Соотношение понятий «среда» и «окружение»

Наиболее наглядно и убедительно понятие предметно-пространственной среды можно определить через сопоставление его с понятием предметного окружения. Если «предметное окружение» — это весь рукотворный мир ок­ружающих нас вещей, то «среда» — лишь тот фрагмент этого мира, который нами эмоционально и чувственно освоен. Реально такой средой становятся пространство нашей комнаты, квартиры или дачи, интерьер ежедневно посе­щаемого служебного помещения, хорошо знакомые участки родного города и т. п. Здесь ключевое слово — освоение.Наиболее лаконичное и убедитель­ное определение предметно-пространственной среды дал Г. 3. Каганов, ска­зав, что среда— это хорошо освоенное окружение[19].

Соотношение понятий «среда» и «окружение» - student2.ru

Понимаемая таким образом проблема средосозиданиясоотносится со стержневым вопросом экологии (а также антропоэкологии, то есть эко­логии человека) — адаптивно-адаптационным процессом, в котором че­ловек воздействует на среду, приспосабливая ее к себе, и одновременно приспосабливается к ней сам. Однако в дизайне, да и вообще в проект­ной практике, процесс освоения приобретает отчетливую культурную окраску. Термин «средовой подход», по существу, лишь литературная метафора: для проектировщика он несет практически тот же смысл, что и «системный подход» в науке, но для него он наполнен конкретным человеческим содержанием. Понятие «среда» чрезвычайно емко, оно включает в себя все свойства и факторы окружающего мира,которые создают «средовую атмосферу», воздействующую на чувства, мысли и ощущения погруженного в нее человека. Именно это делает словосо­четание «средовой подход» инструментальным для анализа и описа­ния новых представлений об объекте дизайнерского проектирования.

Стержневая проблема передового» дизайна — проблема освоения человеком чуж­дого окружения — связана с преодолением фундаментальной для культуры оппо­зиции свое — чужое.Собственно, все усилия культуры направлены на то, чтобы в изначальном, ни мыслью, ни деятельностью не освоенном, хаосе выделить при­годные для жизни островки космоса, порядка. Поэтому каждый элемент назван­ной оппозиции издревле связывается в сознании человека со вполне определен­ным кругом значений. Так, понятию «свое» синонимичными оказываются добро, надежность, порядок. «Свое» — это твердая почва под ногами, ясные ориентиры, опора в знакомом, «правильном». «Чужое» же, напротив, воспринимается как опас­ность, зло, как нечто «неправильное» (гипертрофия таких представлений порож­дает крайнюю недоверчивость и болезненный страх перед всем незнакомым — ксе­нофобию). Поскольку же «свое» всегда окружено этим пугающим «чужим», то вопрос сводится к тому, какой тип поведения по отношению к «чужому» всякий раз избирает человек в своей осваивающей деятельности. Для нас важно понять, какой тип поведения, какая из стратегий наиболее пригодна для художественно­го, эстетического освоенияокружения, для превращения его в освоенную пред­метно-пространственную среду.

Для так называемой «бинарной оппозиции» (противопоставления двух элемен­тов) по большому счету существуют три возможные пути разрешения ситуации:

• радикальныйспособ, то есть исключение одного из членов оппозиции;

• медиация(или интерполяция), нахождение третьей силы, нейтрализующей сложившийся конфликт;

вень.
Соотношение понятий «среда» и «окружение» - student2.ru

т перемещениерассматриваемой оппозиции на более высокий системный уро-Снятие противоречий и достижение единства по м е р е приближения к истин­ному пониманию мира или по мере приближения к Абсолюту принимается как н а у ч н ы м , так и религиозным сознанием. К р у п н е й ш и й физик Н. Бор г о -ворил, что с у щ е с т в у ю т две истины: большая и маленькая; противоречащее маленькой истине, безусловно, ложно, п р о т и в о р е ч а щ е е же б о л ь ш о й и с т и н е — тоже истинно. Христианство постулирует триединство Бога, близкая э т о м у идея содержится и в н а у ч н ы х системных представлениях: «Целостность как триединство проявляется вовне — в ф о р м е бинарной оппозиции, и наоборот, бинарная оппозиция есть в н е ш н е е в ы р а ж е н и е целостности как триединства» [И, с. 245].

Однако все усилия культуры выделить островки порядка в океане первозданного хаоса или же наделить чертами гармонии этот океан лежат в плоскости человечес­ких возможностей и в основном развиваются по двум из названных стратегий:

• через усугублениеоппозиции (радикальное разрешение);

• через нейтрализациюоппозиции (медиацию).

Наши рекомендации