Педагогическое значение детской игры, ее виды и функции.

Игра – одна из форм досуговой деятельности. В индивидуальном развитии ребенка игра является ведущим видом деятельности, средством психологической подготовки к будущим реальным жизненным ситуациям. Как только ребенок покидает мир беззаботного детства и у него появляются социально обусловленные обязанности, игровая деятельность постепенно исчезает и ей на смену приходит досуговая. Происходит это тогда, когда он идет в школу. Учеба становится непреложным занятием, обусловленным внешней целесообразностью. Возникает деятельность учебная, которая для него в достаточной степени сложный и насыщенный труд, делящий время на учебное и свободное от него – досуг.

Педагогический эффект игры заключается в следующем:

· игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности;

· создает условия для взаимодействия и взаимопомощи;

· сплачивает, рождает, хотя и временную, общность. Общность, которая возникает во время игры, тяготеет к сохранению даже после окончания игры. Возникшие в ее процессе совместные усилия, взаимоподдержка и взаимовыручка рождают положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению и воспроизведению;

· в кругу игры законы и нормы повседневной жизни не берутся в расчет. Здесь действуют другие. Правила определяют не только содержание той ситуации, которая ограничена игрой, но и формируют поведение человека. Нарушение правил ведет к осуждению, к исключению из игры. Взрослые, как и дети, оценивают попытку сыграть не по правилам как несоблюдение добрых личностных взаимоотношений;

· игра, хотя и осуществляется в рамках правил, создает простор для фантазии, импровизации;

· игра полностью отвечает принципу единства познания и рекреации. Наряду с удовольствием, наслаждением от самой игры человек получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других;

· в игре можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения. Игра выбирается на уровне своих возможностей и потому человек всегда может добиться мастерства и успеха, тогда как в профессиональной деятельности успех и признание приходят не всегда. Человеку приятно делать то, что вызывает в нем ощущение уверенности и мастерства. К тому же выбор игр необычайно велик и разнообразен.

Все игры, за очень небольшим исключением, заполнены социальным содержанием. Дети играют всегда в «человека» («дочки-матери», «больница», «войнушка» и т.д.). Игры служат средством вживания ребенка во всю полноту человеческих отношений, во все необходимое богатство социальной жизни. В игре ребенок накапливает нравственный опыт, привыкает строить отношения со сверстниками, считается с их интересами, вступает с ними в разнообразные контакты.

Всюду, где стремятся к гибкости и надежности сложных навыков, обращаются к моделированию жизни – к игре! (В обучении космонавтов, в спорте, в педагогике и т.д.) Проигрывая различные ситуации, жизненные или вымышленные, вплоть до фантастических, воспитанники учатся мысленно ставить себя в самые неожиданные условия и естественно реагировать на них своим поведением в зависимости от собственного характера и мировосприятия. Следовательно, игра – социальная практика ребенка, его реальная жизнь в коллективе.

Игра практически охватывает все стороны личности ребенка:

— предполагает активную работу мысли;

— развивает трудовые умения;

— обогащает его эмоциями и искренними чувствами;

— требует от участников ловкости, усилий, направленных на преодоление возникающих препятствий;

— приучает детей к согласованным точным действиям;

— учит своевременно выполнять задания;

— воспитывает ответственность перед коллективом, командой, группой – следовательно, утверждается и крепнет сознательная дисциплина.

В игровой деятельности подросток не ощущает себя объектом воздействия взрослого, он полноправный субъект этой деятельности. Поэтому игра – особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игру, как и любой косвенный метод, использовать труднее, чем прямое воздействие. Она требует определенных человеческих усилий, педагогического мастерства, но по эффективности для самой личности она превосходит многие прямые и косвенные методы.

Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и в будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей; с другой – игра всегда направлена в будущее, так как в ней либо моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояние, умение профессиональных, творческих функций, а также для физической закалки развивающегося организма. Заставить играть нельзя, ведь игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству иди технике), а способности к творчеству в целом. Но, к сожалению, часто воспитатель выступает по отношению к игре лишь как организатор, не видя и не понимая скрытые механизмы, благодаря которым происходит влияние на развитие личности. Взаимодействие взрослых и детей в игре исключает авторитарный стиль и формы общения (если это не обговорено правилами игры). Оно должно иметь форму совместной, коллегиальной деятельности

К сожалению, игры, особенно ролевые, сюжетно-ролевые, пока не получили должного распространения ни в школах, ни в семье, ни в лагере. А ведь «вернуть детям игру, значит, создать условия для саморазвития» (В.Т. Кабуш).

Виды и функции игры.

В педагогической литературе существуют разнообразные подходы к классификации игр. Наиболее полной и распространенной классификацией игр является классификация С.А. Шмакова. Он разделил все детские игры на следующие виды.

1. Физические и психологические игры и тренинги:

а) двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

б) экстатические, экспромтные игры и развлечения;

в) освобождающие игры и забавы;

г) лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально-творческие игры:

а) предметные забавы;

б) сюжетно-интеллектуальные игры;

в) дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);

г) строительные, трудовые, технические, конструкторские, электронные, компьютерные игры, игры-автоматы.

3. Социальные игры:

а) творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы);

б) деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

4. Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность).

Классифицировать игры по видам очень сложно. Признаки одной игры оказываются присущими другой, они переплетаются, пересекаются, размывая границы. Игры, например, делят на

подвижные, интеллектуальные, спортивные, творческие. Но спортивные игры тоже являются подвижными, а творчество — непременный компонент любой игры.

По содержанию: познавательные (интеллектуальные), спортивные (военно-спортивные), развлекательные, творческие, социальные, музыкальные, профилактические и др.

По форме организации: сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-эпопеи, подвижные, народные, игры по станциям, игры-состязания, игры-путешествия и др.

По месту проведения: на местности, с эстрады, на воде, на пляже, в автобусе, в помещении и др.

По количеству играющих: индивидуальные, парные, коллективные, групповые.

Игр великое множество, и все они преследуют определенные воспитательные цели.

Игры на знакомство.Цель–знакомство детей друг с другом, настрой на общение. Особенность организации: лучше проводить вожатому с конкретным отрядом. В содержании игр должны использоваться имена.

Игры в автобусе.Цель–организация воспитательного пространства данного временного периода интересным и полезным делом. Особенность: игры не должны побуждать участников к двигательной деятельности, а максимально использовать заданные условия.

Игры-кричалки.Цель–эмоциональная и психическая разрядка и зарядка, повышение настроения. Особенность: данные игры побуждают участников к повышению тона речи в синтезе с юмористичным содержанием текста, используется оборот повторения.

Игры на внимание и координацию.Цель–развитие активного и волевого внимания, координации, осуществление контроля и самоконтроля. Особенность: в содержании данных игр участники должны изобразить движения, заданные ведущим, в определенном порядке, темпе, скорости.

Спортивные игры.Цель–привитие олимпийской культуры,повышение интереса к видам спорта. Особенность: игры подразумевают четкую систему правил, судейства в зависимости от вида спорта.

Интеллектуальные игры.Цель–активизировать познавательную деятельность, развить эрудицию, логику, быстроту реакции, умение мыслить нестандартно при решении задач логического характера. Особенность: игры строятся по принципу викторин, блиц-опросов и содержат вопросы как на заданную тему, так и разностороннего характера.

Творческие игры.Цель–активизировать познавательные итворческие способности ребенка. Особенность: данные игры строятся по принципу конкурсов актерских талантов, «рекордов» ребенка, в которых дети демонстрируют свои способности.

Игры на местности.Цель–развитие навыков ориентирования, максимальное использование заданных условий. Особенность: данные игры в своем содержании используют особенности местности и находящиеся на ней объекты.

Имитационные игры.Цель–развитие памяти,творчества,выдумки детей, способности выделять существенные признаки кого-либо. Особенностью таких игр является имитация движений, речи, характера заданного объекта (чаще человека, животного).

Сюжетно-ролевые игры.Цель–развитие памяти,воображения, актерских данных, воспроизведение и наиболее точная передача специфики роли. Особенность игр: сюжет и роли должны быть знакомы и узнаваемы.

Подвижные игры.Цель–активизировать двигательную активность детей, развивать физические навыки. Данный вид игры способствует укреплению мышечной системы детей, созданию комфортной атмосферы в группе, дает возможность каждому ребенку принять участие в той или иной игре, в зависимости от состояния здоровья. Особенность: относятся к типу командных игр, проводятся как на свежем воздухе, так и в просторном помещении; наличие инвентаря (мяч, скакалка и др.) необязательно.

Музыкальные игры.Цель–развивать музыкальные навыкиребенка, прививать эстетический вкус, разнообразить досуг. Особенность: данные игры предполагают знание текстов песен (детских, из мультфильмов, современных и др.), могут проводиться в микрогруппах (по 5–7 человек).

В зависимости от возраста игровая деятельность имеет свои специфические особенности, отличия по содержанию, форме, методике организации и проведения игр.

Функции игры:

· социализация (включение ребенка в систему общественных отношений);

· межнациональная коммуникация (усвоение общечеловеческих ценностей, культуры представителей различных национальностей);

· самореализация (возможность проявить себя);

· диагностика и самодиагностика;

· терапевтическая и коррекционная функции (использование игры как средства преодоления различных трудностей в поведении, общении, учении и т.п., внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

· развлекательная функция (доставляет удовольствие, побуждает интерес к чему-либо, переживание радости от совместной деятельности и общения с другими участниками игры).

Наши рекомендации