателей угасает, время в глазах людей увеличивается); стоит отвлекаться от темы, самое интересное оставить на время усталости слушателей.

- закон падения интеллекта аудитории с увеличением ее количества

- закон притяжения критики (обычно критику вызывают выделяющиеся люди) - обратная сторона - черный пиар в шоу-бизнесе

- закон первичного отторжения новой идеи

Наши рекомендации