Воспитательная система тренера
Понятие воспитательная система тренера Системообразующий и системоформирующий факторы системы. Элементы воспитательной системы и решаемые задачи. Подходы к формированию воспитательных систем.
С точки зрения системного подхода тренировочный процесс проявляется как система, когда множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов, знаний и т.д.) представляет собой определенное единство. В тренировочном процессе воедино слиты процессы развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. Однако следует заметить, что соотношение компонентов (обучения, воспитания и развития) единого тренировочного процесса в разных организационных формах будет различным. На тренировочных занятиях начинающих спортсменов в большей степени присутствуют обучающий компонент. Во вспомогательных (внеклассных) формах в большей степени реализуется воспитательный компонент – формируется мотивационно-ценностная сфера юных спортсменов.
Для выяснения структуры и содержания системы деятельности тренера необходимо прежде всего выяснение того, что приводит множество его действий в одну систему. Или другими словами – что является системообразующим и системоформирующим факторами системы.
Исходя из взглядов на природу данных факторов Н.В. Беломестновой (2008), можно констатировать, что системообразующим фактором деятельности тренера являются соревновательные действия спортсмена, которые обеспечиваются необходимым уровнем сформированности двигательных действий, функциональной готовности организма и развитием личностных качеств.
Системоформирующим фактором выступает целенаправленная деятельность тренера. Тренер на основе глубокого изучения теории вида спорта, практики передовых специалистов, современных тенденций в спорте, социального заказа общества и государства выстраивает свою индивидуальную систему работы со спортсменами. Определяющим элементом такой системы является цель, которую ставит перед собой тренер.
С точки зрения полисистемного подхода можно выделить три подсистемы деятельности тренера:
· подсистема технико-тактической подготовки спортсмена;
· подсистема функциональной подготовки спортсмена;
· воспитательная подсистема.
Для лучшего понимания вычленим воспитательную подсистему и рассмотрим ее с позиции моносистемного подхода без внешних связей как воспитательную систему.
В научных публикация, например, А.И. Михеев используют понятие система воспитательной работы. Под системой воспитательной работы А.И. Михеев понимает способ организации жизнедеятельности и воспитания членов спортивного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника [4].
В практике работы спортивных школ система воспитательной работы – это прежде всего комплекс мероприятий, проводимых во вне тренировочное время и включенных в аналогичный раздел плана работы тренера и ДЮСШ.
В нашем понимании воспитательная система тренера – это комплекс педагогических условий направленный на формирование личностных качеств спортсмена, обеспечивающихвысокий спортивный результат и успешную социализацию.
Построение воспитательной системы тренера является не только желанием тренера или педагогического коллектива, но и объективной необходимостью. И эта система должна содержать такие эффективные формы и методы, которые позволяют создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе занятий спортом.
Каждый вид спорта предъявляет свои требования к уровню развития качеств личности спортсмена. С низким уровнем сформированности личностных качеств, необходимых в спортивной борьбе, показать высокий спортивный результат невозможно.
В таблице 8 представлены элементы воспитательной системы тренера спортивной школы и воспитательные задачи, которые решаются в триедином тренировочном процессе. Наполнение содержания выделенных элементов определяется тем подходом, который выбрал тренер при создании своей воспитательной работы.
Таблица 8 – Элементы воспитательной системы и решаемые задачи
Элементы системы воспитания тренера | Решаемые задачи |
Цель | Определение принципов и наполнение содержания деятельности тренера. |
Спортивная группа | Формирование коммуникативных и нравственных качеств, сотрудничества и взаимопомощи в процессе управляемого становления группы. |
Тренировочные занятия | Формирование волевых и других личностных качеств сопряженных с трудностями, возникающими при работе функциональных систем и технико-тактическими действиями. |
Соревнования | Формирование нравственных, волевых и других личностных качеств, сопряженных с максимальным проявлением функциональных систем и технико-тактическими действиями. |
Самостоятельные занятия | Создание условий для «запуска» механизма самосовершенствования юного спортсмена. |
Вспомогательные формы организации учебно-тренировочного процесса | Формирование различных сторон культуры личности юного спортсмена: нравственной, эстетической культуры, патриотизма и культуры межнациональных отношений, дисциплинированности и трудолюбия. |
Взаимодействие с родителями, образовательными организациями | Формирование активного и осознанного отношения к спортивной и учебно - познавательной деятельности. |
В практике работы тренеров можно выделить четыре основных подхода к формированию воспитательных систем: прагматичный, нормативно-прагматичный, личностно-ориентированный и гуманистический.
Прагматичный подход предполагает целенаправленное формирование только тех качеств личности, которые позволяют в кратчайшие сроки достичь высоких спортивных результатов.
Нормативно-прагматичный подход. Министерством спорта подготовлен проект Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации, представляющая собой систему взглядов на приоритетные цели, задачи и направления государственной политики России по подготовке спортивного резерва в спортивные сборные команды РФ на период до 2025 года (2016). Одной из задач по реализации концепции является – создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного, патриотического воспитания и успешной социализации в обществе. Тренер, который разделяет взгляды, представленные в Концепции, помимо формирования качеств, обеспечивающих успех в спортивной деятельности, создает условия для духовно-нравственного, патриотического воспитания и успешной социализации.
Личностно-ориентированный подход предполагает развитие свойств субъектности спортсмена, когда юный спортсмен не просто выполняет указания тренера, а сам становится субъектом своей спортивной деятельности. Тренер «запускает» механизм самосовершенствования. Стимулирование развития свойств субъектности происходит через преимущественное воздействие на мотивационно-ценностную сферу личности, ведущее к высокому уровню профессионализма.
Гуманистический подход ориентирован на гуманистическую установку – развитие личности, ее психического, физического здоровья средствами спорта. В ранее отмеченной Концепции подготовки спортивного резерва [3] указывается, что с целью выявления ДЮСШ, способных осуществлять деятельность по подготовке спортивного резерва, Минспортом России и Минобрнауки России проводится мониторинг их результативности. Проведение мониторинга позволит сформировать реестры ДЮСШ: первый – участвующих в подготовке спортивного резерва; второй – ориентированных на спортивно-массовую работу. При этом ДЮСШ, ориентированные на спортивно-массовую работу, займутся воспитанием гармонично развитой личности и станут подготовительной базой, одной из селекционных площадок для выявления и отбора наиболее одаренных детей для дальнейшего прохождения спортивной подготовки. Тренер, работающий в спортивных школах второго вида через реализацию воспитательной системы гуманистической направленности решает поставленную задачу.
К наиболее существенным элементам системы воспитания взрослых спортсменов,имеющих высокий уровень квалификации и проводящих большее количество времени на учебно-тренировочных сборах, относятся:
· коллектив спортсменов;
· коллектив тренеров во главе с главным (старшим) тренером;
· учебно-тренировочный процесс и воспитание в нем спортсменов, включающий методику тренировки, организацию педагогического процесса, медицинское и психологическое обеспечение;
· свободное время, организация досуга;
· семья, спортивное сообщество;
· вспомогательный состав [4].