Вторичные моделирующие системы

Естественные языки — системы, моделирующие действительность; все то, что создано на основе этих языков (мифология, философия, история и все произ-

ведения культуры и искусства, пользующиеся также изобразительными, зву­ковыми и другими знаками) — есть вторичные моделирующие системы.

Герменевтика

Раздел философии, исследующий проблему понимания.

Гратуал

Ощущение пребывания в виртуальной реальности более высокого уровня,чем

константная реальность. Это ощущение связано с весьма приятными пережива­ниями, оно подобно состоянию вдохновения, эйфории. См. также Ингратпуал.

«Гутенбергова галактика»

Метафорическое именование новой культурной реальности, возникшей с на­чалом книгопечатания, позволившего значительно расширить возможности ти­ражирования информации.

Диалогизм культуры

Принцип диалогизма возник вместе с культурой: исходные оппозиции«земля — небо», «тьма — свет», «хаос — космос», «инь — ян» и др., а также в сознании от­дельной личности с его способностью к саморефлексии, сомнению.

П=й Одни видят в этом влияние на сознание антитетичности (противонаправлен-ПуЛ ное™) сил, определяющих организацию мира, другие - отражение мира ис-Т!Ц^ ходно дуалистичным (двойственным) сознанием человека

Диалогизму способствует полисемия (многозначность) естественных языков и запланированная трансформация в восприятии смыслов художественной ин­формации, это - логика творческой мысли.

Дизайн

Профессиональная деятельность, а также и результат этой деятельности, то есть ее конечный продукт.

Проектная практика, требующая от профессионального мышления органич­ного совмещения образного и системного начал и вносящая в реальность но­вые социокультурные смыслы.

Культурное явление, во многих отношениях маргинальное, медиативное и по­граничное.

Дизайн-деятельность

Проектная деятельность, использующая для своего осуществления специфи­ческие средства дизайна.

Дизайн-концепция

Идея решения проблемы и путей достижения поставленных целей на основе анализа ситуации и профессиональной интуиции прогнозирования.

Наиболее креативный этап разработки, обретает самостоятельное значение при дизайн-программировании, определяет «генетический код» развития сложно­го комплексного объекта.

Дизайн-программа

Отличается от канона и художественной программы отказом от претензии на организацию тотальной целостности мира, ее цель — создание единства (идеи, образа, действия) внутри одного сложного объекта. Социокультурно ориенти­рованная целевая программа, основанная на синтезе интуитивно-образного и системно-научного проектного мышления.

Дизайн-программирование

«Метод, соединяющий в целостный процесс разработку эстетико-художе-ственной концепции сложного социально-культурного объекта с разработ­кой программно-целевой организации системы деятельности по реализации разработанного проекта» (Методика художественного конструирования. Ди­зайн-программа).

Дизайн-проект, дизайн-продукт

Результат дизайн-деятельности, относящийся к любой области действитель­ности, в том числе дизайн-прогноз преобразованиясложного объекта (дизайн-концепция, дизайн-программа).

Выполненный средствами дизайна проект какого-либо объекта:

• вещи или комплекса, ансамбля вещей;

• предметно-пространственной среды;

• информационного объекта, события виртуального мира.

Естественные языки

Сверхсложные языки, с помощью которых, в первую очередь, происходит про­цесс человеческой коммуникациии которые изучает наука лингвистика. См. также Искусственные языки,

«Жесткие» языки

К ним относятся языки с однозначной связью «означающего» с «означаемым»,

Не допускающие полисемии.

Вторичные моделирующие системы - student2.ru

Например, язык генетического кода, язык светофора, язык уголовного ко­декса.

Заимствование аналогий из других областей искусства

Методический прием использования опыта других искусств: например, связь пластических решений дизайн-проекта со скульптурой, цветовых — с живо­писью, тектонических — с архитектурой. Возможны заимствования из области

литературы: усилению эмоционального воздействия дизайн-продукта, повыше­нию информативности его образа способствует использование изобразительных аналогов словесных тропови других риторических фигур, выработанных в по­этике.

Знак

Материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе об­мена информацией в сообществе.

Знаки-индексы

Знаки, имеющие с замещаемыми ими объектами причинно-следственную связь.

Знаковая функция вещи

Материальное выражение приспособительных усилий человека при адапта­ции его к социально-культурной среде:в сфере коммуникаций, сфере субор-динационно-карьерных отношений, в сфере интеллектуально-духовного бы­тия и пр.

Различаются также такие стороны знаковых функций, как результативная (спо­собствующая достижению цели), интегративная (участвующая в обществен­ной интеграции людей).

Иконические знаки

Знаки, представляющие собой в той или иной степени стилизованные изобра­жения объектов, которые они замещают.

Инвариант

То, что остается неизменным в большом количестве вариантов «при анниги­ляции всех различий» (Б. Ф. Поршнев).

Вторичные моделирующие системы - student2.ru

Понятие инструментально для понимания специфики бытования в тради­ционной культуре вариативного художественного текста, для восприятия фольклорной или типологически сходной с н е й информации.

Ингратуал

Ощущение пребывания в виртуальной реальности более низкого уровня,чем константная реальность. Это ощущение связано с тяжелыми переживаниями, оно подобно состоянию депрессии.См. также Гратпуал.

Наши рекомендации