Тестовые задания для самопроверки. Выберите правильный вариант ответа из предложенных:

Выберите правильный вариант ответа из предложенных:

1. Автор высказывания «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять к своему об оной мнению»:

а) В.Г. Белинский;

б) М.М. Сперанский;

в) М.В. Ломоносов.

2. Оратор во вступлении должен:

а) подчеркнуть актуальность темы;

б) сделать обобщения и выводы;

в) доказать выдвинутое положение.

3. Оратор в главной части своей речи должен:

а) изложить основной материал;

б) разъяснить выдвинутые положения, доказать их правильность;

в) сформулировать целевую установку речи.

4. Оратору в заключении необходимо:

а) использовать шутку, не относящуюся к теме речи;

б) повторить основную мысль;

в) подвести итоги сказанного, поставить конкретные задачи.

5. Недостатком композиции публичного выступления не является:

а) перегрузка теоретическими рассуждениями;

б) логическая последовательность в подаче материала;

в) обилие затронутых вопросов и проблем.

6. Риторические приёмы диалогизации публичной речи:

а) риторический вопрос;

б) вопросно-ответный ход;

в) употребление личных местоимений 3-го лица.

7. Переход от известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов. Этот метод изложения материала называется:

а) ступенчатый метод;

б) индуктивный метод;

в) метод аналогии.

8. Неправильным является утверждение:

а) внешность оратора должна быть привлекательной в пределах нормы;

б) очки снижают доверие к оратору;

в) невербальные средства снижают эффективность речи.

9. Характеристики аудитории как социально-психологической общности людей:

А) степень однородности;

Б) количественный состав;

В) физическое состояние отдельных слушателей.

10. Приёмы управления аудиторией:

а) голосовые приёмы;

б) вопросно-ответный ход;

в) резкие замечания.

Литература

а) основная литература

1. Введенская, Л.А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение: учебник / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – М.: КНОРУС, 2014. – 424 с.

2. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов вузов. / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2012. – 450 с.

б) дополнительная литература

1. Культура научной и деловой речи [электронный ресурс] : учебное пособие /. - Новосибирск : НГТУ, 2013. - Ч. I. Нормативный аспект. - 76 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=bookHYPERLINK "http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228788"&HYPERLINK "http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228788"id=228788

2. Основы русской деловой речи: для студентов высших учебных заведений [электронный ресурс]: учебное пособие / под ред. В.В. Химик. - СПб : Златоуст, 2012. - 448 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=bookHYPERLINK

3. Русский язык и культура речи: учебник для технических вузов / Под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: ЮРАЙТ, 2009. – 356 с.

4. Рязапова Л.З. Культура речи [электронный ресурс] : учебное пособие / Л.З. Рязапова, Н.К. Гарифуллина, Г.С. Гаязова ; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань: Издательство КНИТУ, 2013. - 144 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270251.

5. Скворцов, Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2008. – 218 с.

6. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити, 2007. – 383 с.

В) Интернет-ресурсы

1. Грамота.ру. Справочно-информационный портал «Русский язык». URL: http://www.gramota.ru.

2. Культура письменной речи. URL: httpHYPERLINK "http://www.gramma.ru/"://HYPERLINK"

3. Основы культуры речи и риторики. URL: http://www.mediaterra.ru.

4. Служба русского языка: URL: http://www.HYPERLINK "http://www.slovari.ru/"slovariHYPERLINK "http://www.slovari.ru/".ru.

5. Интерактивная энциклопедия современного языка. Данный сайт является интерактивным хранилищем профессиональных и социальных сленгов, сокращений, специальных терминов и т.п.; содержит объяснения различных жаргонизмов и слов, которые отсутствуют в обычных словарях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jargon.ru/

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Аргументация как форма риторического воздействия.

2. Деловые совещания и собрания как основные формы делового общения.

3. Динамика языковой нормы в России на рубеже XX - XXI вв.

4. Дистанционное общение.

5. Изменения в русском речевом этикете на рубеже XX - XXI вв.

6. Интернет: коммуникативные особенности пользователей.

8. Кинесические особенности невербальной коммуникации.

9. Культура делового письма.

10. Национальные различия невербальной коммуникации в современном обществе.

11. Ораторское искусство как социальное явление.

12. Особенности делового общения с иностранными партнёрами.

13. Особенности новых видов деловой корреспонденции в современной России.

14. Правила продуктивного спора. Способы борьбы с непозволительными уловками в споре.

15. Проксемические особенности невербальной коммуникации.

16. Речевая культура молодежи на рубеже XX - XXI вв.

17. Способы повышения речевой культуры в России на рубеже XX - XXI вв.

18. Этикет деловых приёмов.

19. Этикет и имидж делового человека.

20. Язык коммерческой и политической рекламы.

21. Языковой облик газеты/журнала (по выбору студента).

Наши рекомендации