Спортивный коллектив как среда и фактор формирования личности учащихся при занятиях физической культурой
Понятие «группа». Стадии развития группы. Стадии вхождения человека в группу. Групповой статус. Социально-психологические феномены класса, учебно-тренировочной группы. Сплоченность группы. Факторы, влияющие на сплоченность. Конформность. Факторы внешние и внутренние, влияющие на конформность. Лидерство.
Основное формирование личности юного спортсмена проходит в спортивной группе. Спортивная группа является важным фактором нравственного формирования личности юного спортсмена. В группе спортсмен развивается всесторонне – в нравственном, умственном и физическом отношении, где возникают и проявляются разнообразные отношения между членами коллектива и между спортивными соперниками. Процессы развития личности и группы неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития группы, её уровня развития, структуры, сложившихся в ней деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие группы. Развитие личности и группы – взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми.
С точки зрения социальной психологии, каждый учебный класс, спортивная секция и спортивная группа представляет собой реальную внешне организованную группу, приближающуюся по своему численному составу к малой группе. Малой группой называют такую общность людей, которая имеет общую цель, взаимодействует ради достижения этой цели и имеет относительную автономию существования.
Степень социальной зрелости малых групп бывает разная. Низшая степень зрелости – это совмещение людей в одной группе ради общения, времяпровождения в связи с одинаковыми интересами. Такие группы называются диффузными. Например, ребята, собравшиеся во дворе поиграть в футбол, представляют такие группы[2]. Всякая вновь формируемая секция, группы начальной подготовки принадлежат к диффузным группам. В ней начинается процесс преобразования диффузной группы в коллектив.
В таблице 9 представлены стадии развития группы и стадии вхождения человека в группу.
В левом столбце показано вхождение человека в уже сформированную группу (секцию). Пока юный спортсмен станет полноправным членом спортивной команды проходит достаточно длительное время. Ускорить данный процесс возможно при знании тех этапов, через которые спортсмен проходит и проведении ряда педагогических воздействий.
Таблица 9– Стадии развития группы
№ | Вхождение человека в группу | Стадии развития группы |
Адаптация к существующей группе, групповым требованиям. | Группа-конгломерат. «Песчаная россыпь». Адаптация членов группы друг к другу и требованиям, предъявляемых руководителем. | |
Индивидуализация, проявления «Я». | Группа-ассоциация. Конфронтация, «Буря и шторм». Конфронтация основана на проявлении индивидуализации большинства членов группы, идет борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы. Группа-кооперация. Дифференциация, разделение на микрогруппы на основе симпатий и антипатий, общих интересов. Формирование единых норм поведения в микрогруппах. | |
Интеграция в группе. Принятие групповых норм. Внесение своего вклада в достижение цели группы. | Группа-автономия. Коллектив, команда. Волевое, эмоциональное и интеллектуальное единство группы. Волевое единство – способность группы решать поставленные задачи. Эмоциональное единство – положительный социально-психологический климат группы. Интеллектуальное единство группы проявляется в одинаковых взглядах на основные жизненные вопросы. | |
Вторичная индивидуализация. Она связанна с тем, что пребывание человека в разных группах формирует взгляды, которые могут не совпадать с мнением большинства членов конкретной группы и ведет к конфликтному поведению. | Старение и распад группы (для временных групп). |
В правом столбце представлены стадии формирования группы от начальной до коллектива и ее распада. Тренер при понимании этого процесса может ускорить формирование коллектива в спортивной группе и не допустить ее распада. Он должен хорошо знать те процессы, которые происходят в команде и особенности формирования сплоченного коллектива.
Для практической работы спортивного педагога большое значение имеет вопрос о структуре группы и органах управления. Говоря о структуре группы, мы имеем в виду групповой статус занимающихся. В социальной психологии рассматривают следующие групповые статусы: лидеры («звезды»), предпочитаемые, принимаемые и отверженные. Подробнее это можно изучить в психологической литературе. Тренеру важно знать групповой статус учащегося для решения педагогических задач, как отдельного занятия, так и для достижения цели тренировочного процесса. Если лидер отличается положительной, общественной направленностью, благотворно действует на группу, команду, то спортивный педагог должен привлечь его в качестве своего помощника.
Заслуживает особого внимания еще одна категория занимающихся – отвергаемые. По мнению Е.П. Ильина, причины того, что им отказывают в дружбе, могут быть разными: из-за явного пренебрежения ими интересов группы, их избалованности и эгоизма, скрытности, замкнутости, нелюдимости. С такими учащимися не хотят выполнять упражнения в парах, не берут их в команду при спортивных и подвижных играх на уроке. Отвергаемые дети пытаются войти в группу, но не всегда это им удается. Тогда они либо смиряются со своим положением, либо озлобляются и становятся склонными к эмоциональным взрывам, либо ищут для себя такую социальную микросреду, где с ними бы считались.
Тренеру в этих случаях нужно:
· побеседовать со спортивной командой, раскрыть положительные качества отвергаемого, показать пользу которую он может принести группе;
· дать небольшое общественное поручение отвергаемому, чтобы он мог проявить себя и повысить мнение о себе у товарищей;
· провести беседу с отвергаемым, рассказать ему, почему одноклассники не хотят контактировать с ним, и помочь исправить имеющиеся у отвергаемого занимающегося его недостатки [2].
Успешное функционирование детской группы требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции.
Для эффективной тренерской деятельности спортивный педагог должен знать, какие социально-психологические феномены существуют в спортивной группе и какими факторами они определяются.
В социальной психологии выделяют следующие основные феномены:
· сплоченность;
· конформизм;
· лидерство.
Сплоченность
Под сплоченностью группы мы понимаем: во-первых, насколько члены этой группы удовлетворены совместной работой, учебной и спортивной деятельностью и насколько их привлекает перспектива продолжать деятельность вместе, во-вторых, меру тяготения членов группы друг к другу и группе.
Среди множества факторов, влияющих на сплоченность группы, выделяются наиболее значимые:
· наличие единой цели;
· время, проведенное вместе;
· размер группы;
· состав группы;
· возраст членов группы;
· успех и неудачи группы;
· внешняя угроза;
· униформа;
· психологические тренинги («веревочный курс»);
· традиции и ритуалы группы.
Наличие единой цели. Цель у членов спортивной группы может быть общей или единой. Например, у игроков в спортивных играх (футбол, баскетбол, ручной мяч и т.п.) или участников эстафет цель единая. Каждый член команды взаимодействует с другими для поражения ворот или кольца, а в эстафетах за более высокое место в итоговом протоколе. В легкой атлетике, лыжных гонках, плавании и т.п. командный результат определяется чаще всего по сумме личных результатов. Спортсмен в большей степени стремится к высокому личному результату, который является его вкладом в общекомандное место. В таком случае цель является общей для членов команды так как в процессе достижения этой цели каждый спортсмен решают свои индивидуальные цели. При достижении единой цели наблюдается большая степень сплоченности группы. В подготовительный период тренеры лыжников часто используют на тренировках спортивные игры, одной из решаемых при этом задач является формирование сплоченности команды.
Время, проведенное вместе. Замечено, что чем больше времени люди проводят вместе, тем более сплоченными они становятся. Слишком короткий срок существования группы не позволяет достигнуть высокого уровня сплоченности, а слишком длительный период может привести к распаду группы в связи с эмоциональной пресыщенностью. При увеличении пребывания вместе расширяются возможности для установления дружеских контактов, растет взаимопонимание, выявляются общие интересы и потребности.
Размер группы. По мере того, как количество в группе увеличивается, возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом уменьшается. Увеличение количества членов группы свыше девяти человек может повлечь за собой снижение сплоченности. К тому же появление подгрупп внутри больших групп может негативно сказаться на сплоченности спортивной группы.
Состав групп. По этому вопросу существуют противоречивые точки зрения. Но, скорее всего, более сплоченными являются смешанные по половому составу группы. В таких группах в большей степени проявляются гендерные особенности, процесс социализации протекает более естественнее.
Возраст членов группы. Более сплоченными считаются единообразные по возрасту группы. Однако у учащихся начального и среднего школьного возраста недостаточно развита коммуникативная компетентность и это приводит к межличностным конфликтам. В юношеском возрасте эти проблемы постепенно исчезают.
Успех и неудачи группы, достигнутые вместе также будут влиять на сплоченность ее членов. Гордость за совместные достижения, спортивные успехи влечет за собой усиление сплоченности. Неудачи подрывают сплоченность и ведут к разобщению членов группы.
Униформа. Единая форма облегчает управление группой. Классы и спортивные команды в одинаковой форме быстрее сплачиваются. Форма объединяет людей и противопоставляет остальным группам.
Внешняя угроза. Большинство исследований показывают, что под угрозой неблагоприятных внешних факторов сплоченность людей в группах обычно увеличивается. Но важно иметь ввиду степень угрозы, так как при сильной угрозе группа может просто прекратить свое существование из-за внутренних противоречий.
Психологические тренинги. Наиболее эффективными для сплочения спортивных групп являются игры и упражнения, имеющие общее название «веревочный курс». Веревочный курс основан на упражнениях и играх предполагающих, что участники игр допускают тактильные прикосновения и вхождение в так называемые «интимное» пространство и пространство «для друзей».
Конформность
Конформные реакции – это механизм интеграции людей в группы, общество. Конформность проявляется в изменении мнений (оценок) человека в направлении большего согласия с группой как результат реального или воображаемого давления группы.
Как член общества и группы юный спортсмен вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны той или иной группе. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым группой, занять в ней удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность.
Мера «подчинения» человека групповому влиянию зависит от двух групп факторов, внешних и внутренних.
Внешние факторы:
· размер и сплоченность группы;
· авторитетность (референтность) группы для данного человека;
· трудность попадания в данную группу;
· сложность ситуации, задач, решаемых группой;
· характер групповой принадлежности (по своему желанию или вынужденно попал занимающийся в данную группу, если он попал в группу на перевоспитание по принуждению, то у него может не проявиться конформность).
Внутренние факторы:
· темперамент (холерик пытается «перестроить» всех под себя, сангвиник сознательно конформный, флегматик и меланхолик – конформны);
· социальный и групповой статус (чем выше статус, тем более человек самостоятелен);
· уровень компетентности (знания, умения и опыт в какой-либо области делает человека более независимым);
· характер и ценностные ориентации человека;
· мировоззрение;
· возраст.
Лидерство
Лидерство – это процесс осуществления влияния на поведение участников группы, в основе которого лежит отношения доминирования и подчинения. Лидер не назначается формально на соответствующую позицию в группе, а выдвигается с открытого или скрытого согласия группы. Забота лидера – сплоченность и благополучие группы. Поведение лидера и пределы его власти определяются групповыми нормами и ситуацией.
Отношение к лидерам у тренера должно определяться следующими обстоятельствами:
· какова направленность лидера, какие цели и устремления он утверждает в группе;
· чему объективно содействует его деятельность – единению или распаду группы;
· какими методами он утверждает свой авторитет;
· как он относится к учителю и его деятельности.
Все это спортивный педагог должен учесть, прежде чем опереться в руководстве группой или командой на лидера и облечь официальными полномочиями старосты группы или капитан команды.
Правильная организация работы спортивного педагога со спортивной группой воспитывает у спортсменов те черты личности, которые нельзя сформировать при индивидуальном воспитании. Е.П. Ильин выделяет следующие такие черты:
1) сопереживание за успех или неудачу любого члена команды, то есть эмоциональное приобщение каждого занимающегося к группе как целому, отождествления себя с коллективом;
2) удовлетворенность пребыванием в данном коллективе через удовлетворенность общения с товарищами, социально-психологическим климатом;
3) коллективистическое самоопределение, то есть противодействие отрицательным влияниям извне, восприятие этих влияний сквозь призму идейных и нравственных установок коллектива;
4) оптимизм, вера всех членов коллектива в достижение поставленных целей;
5) общественная направленность мотивов занятий спортом и физической культурой [2].
Практические задания
1. Какие компоненты включает в себя система воспитательной работы со спортсменами, и какие задачи они решают?
2. Как организовать взаимодействие отвергаемыми учащимися на уроке физической культуры?
3. Что такое сплоченность группы? Какие факторы влияют на ее формирование?
4. Что такое лидерство, его влияние на деятельность учебных групп?
5. Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)
№ | Вхождение человека в группу | Стадии развития группы | |
Адаптацияк существующей группе, групповым требованиям. | Группа-автономия. Коллектив, команда. Волевое, эмоциональное и интеллектуальное единство группы. | ||
Индивидуализация, проявления «Я» | Старение и распад группы (для временных групп). | ||
Интеграция в группе. Принятие групповых норм. Внесение своего вклада в достижение цели группы. | Группа-конгломерат. «Песчаная россыпь». Адаптации членов группы друг к другу и требованиям, предъявляемым руководителем. | ||
Вторичная индивидуализация. Она связанна с тем, что пребывание человека в разных группах формирует взгляды, которые могут не совпадать с мнением большинства членов конкретной группы и ведет к конфликтному поведению. | Группа-ассоциация. Конфронтация, «Буря и шторм». Конфронтация основана на проявлении индивидуализации большинства членов группы, идет борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы. Группа-кооперация. Дифференциация, разделение на микрогруппы на основе симпатий и антипатий, общих интересов. Формирование единых норм поведения в микрогруппах. |
6.Установите правильное соотношение понятий (1 – 4,…)
Группы факторов определяющие конформные реакции | Факторы определяющие конформные реакции |
Внешние факторы | 1) - размер и сплоченность группы; 2) – темперамент; 3) - социальный и групповой статус; 4) - авторитетность (референтность) группы для данного человека; 5) - уровень компетентности; 6) - трудность попадания в данную группу; 7) - характер и ценностные ориентации человека; 8) - характер и ценностные ориентации человека; 9) - сложность ситуации, задач, решаемых группой; 10) - мировоззрение, 11) - характер групповой принадлежности |
Внутренние факторы |
Литература
1. Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб.пособие для студентов высших педагогических учебных заведений ; под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.
2. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учебник для институтов и факультетов физической культуры. СПб.:Изд-во РГПУ им А.И.Герцена,2000. – 486с.
3. Карпушин Б.А. Педагогика физической культуры и спорта: учебник.- СПб.: Изд-во «Олимп-СПб», 2010.-296 с.
4. Макаренко А.С. О воспитании; сост. и автор вступ.ст. В.С.Хелемендик. М.:Полит-издат, 1990. – 415с.
5. Михеев А.И. Система воспитательной работы со спортсменами.// Теория и практика физической культуры. – 1993. - №4.- С.32-34.
6.Педагогика физической культуры: учебник для студ. высш.учеб. заведений / под ред. С.Д. Неверковича. — 2е изд., перераб. идоп. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 368 с.
7. Педагогикафизическойкультуры: учебник /подобщейредакциейВ.И. Криличевского. – М.: Кнорос, 2012. – 320 с.
8.Рожков М. И. Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. - М.: "Владос - пресс", 2004. – 384с.
9. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учеб.пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 480 с.
10. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб.пос. для студ. высших пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
11.Социальная психология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений;под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркач. - М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 600с.
12.Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина.- М.: Советский спорт, 2003.-464 с.
13.Типовой план-проспект учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР// Сб. офиц. документов и материалов Госкомспорта РФ по физ. культуре, спорту и туризму. – 2001. - № 5. - С. 27-42.