Культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста

В современных ДОО наряду с традиционными методиками физического развития детей часто используются и нетрадиционные подходы к совершенствованию физического здоровья дошкольников.

Комплекс оздоровительной и профилактической организованной образовательной деятельности (ООД) может быть различным в зависимости от направления деятельности каждого ДОО. Кандидат психологических наук В.Г. Алямовская предлагает следующие варианты оздо­ровительной ООД по физическому развитию :

ООД обычного типа, так называемый «классический вариант». Чтобы придать им четко выраженную оздоровительную направленность, следует вспомнить об основных требованиях, при которых ООД, несомнен­но, даст оздоровительный эффект. Это значит, что её лучше проводить на свежем воздухе. В случае, если она проводится в физкультурном зале, дети должны быть босиком и только в трусиках, без маечек. В содержании ООД должны найти место дыхательные упражнения и упражнения, совершенствующие координационные механизмы нервной системы. Можно в течение 5-6 минут предоставить детям возможность позаниматься на любимых спортивных тренажерах.

Игровая ООД, построенная на основе подвижных игр (в том числе и народных), оздоровительных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Разрабатывая подобную ООД, следует включить в ее содержание разминку, оздоровительный бег как универсальное циклическое движение, подвижные игры по степени увеличения и убывания нагрузки, дыхательные упражне­ния, расслабляющие паузы, водные и воздушные процедуры, в способности кразвитию собственных физических возможностей в окружающем мире посредством комплекса осознанных двигательных действий, обеспечивающих сохранение здоровья. В ДОО желательно создать условия, способствующие развитию самостоятельной двигательной активности. Это осуществляется через:

- интегрирование двигательной деятельности с другими видами деятельно­сти;

- насыщение двигательной деятельности подвижным играми;

- обеспечение взаимосвязи между организованными и самостоятельными видами деятельности.

Организация среды и обеспечение ее разнообразным оборудованием дают возможность ребенку реализовать потребности в самостоятельных движениях. Необходимо, чтобы в физкультурном зале имелось все необходимое: тренаже­ры, спортивный инвентарь, физкультурные комплексы, магнитофоны и т.д.

Насыщение двигательной деятельности народными подвижными играми способствует накоплению двигательного опыта, развитию способов самоорганизации. В процессе двигательной активности происходит самовыражение ребенка посредством движения, осознание ценности своего здоровья, само­регуляция и самоконтроль здоровья.

Прогулки-походы. Это ходьба на определенное расстояние. Она может быть обычной, а также с переходом на определенном отрезке пути в спортивную ходьбу и даже кросс. В содержание этой ООД должны быть включены: раз­минка, привал (большая пауза, необходимая для приведения пульса детей и норму), спокойные словесные игры, пение, возможно чаепитие. Водные процедуры после ООД обязательны.

Сюжетно-игровая ООД хорошо вписывается в прогулку. Её можно проводить как в помещении, так и на свежем воздухе. Она может иметь ус­ловное название: «Письмо позвало в дорогу». Например, детям приходит письмо от сказочного героя, в котором он утверждает, что заблудился или дорогу ему преградили разбойники. Требуется помощь. Другими словами, возможностям и способностям детей бросается вызов. Следуя по маршруту освобождения сказочного героя, дети обучаются новым движениям, отдыхают, пьют чай из «волшебного чайника» и т.п.

ООД на спортивных комплексах и тренажерах. Она дает оздорови­тельный эффект за относительно небольшой период времени. Оздоровительное спортивное оборудование помогает решить проблему дефицита пространства.

ООД, построенная на танцевальном материале. В ее содержание включаются музыкально - ритмическая разминка, танцы по степени увеличения нагрузки, хороводы, элементы аутогенной тренировки. Танцы зани­мают достойное место в народной медицине, а современные исследования до­казывают, что они повышают функциональные способности организма.

Самостоятельная ООД по физическому развитию. Ее модификации могут быть самыми разнообразными, здесь нет предела творчеству физорга и воспитателя. Смысл этой ООД заключается в том, чтобы научить детей осознанному вы­полнению движений в правильной последовательности и в нужном темпе, научить страховке и подстраховке, умению замечать свои ошибки и ошибки товарищей.

ООД-тренировки. Это специальная ООД, направленная на развитие выносливости сердечно-сосудистой системы. Основное её содержание, как правило, бег.

По мнению многих практиков, для обеспечения оздоровительной направленности ООД по физическому развитию, следует соблюдать несколько основных тре­бований:

Две трети движений, составляющие содержание ООД, должны быть циклического характера.

Двигательные нагрузки ООД по физическому развитию должны быть строго дозированы, поэтому, составляя ее конспект, желательно указывать примерную частоту сердечных сокращений, соответствующую каждому виду движе­ний и возрасту детей. Это помогает воспитателям правильно регулировать темп и длительность упражнений.

После определенных двигательных нагрузок обязательно должны следовать расслабляющие паузы, чтобы привести пульс ребенка к исходному со­стоянию. Таких пауз в течение одной ООД бывает две или больше, в зави­симости от характера двигательной деятельности. Расслабление проводится в разных положениях: сидя, стоя, лежа.

В какой-то момент ООД желательна дать детям мощный эмоциональный заряд, рассмешить их, поднять им настроение. Это может быть неожиданное появление сказочных персонажей, но лучше всего использовать специальные оздоровительные игры.

Закаливающие процедуры должны стать органичной составляющей ООД по физическому развитию. Для каждого возраста детей они различны, а для воспита­теля несложны по организации: воздушные ванны, обтирание, обширное умы­вание, ходьба по мокрым дорожкам и др. Главное условие ее организации, она должна нравиться детям и проходить весело.

В каждое оздоровительную ООД по физическому развитию стоит включать специальную дыхательную гимнастику. Дети должны научиться разным способам дыхания: носовому поверхностному, свободному (без фиксации вдоха и выдо­ха), регулированному, дыханию «животом» и т.д.

В каждой ООД должны быть специальные упражнения, способствующие развитию координационных механизмов нервной системы. Это пре­жде всего разнообразные упражнения на координацию движений, предусмат­ривающие метание, удержание равновесия, прыжки по воображаемой пря­мой и многие другие [3].

По Н.Ф. Дик, к числу нетрадиционных методов укрепления здоровья дошкольников относятся следующие виды физического развития, профилактики заболеваемости и укрепления здоровья детей:

Фитотерапия. Эффективность траволечения нисколько не уступает другим методам терапии. В условиях детского дошкольного учреждения персонал имеет все возможности для широкого использования фитотерапевтиче­ских методов профилактики, реабилитации и лечения своих воспитанников.

Фитотерапия применяется при заболеваниях всех органов, систем человека, а также как профилактическое средство и одно из средств повышения физической активности человека.

Дельфинотерапия. В некоторых странах этот метод лечения с помощью дельфинов используется уже давно и признан эффективным. Он дорогостоя­щий и применяется очень редко — только в тех регионах, где есть специаль­ные дельфинарий.

Занятия с дельфинами благотворны для детей, страдающих тяжелыми заболе­ваниями нервной системы — детским церебральным параличом, глухотой, неврозами, вызванными травмирующими ситуациями, аутизмом. Установле­но, что при контакте с дельфинами у ребенка активизируется иммунная сис­тема и деятельность головного мозга.

Иппотерапия. Иппотерапия — лечение с помощью лошадей, общения с ними. Температура лошади выше человеческой на 1—5 градусов. Мышцы животного, находясь в движении» разогревают и массируют мышцы ног наездника. Когда человек занимается ездой, у него постепенно оживают незадействованные с рождения мышцы, повышается тонус организма улучшается настроение.

Литеротерапия. Литеротерапия — наука о правилах лечения камнями и минералами. Камни бывают полезны не только в случае болезни, но и при соматической ослабленное человека, когда требуется пополнение энергии. Целебное воздействие минералов обусловлено их фосфоричностью, теплопроводностью, магнитными свойствами, способностью проводить элек­тричество.

Ароматерапия. Ароматерапия — лечение ароматами. Ароматерапию применяют как саму по себе, так и в сочетании с музыкотерапией. Обычно се­анс продолжается 20—30 минут.

Каждый аромат имеет свои целительные свойства. Так, ароматы лаванды и розмарина действуют успокаивающе и устраняют состояние стресса, запахи лимона и эвкалипта возбуждают нервную систему и повышают работоспособность, эфирное масло садового чабреца прекрасно действует на ве­гетативную нервную систему, аромат мяты эффективен при мигрени и тошноте.

Использование на ООД и в повседневной жизни ДОО техники ароматерапии позволит организовать образовательный процесс с большей пользой и дополнительным оздоровительным эффектом.

Хромотерапия. Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Его воздействие на людей неоднозначно и сугубо индивидуально, оно носит изби­рательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками.

Энергия цвета и цветовые ощущения воздействуют на функции вегетатив­ной нервной системы, эндокринных желез, а также отвечают за другие жизнен­но важные процессы в организме. Педагогам желательно владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно­образовательном процессе, коррекционной и лечебной практике.

Арттерапия. «Арттерапия» — художественная терапия, лечение искус­ством. Она используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими средствами. Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на ребенка и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний во внешнюю форму через продукт художественной деятельности.

Различные варианты арттерапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую сту­пень своего развития.

Гешталътгерапия. Гештальттерапия — гуманистическое психотерапевти­ческое направление, ориентированное на личностный рост, изменение струк­туры потребностей личности, корректировку механизмов ее воздействия со средой. Основной целью гештальттерапии является восстановление психологи­ческих процессов, нарушенных в ходе жизненного цикла, и достижение лич­ностью зрелости.

Гештальттерапия способствует принятию реальности, предотвращает «сбегание» от нее в страхи, невроз.

Сказкотерапия. Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Иногда ее называют воспитательной систе­мой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкоте­рапия адресована только детям, однако охватываемый ею возрастной диапазон не имеет границ.

Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обраще­ние к сказке позволит вспомнить о простых истинах, заново открыть их, соз­дать духовный ресурс противостояния злу и хаосу.

Игротерапия. Игра как средство подготовки к взрослой жизни одно из главных положений педагогики. Игра призвана помочь ребенку приобрести эмоциональный опыт, сформировать и уточнить представления о жизненно важных действиях, поступках, ценностях.

Игротерапия — процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит таинство формирования собственного «я». Он подразумевает совместное с ребенком проживание и осмысление какой-либо жизненно важной ситуации, подан­ной в игровой форме.

Песочная терапия. Игры с песком — одна из форм естественной активно­сти ребенка. Создавая картины из песка, строя замки, дошкольник приобрета­ет знания и жизненный опыт, познает законы окружающего мира. Взаимодей­ствие с песком очищает энергетику ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие. Все это делает песочную терапию прекрас­ным средством для развития и саморазвития человека [16].

По Н.Н. Ефименко - «Цвет играет значительную роль в жизни здорового или больного организма и имеет первостепенное значение для ума человека. Это «постоянно обновляющий источник радости» писал Леон Доде. Цвет и его влияние на людей при некоторых заболеваниях (хромотерапия). Иссле­дования ряда ученых (Дезгибере, Жуар, Подольский, Кравков, Фезя) по при­менению цвета и цветового света в качестве терапевтического средства по­зволили сделать следующие заключения:

Голубой - антисептический цвет - снижающий возбуждение и успокаивающий, рекомендуется для сверхвозбужденных.

Зеленый цвет положительно влияет на нервную систему. Это - болеутоляющий, гипнотизирующий цвет. Используют при лечении нерв­ных болезней.

Желтый цвет - тонизирующий. Он стимулирует мозг, зрение, нервную систему. Этот цвет используется для лечения психоневроза.

Оранжевый цвет стимулирует чувства и слегка успокаивает пульсацию крови. Улучшает пищеварение, не влияет на кровяное давление, созда­ет ощущение благополучия и веселья, но может и утомить.

Красный цвет - теплый и раздражающий. Он стимулирует мозг, эффективен при меланхолии. Он активизирует все функции организма [19].

Нетрадиционный подход к физическому воспитанию дошкольников содержится в образовательной программе Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания дошкольников». Театр в ней рассматривается как игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.

Ключевые моменты этой системы выражаются в десяти правилах двигательного развития дошкольников:

· Необходимо следовать логике природы (педагогика должна быть естественной — постепенное увеличение нагрузки от упражнений лежа — к ходь­бе, бегу, прыжкам).

· Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающей спирали.

· Педагог должен приложить творческие усилия в подборе общеразвиваю­щих упражнений.

· Деление ООД на три части должно быть не формальным, а в соответст­вии с физиологией детей.

· ООД должна стать «театром физического воспитания дошкольников». Ее цель играя оздоравливать, играя — воспитывать, играя — развивать, играя — обучать.

· Физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями.

· Двигательный портрет дошкольника призвана обрисовать методика игрового тестирования.

· Тренажеры могут быть созданы самостоятельно.

· Необходимо учитывать, что здоровье детей требует профилактики и коррек­ции.

· Через движение и игру нужно идти к воспитанию Человека будущего (ком­плексная педагогика жизни).

Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учиты­вая, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнориро­вать нельзя, поскольку в природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий. В соответствии с этим выделены ос­новные двигательные режимы: плавательный, лежачий, ползательный, сидя­чий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой, прыжковый.

В программе изменена традиционная структура основных движений. Упражнения в положении сидя предлагается считать полноценным движением, таким же, как ходьба, бег. Упражнения, связанные с лазанием, выделены в от­дельный раздел и не объединение упражнениями, связанными с ползанием, поскольку Н.Н. Ефименко считает методически неверно объединять простые «пресмыкающиеся» виды движений (ползание) со зрелыми, более сложными «очеловеченными» движениями (лазание). Из перечня основных движений изъято упражнение в равновесии, поскольку оно, по мнению автора, считает­ся двигательным качеством, а не основным движением. Метание заменено на более естественные и нужные предметноманипулятивные действия (погла­живание и ощупывание различных предметов, их захватывание, «роняние», поднимание, рассыпание, перекладывание и т. д.).

Нетрадиционный метод оздоровления детей на принципах биоуправления с обратными связями.

Биоуправление- это современный немедикаментозный метод совершенствования здоровья и коррекции нарушенных или работающих не опти­мально функций организма, основанный на целенаправленной активизации резервных возможностей организма [50].

Наиболее успешно метод биоуправления зарекомендовал себя в процессе обучения движениям, который происходит намного успешнее, если ребенок видит результаты выполняемых им действий, если к нему поступает информация о параметрах выполняемых движений, и он может управлять движе­ниями. Процесс обучения детей с использованием метода биоуправления с обратной связью (ОС) мы начинаем с обучения легкой походке. Для этого предлагаем детям выполнять ходьбу по дорожке с керамзитом. Идти нужно так, чтобы не возникало болезненных ощущений. При ходьбе дети должны касаться головой (ходьба на пятках, с высоким подниманием бедра) или ру­ками (ходьба на носках, руки вверх) руки инструктора по физической куль­туре, расположенной нал головами детей, или колокольчика. Инструктор по физической культуре корректирует положение руки в зависимости от роста занимающихся. Выполняя это упражнение, дети сохраняют правильную осанку при ходьбе.

Обучение лазанию проводим с постепенным усложнением задании. Вначале детям предлагается преодолеть препятствие из "дорожки обручей", не задев колокольчик.

По мере освоения навыка задание постепенно усложняем, дети преодолева­ют препятствие из натянутых низко на полу веревок с подвешенными на них колокольчиками. Если ребенок выполнил задание правильно— колокольчик молчит.

Обучение бегу на короткую дистанцию проводим в несколько этапов: снача­ла учим детей правильно ставить стопу, используя с этой целью керамзито­вую дорожку (каждое неправильное движение ребенок ощущает); обучаем высокому подниманию бедра (бег и прыжки через препятствия - "нельзя задевать игрушку"); обучаем правильному движению руками (бе­жать, работая руками, "как паровозик"). Обучение прыжкам проводим по­этапно. Вначале учим ребенка прыгать в высоту с места толчком двумя но­гами. Для того, чтобы у ребенка появился интерес к достижению цели, предлагаем ему выполнить элементарное игровое упражнение - достать до колокольчика, причем, высота колокольчика регулируется инструктором по физкультуре в зависимости от роста ребенка и его возможностей. По мере освоения навыка толчка задание усложняется.

Затем предлагаем выполнить прыжки с градуальной оценкой результатов: перепрыгнуть через серию лежащих друг за другом мячей, не задев их, перепрыгнуть через веревочку с закрепленными на ней колокольчиками (если колокольчик зазвонил - задание выполнено неправильно). Потом учим детей прыгать через скакалку вперед-назад, вправо-влево, на месте и с продвижением. К натянутой скакалке прикрепляем колокольчик. Задев скакалку, ре­бенок получает информацию, что упражнение выполнено неверно. К момен­ту закрепления навыка толчка предлагаем детям не только выполнить пры­жок, но и самостоятельно оценить свои способности и возможности, пред­варительно проанализировав их (составление алгоритма движения в работе с разрезными картинками). В спортивном зале подвешиваем за ниточки на разных уровнях три разноцветных воздушных шара - красный, синий и зе­леный. Дети должны в прыжке достать один из них и, в зависимости от пра­вильности оценки и самооценки своих возможностей, справиться с заданием Обучение прыжку в длину проводим в несколько этапов: прыжок с места толчком одной или двумя ногами через препятствие на рас­стоянии 20-40 см от места толчка инструктор по физкультуре кладет мягкую игрушку - медведя; детям дается задание: поднять ноги в прыжке как можно выше, чтобы не "разбудить спящего Мишку"; впоследствии то же игровое упражнение выполняется в прыжке в длину с короткого разбега; для того чтобы научить детей отталкиваться от планки, под нее кладется резиновая "пищащая" игрушка; ребенок, попадая на планку, слышит звуковой сигнал и, в зависимости от него, корректирует момент отталкивания; обуче­ние прыжкам в длину на заданный результат проводим следующим образом: на гимнастический мат вместе возможного приземления наносятся разметки (кружок, треугольник, квадрат) и дети должны регулировать силу своих прыжков в зависимости от задания (прыжок вполсилы, в полную силу) и уже приземляясь, они знают, выполнено ли задание инструктора по физкультуре. Обучение технике метания мяча также проводим в несколько этапов:

· мета­ние мяча, скользящего по натянутому тросу под углом 45 градусов;

· оценка финально­го усилия с помощью разметок на тросе (красная, синяя и зеленая ленты) - зрительная и тактильная ОС;

· попадание в цель: на стене рисуется три круга разного диаметра, наложенных один на другой; оценивается количество попаданий и точность попадания мяча (чем меньше диаметр круга, тем точнее попадание зрительная и вер­бальная ОС).

С целью контроля за степенью релаксации различных мышечных групп при­меняем упражнения с элементами гетеро- и аутотренинга с соответствующим музыкальным сопровождением.

Комплексы аутотренинга направлены на тренировку расслабления скелетной мускулатуры, переключение или пассивную концентрацию на определенных ощущениях, сопровождающихся чувством глубокого успокоения, снятия на­пряжения, возбуждения и тревоги.

К примеру, "мама-кошка" разговаривает с "котятами", "гладит их по голов­ке", поет колыбельную песенку и т.д. Интересен тот момент, что дети не только представляют себе все действия "мамы-кошки", о которых им рассказывает воспитатель, но и реагируют на них, улыбаются, потягиваются, кача­ют головками, а под конец сеанса под колыбельную песню иногда и засыпают.

После того, как дети осваивают комплексы такого типа, мы усложняем зада­ние: в спортивном зале включаем музыку и дети должны мысленно

предста­вить ту или иную картину (например, пение птиц, шум воды и т.д.).

К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят лю­бые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры. Имеется достаточный опыт интенсивного закаливания детей раннего возраста в родительских оздоровительных клубах. Однако практиче­ски нет научных исследований, свидетельствующих о возможности исполь­зования этого вида закаливания [48].

К нетрадиционным формам и методам укрепления здоровья относится использование различного вида массажа: точечный, пальчиковый, самомассаж, координирующая гимнастика по предупреждению плоскосто­пия, кифоза, сколиоза, упражнения для легкой моторики рук, школа малого мяча - помогающие улучшению кровообращения, укреплению мышц рук и грудной клетки, развитию моторики, что в конечном итоге спо­собствует умственному развитию. Дыхательная гимнастика А. Стрельни­ковой и дыхательно-звуковая гимнастика стали неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Дыхательная гимнастика способствует правильному дыханию, предупреждает простудные заболевания.

Психогимнастика- это курс специальной ООД (этюдов, игр, упражнений), направленная на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (по М.И. Чистяковой). Это метод, при котором участники про­являют себя и общаются без помощи слов.

Прежде всего такая ООД показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с невро­зами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической раз­рядки [54].

Сегодня, можно сказать о тех нетрадиционных формах и методах ра­боты с детьми, которые дали наиболее положительные результаты. Прежде всего - это воздействие водой на организм ребенка круглый год.

Это гигиенический душ (2 раза в неделю по 1 минуте для детей от 4 до 7 лет, температура воды не ниже 28 градусов); циркулярный душ (1 раз в неделю, одна минута, от 5 до 7 лет, температура не ниже 36 градусов); в летнее время можно использовать плескательный бассейн, душ для стоп и голеней ног; в зимнее время в физкультурном зале использовать воду и снег для хождения босиком; для детей 1 года до 3 лет - обширное умывание.

Всякое воздействие водой как закаливающая процедура снижает психологическое напряжение и придает детскому организму дополнительный тонус, комфорт [50].

Грамотно организованная физкультурно-оздоровительная работа дает положительные результаты: это снижение заболеваемости, более высокий уровень интеллектуального развития детей, дети легко идут на контакт со сверстниками и взрослыми, жизнерадостны, подвижны.

Исходя из вышесказанного, дошкольное детство, исключительно важ­ный период, когда закладываются основы физического и психического раз­вития и здоровье человека. Из-за большой распространенности острых и хронических заболеваний респираторных заболеваний (т.е. поражающих ор­ганы дыхания) у детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, со­храняется необходимость постоянного поиска оздоравливающих мероприя­тий - новых методов и способов, новых методик.

Все это способствует повышению активности населения по формированию культуры здоровья, постоянному обогащению содержания мето­дов первичной профилактики. Медицинским работникам, педагогам, родите­лям необходимо учить детей беречь свое здоровье, укреплять его, закалять и оберегать от токсического действия никотина, наркотиков, алкоголя, разру­шительного влияния шумовых эффектов, технических перегрузок, в частно­сти - компьютера и телевизора. Необходимо следить за ритмичностью полноценного сна и активного отдыха. Совместная работа родителей, подрастающего ребенка, медицинских и педагогических работников способна значительно улучшить состояние здоровья детей, предупредить развитие различных заболеваний, формировать у детей основы культуру здоровья.

Проведенный нами анализ психолого – педагогической литературы позволил нам обобщить основные мероприятия (таблица 1) и методы (таблица 2) по использованию нетрадиционных методов по формированию культуры здоровья у детей

Таблица 1

Наши рекомендации