Тестовые задания для самопроверки

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:

1. Коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатываются общий взгляд на вещи и действия с ними в рамках:

а) технократического подхода;

б) деятельностного подхода;

в) когнитивного подхода;

г) мотивационного подхода.

2. Элемент коммуникативного процесса, выполняющий функцию генерации и передачи информации с целью оказания влияния, – это:

а) канал;

б) сообщение;

в) отправитель;

г) получатель.

3. Функция коммуникации, сущность которой состоит в обмене эмоциями между партнерами и изменении эмоционального состояния с помощью собственных переживаний и состояний:

а) побудительная;

б) координационная;

в) эмотивная;

г) преобразовательная.

4. Функция коммуникации, сущность которой заключается в осознании и фиксировании своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связях сообщества:

а) контактная;

б) информационная;

в) перцептивная;

г) статусная.

5. Процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, составляет сущность:

а) повседневных коммуникаций;

б) межличностных коммуникаций;

в) ритуальных коммуникаций;

г) деловых коммуникаций.

6. Деловые коммуникации, которые направлены на развитие и поддержание контактов в целях решения оперативно-служебных задач, называются:

а) доверительные;

б) официальные;

в) вертикальные;

г) диагональные.

7. Принцип кодекса делового общения, смысл которого можно выразить словами: «Твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»:

а) кооперативности;

б) достаточности информации;

в) качества информации;

г) целесообразности.

8. Под речевым этикетом понимается:

а) система средств речевой выразительности;

б) система речевых формул общения;

в) совокупность коммуникативных качеств речи.

9. Факторы формирования речевого этикета:

а) характер отношений между участниками общения;

б) физическое состояние участников общения;

в) социальные признаки участников общения.

10. Правильными являются утверждения:

а) речевой этикет имеет национальную специфику;

б) речевой этикет создает напряжённую психологическую обстановку;

в) речевой этикет отражает нравственное состояние общества.

ЛИТЕРАТУРА

а) основная литература

1. Введенская, Л.А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение: учебник / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – М.: КНОРУС, 2014. – 424 с.

2. Самыгин, С.И. Деловое общение: учебное пособие для студентов вузов / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2012. – 436 с.

б) дополнительная литература

1. Будильцева, М.Б., Варламова, И.Ю. Культура научной и деловой речи [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов-иностранцев. – М.: РУДН, 2013. – 240 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru

2. Будильцева, М.Б., Варламова, И.Ю. Основы риторики и коммуникации [Электронный ресурс]: учебное пособие. – М.: РУДН, 2013. – 118 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru

3. Варламова, И.Ю. Практикум по деловому этикету [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Ю. Варламова. - М.: Российский университет дружбы народов, 2013. - 52 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226861

4. Коноваленко, М.Ю. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров по экономическим направлениям и специальностям / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко; РГТЭУ. – М.: Юрайт, 2013. – 468 с.

5. Кузнецов, И.Н. Деловое общение [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. - 5-е изд. - М. : Дашков и Ко, 2012. - 528 с. - Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112230

В) Интернет-ресурсы

1. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gramota.ru/

2. Сайт Санкт-Петербургского государственного университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gramma.ru

3. Сайт с электронными версиями словарей по русскому языку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru

4. Интерактивная энциклопедия современного языка. Данный сайт является интерактивным хранилищем профессиональных и социальных сленгов, сокращений, специальных терминов и т.п.; содержит объяснения различных жаргонизмов и слов, которые отсутствуют в обычных словарях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jargon.ru/

СЕМИНАР № 2. Виды общения. Особенности невербальной и
вербальной коммуникации

План

1. Особенности невербальной коммуникации в процессе общения.

2. Особенности вербальной коммуникации в процессе общения.

3. Деловые формулы знакомства, представления, приветствия, прощания. Этикетные формулы, используемые в деловой ситуации.

4. Барьеры общения.

5. Национальные особенности вербальной и невербальной коммуникации.

В процессе занятия проводятся:

- устный опрос;

- представление и обсуждение докладов с презентацией по указанным темам;

- проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и контрольных домашних заданий.

Контрольные вопросы для проверки знаний

1. Раскройте понятия конгруэнтность, невербальное речевое воздействие, невербальные знаки, невербальные сигналы, символы, симптомы.

2. В чем состоит суть вербальной коммуникации?

3. Каковы коммуникационные эффекты, повышающие эффективность общения?

4. Перечислите и охарактеризуйте функции и виды общения.

5. Что такое «барьеры общения»? Охарактеризуйте барьеры общения.

6. В чем состоит полисенсорная природа невербальной коммуникации?

7. Функции невербальной коммуникации.

8. Перечислите и охарактеризуйте факторы, влияющие на понимание невербального поведения.

Наши рекомендации