Тестовые задания для самопроверки
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:
1. Коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатываются общий взгляд на вещи и действия с ними в рамках:
а) технократического подхода;
б) деятельностного подхода;
в) когнитивного подхода;
г) мотивационного подхода.
2. Элемент коммуникативного процесса, выполняющий функцию генерации и передачи информации с целью оказания влияния, – это:
а) канал;
б) сообщение;
в) отправитель;
г) получатель.
3. Функция коммуникации, сущность которой состоит в обмене эмоциями между партнерами и изменении эмоционального состояния с помощью собственных переживаний и состояний:
а) побудительная;
б) координационная;
в) эмотивная;
г) преобразовательная.
4. Функция коммуникации, сущность которой заключается в осознании и фиксировании своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связях сообщества:
а) контактная;
б) информационная;
в) перцептивная;
г) статусная.
5. Процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, составляет сущность:
а) повседневных коммуникаций;
б) межличностных коммуникаций;
в) ритуальных коммуникаций;
г) деловых коммуникаций.
6. Деловые коммуникации, которые направлены на развитие и поддержание контактов в целях решения оперативно-служебных задач, называются:
а) доверительные;
б) официальные;
в) вертикальные;
г) диагональные.
7. Принцип кодекса делового общения, смысл которого можно выразить словами: «Твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»:
а) кооперативности;
б) достаточности информации;
в) качества информации;
г) целесообразности.
8. Под речевым этикетом понимается:
а) система средств речевой выразительности;
б) система речевых формул общения;
в) совокупность коммуникативных качеств речи.
9. Факторы формирования речевого этикета:
а) характер отношений между участниками общения;
б) физическое состояние участников общения;
в) социальные признаки участников общения.
10. Правильными являются утверждения:
а) речевой этикет имеет национальную специфику;
б) речевой этикет создает напряжённую психологическую обстановку;
в) речевой этикет отражает нравственное состояние общества.
ЛИТЕРАТУРА
а) основная литература
1. Введенская, Л.А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение: учебник / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – М.: КНОРУС, 2014. – 424 с.
2. Самыгин, С.И. Деловое общение: учебное пособие для студентов вузов / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2012. – 436 с.
б) дополнительная литература
1. Будильцева, М.Б., Варламова, И.Ю. Культура научной и деловой речи [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов-иностранцев. – М.: РУДН, 2013. – 240 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru
2. Будильцева, М.Б., Варламова, И.Ю. Основы риторики и коммуникации [Электронный ресурс]: учебное пособие. – М.: РУДН, 2013. – 118 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru
3. Варламова, И.Ю. Практикум по деловому этикету [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Ю. Варламова. - М.: Российский университет дружбы народов, 2013. - 52 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226861
4. Коноваленко, М.Ю. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров по экономическим направлениям и специальностям / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко; РГТЭУ. – М.: Юрайт, 2013. – 468 с.
5. Кузнецов, И.Н. Деловое общение [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. - 5-е изд. - М. : Дашков и Ко, 2012. - 528 с. - Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112230
В) Интернет-ресурсы
1. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gramota.ru/
2. Сайт Санкт-Петербургского государственного университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gramma.ru
3. Сайт с электронными версиями словарей по русскому языку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru
4. Интерактивная энциклопедия современного языка. Данный сайт является интерактивным хранилищем профессиональных и социальных сленгов, сокращений, специальных терминов и т.п.; содержит объяснения различных жаргонизмов и слов, которые отсутствуют в обычных словарях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jargon.ru/
СЕМИНАР № 2. Виды общения. Особенности невербальной и
вербальной коммуникации
План
1. Особенности невербальной коммуникации в процессе общения.
2. Особенности вербальной коммуникации в процессе общения.
3. Деловые формулы знакомства, представления, приветствия, прощания. Этикетные формулы, используемые в деловой ситуации.
4. Барьеры общения.
5. Национальные особенности вербальной и невербальной коммуникации.
В процессе занятия проводятся:
- устный опрос;
- представление и обсуждение докладов с презентацией по указанным темам;
- проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и контрольных домашних заданий.
Контрольные вопросы для проверки знаний
1. Раскройте понятия конгруэнтность, невербальное речевое воздействие, невербальные знаки, невербальные сигналы, символы, симптомы.
2. В чем состоит суть вербальной коммуникации?
3. Каковы коммуникационные эффекты, повышающие эффективность общения?
4. Перечислите и охарактеризуйте функции и виды общения.
5. Что такое «барьеры общения»? Охарактеризуйте барьеры общения.
6. В чем состоит полисенсорная природа невербальной коммуникации?
7. Функции невербальной коммуникации.
8. Перечислите и охарактеризуйте факторы, влияющие на понимание невербального поведения.