Формы профилактических мероприятий
Формы работы с учащимися:
1) классный час;
2) лекция;
3) беседа;
4) семинар;
5) конференция;
6) тренинг;
7) ролевая и деловая игра;
8) мозговой штурм;
9) круглый стол;
10) дискуссия;
11) конкурс творческих работ (конкурс и выставка рисунков, стенгазет, книжная выставка);
12) флеш-моб;
13) создание социальных проектов;
14) показ видеоматериалов;
15) акция;
16) чтения;
17) проект.
При разработке мероприятий необходимо учитывать уровень развития детей, их возрастные особенности:
Возможная тематика мероприятий для дошкольников:
· «Мы разные, но мы вместе»;
· «Мы живём в России»;
· «Россия – наша Родина»;
· «Мы за мир и дружбу»;
· «Здравствуй, Мир!»;
· «Я, ты, он, она – вместе целая страна!»
· «Давайте жить дружно!»
Возможная тематика мероприятий для учеников начальных классов:
· «Сила России в единстве народов»
· «Я и другой»
· «Единство разных»
· «Легко ли быть особенным»
· «Будущее за нами»
· «Умей дружить»
· «Сказка – ложь, да в ней намёк»
· «Волшебная страна дружба»
· «Мы разные, но мы вместе»
· «Россия – любимая наша страна!»
Учитывая, что младший школьный возраст – наиболее сензитивный период для формирования эмоциональной сферы, чувств, связанных с осознанием собственной ценности и ценности своих прав и обязанностей, основной задачей признать развитие позитивных качеств личности, которые проходят через всю сознательную жизнь человека: сочувствие, сопереживание, добропорядочность, миролюбие, терпимость. На этом этапе главными понятиями, которые усваивают учащиеся, являются добро и зло, хорошо и плохо, порядочность, уважение, уникальность личности, уважение различий между людьми. На уроках предпочтительно использовать игровые формы проведения занятий. Выигрышные моменты в обучении – работа с иллюстрациями, рисование. Важно совмещать индивидуальную и групповую работу, чтобы дети на практике осознали, что такое уважение и терпимость по отношению к другим.
Возможная тематика мероприятий для школьников среднего звена:
· «Небо общее для всех»;
· «Быть принятым другими не значит быть как все»;
· «Сила России в единстве народов»;
· «Что такое экстремизм»;
· «Всегда ли я хороший»;
· «Национальное многоцветие – духовное богатство России»;
· «В единстве наша сила»;
· «Мир дому твоему!»;
· «Национализму скажем «НЕТ!»;
· «Омская область – территория согласия»;
· «Россия — священная наша держава».
В основной школе при обучении миролюбию выбор отдавать комплексу познавательных и практических заданий, которые учитывают содержательную и организационно-деятельностную специфику учебных курсов гуманитарной направленности, опираются на интересы и жизненный опыт учащихся. В основной школе привитие миролюбия предполагает освоение норм и ценностей, составляющих само понятие миролюбие. Здесь происходит переход от образно-эмоционального к рационально-логическому восприятию, осознание нравственных основ миролюбия, его исторических корней, связи с традициями, особенностями жизни народа. В содержание миролюбия включаются история и культура различных регионов, особенности и разнообразие культур народов мира и прав человека, идеи мирного существования и сотрудничества стран.
Возможная тематика мероприятий для школьников старшего звена:
· «Молодежь против экстремизма»;
· «Благодеяние от слова «благо»;
· «Культурный мир России»;
· «Опасность экстремизма и терроризма»;
· «Мы разные, но мы вместе!»;
· Час общения «Я и мы»;
· «Терроризм – угроза, которая касается каждого»;
· «Что я могу сделать для мира»;
· «Нам силу даёт наша верность Отчизне»;
Основываясь на том, что для учащихся старшей школы характерен переход к рационально-логическому восприятию мира, целесообразнее использовать исследовательский метод и деятельностную практику. В этот период учащиеся способны вести сравнительный анализ и сопоставление норм и ценностей человеческого бытия, выявлять различия между культурами, понимать причинную обусловленность этих различий. Учащиеся усваивают основные факты, связанные с миролюбием и миротворчеством, через мировую историю и реализацию прав человека: дискриминация в прошлом и современном мире; холокост и другие примеры массового геноцида; связь вопроса о правах человека с укреплением мира, безопасности, взаимопонимания между народами; и др.
Успех в обучении миролюбию во многом зависит от учителя и атмосферы в образовательном учреждении. Одним из условий воспитания миролюбия является освоение учителем определенных демократических механизмов и организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Следует учесть, что основными элементами демократического школьного уклада являются:
- создание в образовательном учреждении правового пространства (система формальных и неформальных норм и традиций), развитие ученического соуправления, моделирование институтов демократии;
- создание среды самоусовершенствования и обновления;
- широкое участие учащихся в разработке и решении школьных, местных и общественных проблем;
- учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности.