Перед выполнением Задания 1 следует ознакомиться со Справочными материалами к семинару № 9 «5.6.1. Последовательность подготовки к выступлению»

Задание 1. Прочитайте тексты кратких выступлений. Определите, соответствуют ли им предложенные названия. Предложите варианты названий этих текстов, если ваши слушатели: а) студенты, б) пенсионеры, в) спасатели МЧС, г) бизнесмены (письменно).

-1-

Светится...лестница

При стихийных бедствиях нередко повреждается электросеть и в тем­ноте людям трудно покидать здания. В подобных случаях обычно включает­ся дорогостоящее аварийное освещение от аккумуляторов. Английские уче­ные предложили люминесцентное покрытие, наносимое на перила и стены. Оно светится в течение часа после того, как в доме погаснет свет. Благодаря этому люди легко сумеют найти дорогу к выходу.

-2-

За борт!

Английские экологи решили исследовать, как загрязняют море совре­менные суда. Для эксперимента выбрали небольшое грузовое судно с экипа­жем в 46 человек. Результат оказался таким: за полтора месяца плавания за борт было выброшено 5000 пустых консервных банок, 320 картонных ко­робок, 5 бочек и не поддающаяся никакому подсчету масса пищевых и других отходов. И все это не считая выливаемых в воду масла и топлива.

-3-

«Бюрократическая» живопись

Эта уникальная коллекция живописи находится в итальянском городе Сиене. В залах музея всегда много посетителей, хотя экспозиция состоит лишь из обложек и корешков счетоводных и делопроизводственных книг из области Тоскана. А интересны они тем, что это первые образцы «бюро­кратической» живописи XIV столетия, выполненные на дереве или коре. Миниатюры не что иное, как прекрасные произведения живописи раннего Возрождения. Многие знаменитые художники расписывали деревянные ко­решки книг и считали эти заказы особенно почетными.

 
  Перед выполнением Задания 1 следует ознакомиться со Справочными материалами к семинару № 9 «5.6.1. Последовательность подготовки к выступлению» - student2.ru

Перед выполнением Задания 2 следует ознакомиться со Справочными материалами к семинару № 9 «5.6.2. Возможные способы изложения материала в основной части выступления. Сопоставление различных видов планов».

Задание 2. Прочитайте текст и впишите в таблицу пропущенные пункты плана.

Принято говорить, что капля никотина убивает лошадь. Недаром издав­на на Руси табак называли сатанинским или антихристовым зельем. Царь Михаил Федорович наказывал курильщиков плетьми и батогами. Сын же его, Алексей Михайлович, запретил курение законодательно.

Японские ученые установили, что экстракт смолы хвойных деревьев с добавкой 0,1% определенного германийорганического соединения и витами­нов вызывает отвращение к никотину.

Как сообщил в 1985 году журнал «Clinical Farmocology and Therapy», специалисты из Лос-Анджелеса обнаружили, что аналогичный эффект про­являет 3% раствор... самого никотина. Через полтора часа после нанесения малого количества такого раствора на кожу заядлых курильщиков концен­трация никотина в крови возрастала более чем в полтора раза. Это в свою очередь притупляло желание выкурить очередную сигарету. Когда же нако­нец ее закуривали, первые затяжки оказывали существенно более слабое дей­ствие, чем обычно.

Прав был Парацельс: все есть лекарство, и все есть яд - все дело в дозе! Ученые из Мичиганского университета (США) установили, что никотин со­держат некоторые овощи, в частности картофель, томаты, баклажаны. Так, 1 кг баклажанов содержит такое количество никотина, какое получает неку­рящий, проведя 20 минут в прокуренной комнате.

Назывной план Вопросный план Тезисный план Цитатный план
1. Отношение к никотину как к яду     1. Как обычно относятся к никотину?   1.   1. …Издавна на Руси табак называли сатанинским или антихристовым зельем  
2. Возможность использования никотина в качестве средства борьбы с курением 2. 2.     2.    
3. Присутствие никотина в обыч- ных пищевых продуктах 3. Всегда ли никотин является ядом?     3. Никотин не всегда является ядом  

Задание 3. Определите цель каждого из перечисленных в таблице приёмов начала выступления и заполните таблицу (письменно).

Во вступлении (после обращения)

Можно использовать следующие приёмы Нельзя
- перейти сразу к изложению дела; - прямо выразить свои чувства по поводу излагаемого вопроса; - задать вопрос слушателям; - сделать замечание, затрагивающее интересы слушателей; - сделать комплимент слушателям; - рассказать историю, сообщить потрясающий факт; - процитировать яркое высказывание знаменитого человека, пословицу и т.п. - цель – сэкономить время; - цель –     - цель – - цель –     - цель –   - цель –   - цель –   - извиняться и говорить, что вы недостаточно подготовились;   - начинать с шутки, анекдота, если аудитория вам плохо знакома или вы не очень уверены в себе  
     

Задание 4. Определите цель каждого из перечисленных в таблице приёмов, используемых в заключительной части выступления, и заполните таблицу (письменно).

В конце речи

Можно использовать следующие приёмы Нельзя
- дать резюме, т.е. очень коротко повторить основные положения; - закончить призывом к действию, пожеланием;   - сделать комплимент слушателям; - завершить шуткой; - прочесть наизусть стихи; - использовать цитату; - закончить на высшей точке напряжения – на кульминации; - завершить образом, символом, аллегорией; - сообщить потрясающий факт - цель – суммировать сказанное, обобщить информацию; - цель –     - цель –   - цель – - цель – - цель – - цель –     - цель –   -цель – - говорить фраз типа: Это всё, что я хотел сказать, Вот и всё;   - произносить лишние, «не работающие» на реализацию нашей речи слова
     

Задание 5. Прочитайте заключительные части речей некоторых известных людей и определите, какой прием они использовали (письменно).

-1-

Нашему обществу очень не хватает мира и согласия. А, может быть, со­хранение народа, о чем недавно говорил Александр Исаевич Солженицын, и есть та национальная идея, которая способна объединить всех - и белых, и красных. Ведь мы - россияне, живем в одной стране, дышим одним воздухом. У нас есть все, чтобы обеспечить человеку достойную жизнь. Нужна лишь политическая воля.

Здесь, наверное, будут высказаны разные точки зрения, но цель у нас одна - улучшить здоровье нации и российское здравоохранение. И я желаю успехов всем участникам слушаний в реализации этой благородной цели! (Герасименко Н.Ф. Здоровье населения как фактор обеспечения националь­ной безопасности России: речь члена-корреспондента РАМН, председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Н.Ф. Герасименко // Российские медицинские вести. 1997. № 3. С. 5-14).

-2-

Шалер читал самый популярный на факультете курс, который был обо­значен в каталоге МН-4... Один из образцов фантастического красноречия Шалера так удивил Вуда, что сейчас, через пятьдесят лет, он все еще помнит его наизусть. Речь эта никогда не была напечатана, и он умолял меня вклю­чить ее в книгу.

Однажды геолог рассказывал о постепенном развитии жизни на земле, о предусмотрительности природы, давшей некоторым видам ужасающую пло­довитость, спасающую их от исчезновения, о необходимости массового уничтожения некоторых низших форм жизни, чтобы этим дополнить естест­венный ход борьбы за существование. Он закончил свою речь так: « Самка aphis, т.е. обыкновенная травяная вошь, джентльмены, кладет за одно лето три тысячи яиц, джентльмены, и я подсчитал, что если бы все потомство бы­ло живо, с того дня, как эти вши впервые появились на земле, мы имели бы цилиндр, состоящий из них, основанием со всю орбиту Земли вокруг Солнца, и растущий в высоту, устремляясь в пространство, со скоростью, большей, чем скорость света!»

(В. Сибрук. Чародей физической лаборатории)

 
  Перед выполнением Задания 1 следует ознакомиться со Справочными материалами к семинару № 9 «5.6.1. Последовательность подготовки к выступлению» - student2.ru

Перед выполнением Задания 6 следует ознакомиться со Справочными материалами к семинару № 9 «5.6.3. Методы и приемы, используемые при по­строении середины аргументирующей речи».

Задание 6. Прочитайте текст.

1. Разделите каждое высказывание на исходную и сообщаемую части, или «данное» и «новое».

2. Подчеркните фрагменты предложений, с помощью которых осуществля­ется связь предложений в тексте.

3. Определите последовательную и параллельную связь предложений.

4. Выделите средства связи (письменно).

Диффузия

При неоднородности состава газовой смеси или жидкости тепловое дви­жение молекул рано или поздно приводит к выравниванию концентрации каждой компоненты во всем объеме. Такой процесс называется диффузией. При протекании процесса диффузии всегда имеются так называемые диффу­зионные потоки вещества. Величина и скорость этих потоков определяется свойствами среды и градиентов, концентрации. Скорость диффузии в газах увеличивается с понижением давления и ростом температуры. Увеличение температуры вызывает ускорение диффузионных потоков в жидкостях и твердых телах. Кроме градиента концентрации, к возникновению диффузи­онных потоков приводит наличие температурных градиентов в веществе (термодиффузия). Перепад температур в однородной по составу смеси вызы­вает появление разности концентрации между областями с различной темпе­ратурой. При этом в газах более легкая компонента газовой смеси скаплива­ется в области с более низкой температурой. Таким образом, явление термо­диффузии можно использовать для разделения газовых смесей. Этот метод ценен для разделения изотопов.

Наши рекомендации