Первобытный синкретизм и синтетичность мышления

Мифология — древнейшее синкретичное(первично нерасчлененное) образо­вание, включающее в себя религию, философию, науку и искусство.

Современная научная мысль на новом витке своего развития в поисках целост­ности миропонимания стремится к синтетичности.

Постмодернизм

Философская, культурная и художественная парадигма, альтернативная мо­дернизму с его рационализмом, тотальным проектированием и «интернацио­нальным стилем».

Возвращает интерес к историзмуи этническому своеобразию.Характерен по­иск органической связи человека с бесконечным полем сознания, выход конк­ретной личности за рамки пространственно-временных и причинно-следствен­ных границ — трансперсональная (внеличностная) психология.

Для художественных произведений характерна техника деконструкции(Дер-рида), расшатывание привычного стереотипа восприятия, активное использо­вание приемов нонсенсаи абсурда, цитат, аллюзий, парафрази тому подоб­ных художественных приемов.

Постструктурализм

Альтернатива логоцентризму, господствовавшему в эпоху модернизма, основан­ному на идее бытия как присутствия, данности, смысла, единства, полноты.

Этому противопоставляются идеи различия и множественности, цель кото­рых — осмысление всего внесистемногов структуре, выявление парадоксов,возникающих при попытке объективного познания человека и общества. За­дача метода деконструкции — показать значимость внесистемных, маргиналь­ных(пограничных) элементов текста.

Потребительская культура или культура потребления

Характер дизайна зависит от конкретной потребительской культуры и одно­временно формирует ее особенности. Проектный образнацелен на восприя­тие его в контексте культуры потребления, в нем заложены (он моделирует собой) объективный и субъективный факторы:

• объективный фактор— реальное состояние культуры, социально-культур­
ных процессов, социопсихологических особенностей, экономических фак­
торов и пр., которые характеризуют действительность;

• субъективный фактор— отношение к сформированному образу со стороны
потенциальных адресатов проекта.

Прагматика

Раздел семиотики. Отношение знака к тому, кто этим знаком пользуется, то есть понимание этого знака; в семиотике культуры — к воспринимающему его человеку. Описывает процесс коммуникации в момент произнесения речи или восприятия текста.

Предметное окружение

«Весь окружающий нас мир материальных объектов, "геометрическое место" предметов и явлений, безразличное по отношению к субъекту, фиксирующе­му центр» (Г. С. Лебедев).

Предметно-пространственная среда

Освоенное человеком (ощущаемое им как «свое») предметное окружение. Та­кое восприятие глубоко эмоционально, связано с глубинными, архетипичес-кими структурами сознания. Структура «средового» восприятия близка к ми-фопоэтическому переживанию реалий окружающего мира.

«Проблематизация» в дизайне

Методический прием расширения смыслового контекста поставленной перед дизайнером задачи и выведение ее из пространства стереотипных решений — в сторону нестандартного разрешения проблемной ситуации.

Проблема— отчетливо ощущаемая точка неблагополучия, требующая разре­шения ситуации со многими неизвестными и предполагающая множествен­ность путей выхода из нее.

Проектная задача

Точно сформулированный вопрос, требующий адекватного решения средства­ми дизайна.

Проектный образ

Отличен от художественного тем, что «вписан» не в художественную, а в по­требительскуюкультуру, что выводит его из чистой созерцательности в плос­кость практического взаимодействия с ним. Это:

• идеальный объект или модель, созданная воображением дизайнера, в кото­
рой отражается реальный мир;

• целостная и завершенная в своем строении форма, в которой все части со­гласованы друг с другом и с целым в соответствии с выраженным в этой форме содержанием;

• предметно выраженный смысл.

Пространство в дизайне

В дизайне вещейкатегория пространства выступает условием локализации дизайн-продукта, оно гомоморфно и измеряется в метрических единицах.

В дизайне предметно-пространственной средыпространство локально и каче­ственно, оно не мыслится в отрыве от времени, образуя с ним пространствен­но-временной континуум, или хронотоп (хронос плюс топос).

В дизайне мультимедийного(виртуального) продукта пространство тоже неот­делимо от времени, оно приобретает острые черты метафизической реальности и специфическим образом переживается субъектом виртуального события.

Простые символы

Элементарные геометрические формы, основные цветовые оппозиции (например, черный — белый). Имеют глубоко архаический характер, обладают многопла­новостьюи многозначностьюсодержания, способны связываться в осмыслен­ные последовательности — символические «тексты». См. также Сложные символы.

«Протодизайн»

Промышленное искусство, послужившее прототипом современного дизайна.

Первобытный синкретизм и синтетичность мышления - student2.ru

Е г о становление ограничено н а ч а л о м XVIII века (первые в России металло­обрабатывающие и горнорудные предприятия) и серединой XX века (начало эры крупной индустрии), исторически включившей в себя ремесленное и мануфактурное производства (М. Э. Гизе).

«Распредмечивание» в дизайне

Методический прием, заключающийся в том, что предпроектная ситуация умозрительно лишается своей реальной предметности и выражается на языке смыслов, целей, задачи т. п., что позволяет затем наделить преобразованную ситуацию предметностью, неожиданной в первоначальном контексте (заново «опредметить» эти смыслы и цели).

Реальность, уровни реальности

Онтологически (по существу, исходя из философской парадигмы) нет огра­ниченийна количество уровней в иерархии реальностей, но для человека од­новременно могут существовать только две реальности: порождающаяи по­рожденная(виртуальная).

Релевантная информация

Информация, значимая в конкретной культурной ситуации (то есть обладаю­щая семиозисом) информация. См. также Нерелевантная информация.

Семантика

Раздел семиотики. Отношение знака («означающего») к его значению («озна­чаемому»), знака к замещаемому им объекту.

Семиозис

Процесс превращения не-знаков — в знаки, то есть в элементы, несущие в дан­ном культурном контексте информацию об «означаемом». Связан с понятием релевантности:не-знаки, пока они не вошли в культурную парадигму, «не про­читываются», то есть не фиксируются сознанием.

Семиотика

Наука о знаках и знаковых системах в природе и обществе. Занимает средин­ное положение внутри ряда наук, что сближает ее с философией, и особенно с гносеологией (наукой о познании).

Первобытный синкретизм и синтетичность мышления - student2.ru

Близка кибернетике и теории информации: кибернетика изучает процессы, динамический и количественный аспект связей в системе; семиотика — сис­темы, в которых и на о с н о в е к о т о р ы х эти п р о ц е с с ы реализуются, статичес­кий и качественный аспект этих систем.

Близка лингвистике, и з у ч а ю щ е й с а м ы е полные и с о в е р ш е н н ы е из знаковых систем — естественные языки.

Семиотика культуры

Раздел логической, структурной семиотики, изучающий наиболее сложную вторичную моделирующую систему,систему культуры, которую можно на­звать «имитирующей живую».

Семиотическая интерпретация

Отношение к произведению искусства как к семиотическому тексту, состав­ленному на художественном языке, соответствующем данному роду и виду ис­кусства, что позволяет полнее в ы я в и т ьзаложенную в нем художественную информацию.

Символ

Особая разновидность знака, обозначающего обширную область значений, употребление его включает культурно-смысловой регистр, большую культур­но-смысловую область. «В символе содержание лишь мерцает сквозь выраже­ние, а выражение лишь намекает на содержание» (С. С. Аверинцев)

Символ в истории

«Символ не принадлежат определенному временному (историческому) срезу, а пронизывают время по вертикали из прошлого в будущее, он осуществляет память культуры.

Символ инвариантен, но реализуется в вариантах, изменяясь от контекста дан­ной культуры и одновременно изменяя сам контекст» (С. С. Аверинцев).

Символ в культуре

В культуре складывается интуитивный подход к истолкованию символов. Единство основного набора доминирующих символов определяет границы культурных ареалов.

Символические знаки

Знаки, имеющие с замещаемыми ими объектами условно-конвенциональную связь. По сложности функционирования в культуре приближаются к поня­тию «образ».

Синтактика

Раздел семиотики. Отношение в тексте знака к знаку, правила соединения от­дельных знаков в осмысленные последовательности — высказывания, соответ­ствующие нормам данного языка.

Сложные символы

Несут по сравнению с простыми символами более определенное, фиксирован­ноеи однолинейноезначение. Участвуют в создании образов, не предполага­ющих широкой многозначности истолкования. См. также Простые символы.

« Смыслообразование» в дизайне

Методический прием, заключающийся в том, чтобы увидеть проектируемый объект как образ социально-культурного бытиячеловека, поскольку всякая вещь обладает внутренним смыслом, не сводимым к ее материальному суще­ствованию. Центральное место среди средств смыслообразования принадлежит приему сопоставления,в котором объекты приобретают вторичные значения, образующие контекст социокультурного смысла (по аналогии с выразительны­ми средствами поэтики).

Наши рекомендации