Вторичные моделирующие системы
Естественные языки — системы, моделирующие действительность; все то, что создано на основе этих языков (мифология, философия, история и все произ-
ведения культуры и искусства, пользующиеся также изобразительными, звуковыми и другими знаками) — есть вторичные моделирующие системы.
Герменевтика
Раздел философии, исследующий проблему понимания.
Гратуал
Ощущение пребывания в виртуальной реальности более высокого уровня,чем
константная реальность. Это ощущение связано с весьма приятными переживаниями, оно подобно состоянию вдохновения, эйфории. См. также Ингратпуал.
«Гутенбергова галактика»
Метафорическое именование новой культурной реальности, возникшей с началом книгопечатания, позволившего значительно расширить возможности тиражирования информации.
Диалогизм культуры
Принцип диалогизма возник вместе с культурой: исходные оппозиции«земля — небо», «тьма — свет», «хаос — космос», «инь — ян» и др., а также в сознании отдельной личности с его способностью к саморефлексии, сомнению.
П=й Одни видят в этом влияние на сознание антитетичности (противонаправлен-ПуЛ ное™) сил, определяющих организацию мира, другие - отражение мира ис-Т!Ц^ ходно дуалистичным (двойственным) сознанием человека
Диалогизму способствует полисемия (многозначность) естественных языков и запланированная трансформация в восприятии смыслов художественной информации, это - логика творческой мысли.
Дизайн
Профессиональная деятельность, а также и результат этой деятельности, то есть ее конечный продукт.
Проектная практика, требующая от профессионального мышления органичного совмещения образного и системного начал и вносящая в реальность новые социокультурные смыслы.
Культурное явление, во многих отношениях маргинальное, медиативное и пограничное.
Дизайн-деятельность
Проектная деятельность, использующая для своего осуществления специфические средства дизайна.
Дизайн-концепция
Идея решения проблемы и путей достижения поставленных целей на основе анализа ситуации и профессиональной интуиции прогнозирования.
Наиболее креативный этап разработки, обретает самостоятельное значение при дизайн-программировании, определяет «генетический код» развития сложного комплексного объекта.
Дизайн-программа
Отличается от канона и художественной программы отказом от претензии на организацию тотальной целостности мира, ее цель — создание единства (идеи, образа, действия) внутри одного сложного объекта. Социокультурно ориентированная целевая программа, основанная на синтезе интуитивно-образного и системно-научного проектного мышления.
Дизайн-программирование
«Метод, соединяющий в целостный процесс разработку эстетико-художе-ственной концепции сложного социально-культурного объекта с разработкой программно-целевой организации системы деятельности по реализации разработанного проекта» (Методика художественного конструирования. Дизайн-программа).
Дизайн-проект, дизайн-продукт
Результат дизайн-деятельности, относящийся к любой области действительности, в том числе дизайн-прогноз преобразованиясложного объекта (дизайн-концепция, дизайн-программа).
Выполненный средствами дизайна проект какого-либо объекта:
• вещи или комплекса, ансамбля вещей;
• предметно-пространственной среды;
• информационного объекта, события виртуального мира.
Естественные языки
Сверхсложные языки, с помощью которых, в первую очередь, происходит процесс человеческой коммуникациии которые изучает наука лингвистика. См. также Искусственные языки,
«Жесткие» языки
К ним относятся языки с однозначной связью «означающего» с «означаемым»,
Не допускающие полисемии.
Например, язык генетического кода, язык светофора, язык уголовного кодекса.
Заимствование аналогий из других областей искусства
Методический прием использования опыта других искусств: например, связь пластических решений дизайн-проекта со скульптурой, цветовых — с живописью, тектонических — с архитектурой. Возможны заимствования из области
литературы: усилению эмоционального воздействия дизайн-продукта, повышению информативности его образа способствует использование изобразительных аналогов словесных тропови других риторических фигур, выработанных в поэтике.
Знак
Материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в сообществе.
Знаки-индексы
Знаки, имеющие с замещаемыми ими объектами причинно-следственную связь.
Знаковая функция вещи
Материальное выражение приспособительных усилий человека при адаптации его к социально-культурной среде:в сфере коммуникаций, сфере субор-динационно-карьерных отношений, в сфере интеллектуально-духовного бытия и пр.
Различаются также такие стороны знаковых функций, как результативная (способствующая достижению цели), интегративная (участвующая в общественной интеграции людей).
Иконические знаки
Знаки, представляющие собой в той или иной степени стилизованные изображения объектов, которые они замещают.
Инвариант
То, что остается неизменным в большом количестве вариантов «при аннигиляции всех различий» (Б. Ф. Поршнев).
Понятие инструментально для понимания специфики бытования в традиционной культуре вариативного художественного текста, для восприятия фольклорной или типологически сходной с н е й информации.
Ингратуал
Ощущение пребывания в виртуальной реальности более низкого уровня,чем константная реальность. Это ощущение связано с тяжелыми переживаниями, оно подобно состоянию депрессии.См. также Гратпуал.