Основные методы воспитания этнотолерантности

Так же как в предыдущей возрастной группе, будут эффективны:

— рассказы взрослого,чтение книг,просмотр видеофильмов,видеопрезентаций, прослушивание аудиозаписей, беседы, организация выставок;

— знакомство детей с устным народным творчеством,народнымиигрушками и способами их изготовления, народными играми, народным музыкальным и изобразительным искусством, народными праздниками;

— обсуждение реальных специально созданных проблемных ситуаций,

связанных с решением проблем межэтнического взаимодействия;

— проведение детских и народных обрядовых праздников,театрализованно-музыкальных представлений, семейных вечеров с приглашением людей(взрослых идетей) разных национальностей.

Особое значение для решения более сложных (специфических) задач будут иметь следующие методы.

E:\!!!TANYA\!!!RABOTA\!!!nabor\!!!ДЕТСТВО_ФГОС\01\Детство_1.doc

Сравнительный анализ народных игр, игрушек, произведений народного искусства.Педагог с детьми обсуждают причины различий,вызванные природнымиусловиями жизни этноса, особенностями их материальной культуры в процессе сравнения народных подвижных игр (например, русская народная игра «У медведя во бору» и ненецкая игра «Олени»), народных игрушек (например, зависимость материалов, которые используются для изготовления кукол, от природно-климатических условий жизни народов Африки и России). Постепенно дети подводятся

к мысли о единстве социально-нравственных ценностей (например, ценности единства, дружбы членов семьи при сравнении русской сказки «Старик и сыновья» и болгарской сказки в обработке А. Каралийчева «Завет хана Кубрата»; ценности трудолюбия и уважения старших по русской народной сказке «Морозко» и немецкой сказки «Госпожа Метелица» в обработке бр. Гримм).

Решение проблемных ситуаций (типа«Нужен твой совет», «Невыдуманнаяистория»), образно-игровые этюды и импровизации,театрализованные игры содействуют развитию способности к толерантному общению, позитивному взаимодействию с людьми (взрослыми и детьми) разных стран и этносов, помогают понять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Игры-путешествия по глобусу,карте мира,карте родной стране.

Организация детской проектной деятельности углубляет интерес ребенка кэтнической проблематике, мотивирует к самостоятельному поиску информации. Детям могут быть предложены различные темы проектной деятельности, например: «Собирание коллекций», «Ожившая карта», «Создание альбома „Мы все живем в России“».

Тематический день «Дружат дети всей Земли»,который дети старших группвместе с воспитателями и родителями готовят и проводят в начале мая для всего детского сада.

Содержание образовательной деятельности Познавательный компонент этнотолерантности

Ребенок знакомится с расовым и этническим разнообразием людей планеты

Земля.

Ребенок относит себя к определенному этносу, имеет некоторые представления об особенностях этого этноса (его древности, культуре, искусстве, обычаях и традициях).

Ребенок понимает, что Россия — многонациональная страна, может назвать 3—

4 национальности людей, населяющих ее.

Дошкольник знает, что люди объединяются в различные национальные группы, может назвать 3—4 национальности людей разных стран мира.

Ребенок видит внешние особенности представителей разных этносов (цвет кожи, черты лица, обобщенные особенности фигуры, прически).

Ребенок знаком с некоторыми особенностями материальной культуры (одежда, жилище, посуда, еда, игрушки и пр.), своеобразием произведений народного искусства, народных игр и праздников, понимает, что их различия определяются природно-климатическими условиями жизни этноса.

Ребенок знает отдельные произведения устного, музыкального, декоративно-прикладного искусства, некоторые народные игры людей разных этносов.

Ребенок с помощью взрослого начинает осознавать, что основные социально-нравственные и эстетические ценности разных этносов едины (все любят свою страну, чтят предков и уважают старших, заботятся о близких людях, младших членах семьи,

E:\!!!TANYA\!!!RABOTA\!!!nabor\!!!ДЕТСТВО_ФГОС\01\Детство_1.doc

ценят и берегут природу, красоту окружающего мира, поощряют трудолюбие, дружелюбие, любят весело и дружно отдыхать и пр.).

Ребенок понимает значение миролюбия, толерантного общения с детьми и взрослыми, осознает значение взаимопомощи в трудных ситуациях, необходимость позитивного взаимодействия с людьми разных стран и этносов.

Наши рекомендации