Готовность специалистов в области туризма к работе с детьми, имеющими когнитивные нарушения
Профессиональная подготовка специалистов в области туризма включает формирование специальной компетентности – профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, способствующих приобретению опыта решения различных профессиональных задач. Большое значение имеет знание проблем лиц с когнитивными нарушениями, так как их количество имеет тенденцию к увеличению, как во всем мире, так и в Российской Федерации.
Для отграничения категорий детей, имеющих нарушения познавательной деятельности, мы воспользуемся современным термином – «дети с когнитивными нарушениями (особенностями)», пришедшим к нам с Запада.
Введение данной терминологии ориентировано как на обогащение теоретического багажа педагогической деятельности, так и на задачу реконструкции педагогических практик работы с детьми различных категорий.
В переводе на русский язык термин cognitive (англ.) - когнитивный, означает «познавательный», отсюда соответствующее определение - «дети с когнитивными нарушениями (особенностями)», т.е. с некоторыми особенностями или нарушениями познавательной деятельности.
Основная задача, стоящая перед государством и обществом в отношении лиц с когнитивными нарушениями, заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социальной адаптации и реабилитации, реализации творческих возможностей, подготовке к полноценной жизни в обществе, в интеграции личности в социум.
В последние годы в целях расширения доступности образования для детей с когнитивными нарушениями в системе специального (коррекционного) образования произошли позитивные изменения, прежде всего - начался процесс деинституализации специальных (коррекционных) школ-интернатов. В первую очередь, это выражается в увеличении количества разнообразных интегрированных форм обучения лиц с когнитивными нарушениями.
Успешность интеграции детей с когнитивными нарушениями зависит не только от характера и степени, имеющихся у детей нарушений, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения и, прежде всего, в той среде, в которую интегрируется ребенок.
В связи с этим, представляется необходимым:
· во-первых, медико-психологическое, социально-психологическое и психолого-педагогическое просвещение всего населения;
· во-вторых, необходимо проведение специального обучения родителей здоровых сверстников и специалистов, направленное на изменение у всех участников учебно-воспитательного процесса отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с когнитивными нарушениями;
· в третьих, обеспеченность всех лиц с когнитивными нарушениями систематической квалифицированной коррекционной помощью.
Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с когнитивными нарушениями к общей системе социальных отношений и взаимодействий, принятых в обществе. Существование в данной сфере оптимальных педагогических технологий способствует как профилактике вторичных отклонений, так и коррекции нарушенных функций у детей данной категории, создает необходимые условия для выравнивания стартовых возможностей развития воспитанника «ситуации успеха».
Здесь необходимо решить следующие задачи:
1. Создать условия, которые позволят каждому ребенку с когнитивными нарушениями реализовать себя, помогут быть уверенным в себе и жить в тесном контакте с другими людьми.
2. Помочь окружающим принимать лиц, имеющих когнитивные нарушения, доброжелательно относиться к ним, ценить их возможности и способности.
Эти основные задачи можно разделить на более частные:
- помощь в решении проблем полноценного социального функционирования, способствующая овладению комплексом социальных ролей, норм и правил поведения (социально-бытовая адаптация);
- максимальное вовлечение ребенка в социум (организация совместной деятельности детей с нарушениями в развитии с нормально развивающимися сверстниками, расширение круга общения детей, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе);
- формирование и удовлетворение культурных запросов детей с когнитивными нарушениями, расширение зоны их творческих возможностей, круга интересов;
- оказание эмоциональной и психологической поддержки ребенку с нарушениями, активизация его жизненных сил;
- помощь в определении возможностей и способностей ребенка;
- информационная помощь;
- изменение негативных установок здоровых людей по отношению к детям с когнитивными нарушениями.
Одним из необходимых условий интеграции детей с когнитивными нарушениями в общеобразовательную среду является кадровое обеспечение.
Сегодня, на наш взгляд, в имеющихся программах для подготовки специалистов в области туризма не в полной мере отражены новые современные требования. Возникает противоречие: с одной стороны, необходимость работы с детьми, имеющими когнитивные нарушения, в аспекте их социальной адаптации, а с другой стороны – отсутствие в достаточной мере знаний по данной проблеме у специалистов.
Очевидна необходимость сближения учебных программ с фактическими запросами общества с учетом социального заказа. Различные аспекты выделенной проблемы требуют развития междисциплинарного взаимодействия, поэтому наряду с учебными предметами, традиционно включенными в учебные планы, представляется целесообразным усиление блока специальной психолого-педагогической подготовки студентов, который позволит изучить особенности детей и подростков с когнитивными нарушениями и рассмотреть возможные пути коррекции и компенсации имеющихся проблем.
Головлева Г.С.