Интеллектуальной деятельности. Средства
Физической культуры в регулировании
Работоспособности. Основы методик развития
Основных физических качеств» - 4 часа
По дисциплине: «Физическая культура»
Факультет: Педиатрический
Курс, семестр: II семестр
г. Владикавказ, 2011 г.
Цель лекции:создать у студентов–медиков представление о социально–биологических и медицинских аспектах обучения в вузе
План лекции:
1. Основные понятия.
2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов.
3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения.
4. Работоспособность и влияние на нее различных факторов.
5. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме.
6. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения.
7. Типы изменений умственной работоспособности студентов.
8. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период.
9. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и
функционального состояния студентов в экзаменационный период.
10.Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного
труда студентов.
11.Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для
повышения работоспособности студентов.
12. Самоконтроль.
13. Изменения в организме под влиянием физической нагрузки.
14. Врачебный контроль.
15. Наружный осмотр и антропометрия.
16.Педагогический контроль.
17.Субъективные показатели самоконтроля.
18.Объективные показатели самоконтроля.
19.Функциональное состояние организма и его оценка.
Контрольные вопросы для самоподготовки студентов:
1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них
организма студентов.
2. Изменения состояния организма студентов под влиянием различных
режимов и условий обучения.
3. Работоспособность и влияние на нее различных факторов.
4. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в
организме.
5. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения.
6. Изменение работоспособности в течение рабочего дня.
7. Изменение работоспособности в течение учебной недели.
8. Изменение работоспособности по семестрам и в целом за учебный год.
9. Типы изменений умственной работоспособности студентов.
10.Состояние и работоспособность студентов.
11.Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального
функционального состояния студентов в экзаменационный период.
12.Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного
труда студентов.
13.Работоспособность студентов в условиях оздоровительно-спортивного
лагеря.
14.Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию
для повышения работоспособности студентов.
Список использованной литературы:
1. Физическая культура студента : учебник для студентов вузов/ под общ. ред.
В. И. Ильинича. – М. : Гардарики, 2007.
2. Физическая культура студента: учебник для студентов вузов./Под общ. ред.
В.И. Ильинича.-М.:Гардарики, 2003.
3. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / Е.Н.Гогунов, Б.И.Мартьянов. – 2-е изд.,
дораб. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.
4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.
для ин-тов физич. культуры / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – 2-е изд., испр. и
доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2003.
5. Физическая культура: Учебник / Под. ред. Ю. И. Евсеева. Ростов-н/Д:
Феникс, 2003.
6. Физическая культура и здоровье : учебник / под ред. В. В. Пономаревой. –
М. : ГОУ ВУНМЦ, 2001.
Введение.
На психофизиологическое состояние студентов влияют объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относят среду жизнедеятельности учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам относятся знания, профессиональные способности, мотивация учения, работоспособность, нервно-психическая устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества, способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.
В возрасте 17-25 лет происходит становление целостного интеллекта и его отдельных функций, в котором определяющую роль играет образование и учение, т.е. деятельность по усвоению знаний, умений и навыков. Фактор учения, постоянной умственной работы определяет высокий тонус интеллекта студентов, позволяет им эффективно выполнять напряжённую учебную деятельность.
Однако при этом восстановительные процессы у многих студентов проходят неполноценно по причине недостаточного сна, нерегулярного питания, малого пребывания на свежем воздухе, ограниченного использования средств физической культуры и спорта и других причин.
Студентам сложно адаптироваться к обучению в вузе, ведь вчерашние школьники попадают в новые условия учебной деятельности, новые жизненные ситуации, что сопровождается существенной перестройкой психических и
физиологических состояний.
Основные понятия.
Психофизиологическая характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.
Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.
Утомление - временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления.
Переутомление - накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.
Усталость - комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством слабости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)
Рекреация - отдых, необходимый для восстановления сил организма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случаях.
Релаксация - состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п.
Самочувствие - субъективное ощущение внутреннего состояния физиологического и психологического комфорта или дискомфорта.