Формы организации педагогического процесса в
Сфере физической культуры
Формы организации педагогического процесса. Основная форма организации педагогического процесса. Дополнительные формы организации педагогического процесса. Вспомогательные формы организации педагогического процесса.
Понятие «форма организации педагогического процесса» как педагогическая категория не имеет в педагогике достаточно чёткого определения. По мнению И.Ф. Харламова, многие учёные попросту обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о данной категории. Это ведёт к терминологической путанице, когда даже в отдельных научно-методических публикациях понятие о формах учебной работы и методах обучения употребляются как синонимы [8]. В тоже время при декларации о наличии единого и неделимого педагогического процесса практически все авторы разграничиваютформы обучения и формы воспитания, чем затрудняют студентам и начинающим спортивным педагогам достижение задач реального педагогического процесса в школе или ДЮСШ.
Термин «организация» (от позднелатинского organizmo – сообщаю стройный вид, устраиваю) характеризует внутреннюю упорядоченность элементов целого, а также совокупность процессов, ведущих к установлению взаимосвязей между отдельными частями системы.
Форма - это то, благодаря чему какое-то явление существует для восприятия; это способ существования чего-либо.
Всякий феномен, будь это вещь, событие, чувство, мысль, имеет свою форму – то, через что оно проявляется для окружающих, и благодаря этой форме вообще существует, располагаясь в ряду действительных явлений, утверждая свое отличие от других
Применительно к педагогическому процессу - это специальная конструкция процесса обучения и воспитания, характер этой конструкции обусловлен взаимосвязью цели и задач, содержания процесса, методов и средств половозрастных, индивидуальных и личностных особенностей.
Организованное обучение и воспитание, осуществляемое в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание, 2) классно-урочная система и 3) лекционно-семинарская система.
В.И. Сластенин, И.Ф.Исаев и Е.Н.Шиянов делают попытку классифицировать формы организации педагогического процесса с позиций, которые утвердились в классно-урочной системе обучения: урок, дополнительные и вспомогательные формы[6].
Урок - основная форма организации учебного процесса.
Урок определяется как основная форма организации педагогического процесса. Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников).
Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Развивались эти формы параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы
В основной школе уроки физической культуры по ФГОС подразделяются на три типа:
ü уроки с образовательно-познавательной направленностью,
ü уроки с образовательно-обучающей направленностью и
ü уроки с образовательно-тренировочной направленностью.
При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
Дополнительные формы организации педагогического процесса (в теории обучения - внеурочные):
ü экскурсии,
ü консультации,
ü домашняя работа,
ü учебные конференции,
ü дополнительные занятия.
Вспомогательные формы организации педагогического процесса (в теории обучения – внеклассные).
К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями:
ü физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (утренняя гимнастика до занятий, физкульминутки и физкультпаузы во время уроков, игры на переменах, занятия в группе продленного дня);
ü кружки и секции по видам спорта;
ü система школьных и городских (районных) соревнований;
ü массовые физкультурно-оздоровительные и досуговые мероприятия.
Особенности классификации форм организации педагогического
процесса во ФГОС (стандарт 2 поколения)
Если в теории педагогики авторы учебных пособий выделяют внеурочные и внеклассные формы (дополнительные и вспомогательные), то авторы разработчики ФГОС объединили их под термином внеурочные. Причина видится в том, что если в стандартах первого поколения результаты обучения касались в основном предметных результатов, а вопросы всестороннего развития личности решались за счет дополнительного образования, то во ФГОС расширяются задачи, стоящие перед предметом, что представлено вмета- предметных, предметных и личностных результатах.
ФГОС определяет, что основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.Под внеурочной деятельностьюв рамках реализации ФГОС общего образования понимаю т- образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы [7].
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
ü духовно-нравственное,
ü физкультурно-спортивное и оздоровительное,
ü социальное,
ü общеинтеллектуальное,
ü общекультурное.
Данная деятельность осуществляется в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.
Формы организации педагогического процесса в спортивных
школах
В образовательных учреждениях дополнительного образования (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и УОР) основной формой организации учебно-тренировочного (педагогического) процесса являются учебно-тренировочные занятия.
Дополнительными формами организации педагогического процесса являются:
ü система соревнований (соревнования являются не только кульминационным моментом подготовки спортсмена, но и формой организации педагогического процесса);
ü самостоятельные занятия по заданию тренера (домашняя работа);
Вспомогательные формы организации педагогического процессанаправлены преимущественно на воспитательные аспекты педагогического процесса, формирование различных сторон культуры личности юного спортсмена (нравственной культуры, эстетической культуры, и т.д.):
ü поход, экскурсия, экспедиция;
ü танцевальная программа (дискотека), вечер общения, концерт;
ü трудовая акция (субботники …);
ü подготовка выставки, газеты …;
ü подготовка и проведение праздников, КВН, игр по сюжетам телевизионных игр-шоу, ситуационно-ролевых игр;
ü просмотр кино -, видеофильмов, телевизионных передач, спортивных репортажей, соревнований;
ü проведение ритуалов (торжественное собрание, линейка, митинг) и т.д.
Практические задания
1. Раскрыть содержание основных, дополнительных и вспомогательных форм занятий в процессе занятий физической культурой в школе.
2. Раскрыть содержание основных, дополнительных и вспомогательных форм занятий в процессе в ДЮСШ.
3. Почему соревнования можно отнести к дополнительной форме занятий.
4. Разработать перечень вспомогательных мероприятий для спортивно-оздоровительного лагеря для различных возрастных групп.
Литература
1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: учеб. пособие. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1997. – 380с.
2. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
3. Карпушин Б.А. Педагогика физической культуры и спорта: учебник. - СПб.: Изд-во «Олимп-СПб», 2010.-296 с.
4. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М.: РОСПЕДАГЕНСТВО,1995. -108 с.
5.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: Новая школа,1993. -144с.
6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов/под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего среднего образования. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId =2588 (дата обращения 10.12. 2012).
8.Харламов И.Ф. Педагогика: краткий курс: учеб.пособие для вузов. - Мн.: Выш. шк., 2003. -272 с.
9. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. - М.: Новая школа,1994. - 96 с.