Этапы создания управленческой системы в 90-е годы в России

В связи с перестройкой, начиная с 1990-х гг., в стране господствовал политический и социальный хаос: рухнули те законы, которыми руководствовалась вся социалистическая система, в стране нарастал системный кризис, затронувший и физическую культуру. Процветало мошенничество, коррупция, терроризм, безработица, наблюдался гигантский инфляционный рост.
Пятый съезд народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. признал за союзными республиками статус суверенных государств как субъектов международного права. Каждая из союзных республик, таким образом, получала право стать членом Организации Объединённых Наций и вместе с тем приобретала соответствующий юридический статус для вступления в спортивные международные объединения.
8 декабря 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии в Беловежской Пуще объявили о роспуске Советского Союза. При этом было провозглашено образование Содружества Независимых Государств (СНГ). В конце 1991 г. началась ликвидация всесоюзных структур государственного управления страной, в том числе и физкультурным движением.
С началом перестроечного периода, из-за снижения финансирования средств из федерального бюджета, фактически была свернута физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа групп здоровья в трудовых и производственных коллективах, в упадок пришел детский спорт и спорт высших достижений. Практически на всех предприятиях перестали проводиться оздоровительные мероприятия в режиме трудового дня, проведение досуга в активном стиле по месту жительства в свободное время стало редкостью.
Произошедший экономический кризис в России повлек за собой негативные последствия, связанные с ухудшением благосостояния многих россиян. Совокупность проявившихся явлений, таких как несоответствие материальных доходов, с повышением цен на товары продовольствия первой необходимости, отразившиеся не в лучшую сторону на рациональном питании людей, ухудшение медицинского обслуживания и массовой физкультурно-оздоровительной работы отрицательно отразились на здоровье российских граждан.
Возникла острая необходимость принятия радикальных мер по реорганизации управления физической культурой и спортом, которая помимо выше перечисленного, еще и обусловливалась ухудшением демографической ситуации в стране. В начале 90-х годов в демографическом развитии России наметились кризисные явления, которые уже к концу XX века приобрели устойчивый характер. Это было связано с ускорением процессов депопуляции, резким увеличением уровня смертности населения, снижением рождаемости, сокращением средней продолжительности жизни россиян и ростом численности лиц пенсионного возраста.
Создание новой государственной системы руководства физической культурой и спортом в стране началось с образования Комитета содействия Олимпийскому движению при Правительстве Российской Федерации, утвержденного Указом Президента России Б. Н. Ельцина 28 ноября 1991 г. Этот Комитет был ориентирован на подготовку спортсменов страны к участию в зимних и летних Олимпийских играх 1992 г. Наряду с указанным комитетом активную подготовку к Олимпийским играм осуществлял Всероссийский Олимпийский комитет, созданный 1 декабря 1989 г.
Буквально накануне Зимних Олимпийских игр в Альбервилле, 25 января 1992 г., в Москве произошла встреча Президента РФ Б. Н. Ельцина и Президента МОК Х. А. Самаранча. Главным в повестке дня было участие стран СНГ в Олимпийских играх 1992 г. и перспективы развития спорта в России.
Созданный накануне Олимпийских игр 1992 г. Комитет содействия Олимпийскому движению к концу 1992 г. выполнил возложенные функции и был преобразован в Комитет Российской Федерации по физической культуре.
Комитету вменялось в обязанность решение важнейших задач, связанных с разработкой и внедрением государственных программ физического воспитания населения, подготовкой и повышением квалификации специалистов; осуществление организационных, научно-информационных, методических и пропагандистских мероприятий, связанных с развитием массовой физической культуры; руководство развитием науки и внедрение научных исследований в физкультурно-спортивную практику.
При непосредственном участии Комитета РФ по физической культуре в марте 1993 г. были приняты Основы законодательства РФ «О физической культуре и спорте». Этот документ стал основой законотворческой деятельности регионов России, установив основные принципы правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта.
1 июня 1994 г. был подписан Указ Президента РФ о создании Государственного комитета по физической культуре и туризму (Госкомитет по ФКиТ).
Совместно с Олимпийским комитетом России Госкомитет по ФКиТ был призван участвовать в подготовке спортивного резерва в системе ДЮСШ, РУОР, осуществлять развитие туризма в стране, руководить подготовкой и использованием физкультурных кадров, поддерживать и контролировать подведомственные научно-исследовательские институты федерального значения.
В стране настойчиво продолжался поиск путей совершенствования системы управления физической культурой и спортом. Но он долгое время был затруднен отсутствием нормативно-правовой базы в таких направлениях практической работы, как развитие профессионального спорта, финансирование массового спорта.
29 апреля 1999 г. Государственной Думой был принят закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
В России впервые четко установил правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определил принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, а также Олимпийского движения в России. Закон определяет меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта, в том числе ежегодное финансирование физкультурно-массовой и спортивной работы, создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех видов и типов.
В Законе указывается, что основу физического воспитания населения Российской Федерации составляет Всероссийский комплекс «Физкультура и здоровье».
В Законе четко разграничены компетенции, функции, права и обязанности между органами государственной власти по физической культуре и спорту и Олимпийским комитетом России в области спорта.
Менее чем через год после избрания на пост Президента РФ В. В. Путина (26 марта 2000 г.), в связи с формированием нового правительства и изменениями в структуре федеральных органов исполнительной власти, 17 мая 2000 г. Министерство по ФКСиТ было преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. В июне 2000 г. председателем Комитета был назначен П. А. Рожков.

Наши рекомендации