Интеллектуальной деятельности. Средства

Физической культуры в регулировании

Работоспособности. Основы методик развития

Основных физических качеств» - 4 часа

По дисциплине: «Физическая культура»

Факультет: Педиатрический

Курс, семестр: II семестр

г. Владикавказ, 2011 г.

Цель лекции:создать у студентов–медиков представление о социально–биологических и медицинских аспектах обучения в вузе

План лекции:

1. Основные понятия.

2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов.

3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения.

4. Работоспособность и влияние на нее различных факторов.

5. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме.

6. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения.

7. Типы изменений умственной работоспособности студентов.

8. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период.

9. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и

функционального состояния студентов в экзаменационный период.

10.Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного

труда студентов.

11.Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для

повышения работоспособности студентов.

12. Самоконтроль.

13. Изменения в организме под влиянием физической нагрузки.

14. Врачебный контроль.

15. Наружный осмотр и антропометрия.

16.Педагогический контроль.

17.Субъективные показатели самоконтроля.

18.Объективные показатели самоконтроля.

19.Функциональное состояние организма и его оценка.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов:

1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них

организма студентов.

2. Изменения состояния организма студентов под влиянием различных

режимов и условий обучения.

3. Работоспособность и влияние на нее различных факторов.

4. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в

организме.

5. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения.

6. Изменение работоспособности в течение рабочего дня.

7. Изменение работоспособности в течение учебной недели.

8. Изменение работоспособности по семестрам и в целом за учебный год.

9. Типы изменений умственной работоспособности студентов.

10.Состояние и работоспособность студентов.

11.Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального

функционального состояния студентов в экзаменационный период.

12.Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного

труда студентов.

13.Работоспособность студентов в условиях оздоровительно-спортивного

лагеря.

14.Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию

для повышения работоспособности студентов.

Список использованной литературы:

1. Физическая культура студента : учебник для студентов вузов/ под общ. ред.

В. И. Ильинича. – М. : Гардарики, 2007.

2. Физическая культура студента: учебник для студентов вузов./Под общ. ред.

В.И. Ильинича.-М.:Гардарики, 2003.

3. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие

для студ. высш. учеб. заведений / Е.Н.Гогунов, Б.И.Мартьянов. – 2-е изд.,

дораб. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.

4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.

для ин-тов физич. культуры / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – 2-е изд., испр. и

доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2003.

5. Физическая культура: Учебник / Под. ред. Ю. И. Евсеева. Ростов-н/Д:

Феникс, 2003.

6. Физическая культура и здоровье : учебник / под ред. В. В. Пономаревой. –

М. : ГОУ ВУНМЦ, 2001.

Введение.

На психофизиологическое состояние студентов влияют объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относят среду жизнедеятельности учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам относятся знания, профессиональные способности, мотивация учения, работоспособность, нервно-психическая устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества, способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.

В возрасте 17-25 лет происходит становление целостного интеллекта и его отдельных функций, в котором определяющую роль играет образование и учение, т.е. деятельность по усвоению знаний, умений и навыков. Фактор учения, постоянной умственной работы определяет высокий тонус интеллекта студентов, позволяет им эффективно выполнять напряжённую учебную деятельность.

Однако при этом восстановительные процессы у многих студентов проходят неполноценно по причине недостаточного сна, нерегулярного питания, малого пребывания на свежем воздухе, ограниченного использования средств физической культуры и спорта и других причин.

Студентам сложно адаптироваться к обучению в вузе, ведь вчерашние школьники попадают в новые условия учебной деятельности, новые жизненные ситуации, что сопровождается существенной перестройкой психических и

физиологических состояний.

Основные понятия.

Психофизиологическая характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофи­зических и физиологических систем и функций организма под влияни­ем определенной трудовой деятельности.

Работоспособность - потенциальная возможность челове­ка выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов челове­ка. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособ­ность.

Утомление - временное объективное снижение работоспо­собности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мо­тивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физи­ческое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и дру­гие виды утомления.

Переутомление - накопление утомления по причинам нера­ционального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного вос­становления. Влечет за собой снижение работоспособности и продук­тивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстрой­ство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.

Усталость - комплекс субъективных ощущений, сопровож­дающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством сла­бости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)

Рекреация - отдых, необходимый для восстановления сил ор­ганизма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случа­ях.

Релаксация - состояние покоя и расслабленности, возникаю­щее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п.

Самочувствие - субъективное ощущение внутреннего со­стояния физиологического и психологического комфорта или дискомфор­та.

Наши рекомендации