Рыцарство - система ценностей

БЛАГОРОДНОЕ РЫЦАРСТВО.
Система ценностей. Благородные сеньоры посвятили свою жизнь войне.
Рыцарство - это не просто вооружение или военная подготовка, рыцарство - это особое состояние духа.
Рыцарство - ЧЕСТЬ - особая рыцарская мораль, дошедшая до нас в поэмах, конечно не была узаконена.
Кровь, грязь, преступления, запретные для многих рыцарей, конечно же тоже присутствовали.
Честь - возвышенное высокомерие, общество это признает, осознание своей чести центральный момент, без которого рыцаря не бывает.
Полный вариант посвящения в рыцари - очень сложный обряд. Если сокращенно, то ночью будущий рыцарь сидит в церкви и медитирует на своем щите, а утром священник посвящает "очистившегося" в сан рыцаря. Так же был сложный обряд - "забирание" сана рыцаря. Под поминальные молитвы, с рыцаря снимают полное облачение, выливают чашу холодной воды, отпевают в церкви и ведут на казнь.
Не было ничего дороже чести, даже жизнь.
Честь предписывала держать слово, т.е. клятву. Возвышенное высокомерие требовало постоянного самоутверждения. Сразу поставить себя на недостижимую высоту, даже рискуя жизнью. Провоцирование конфликта, которое должно утвердить положение высокомерия.
ДОБЛЕСТЬ - храбрость доходящая до безумия. Доблесть не обсуждается, те кто обладали ею в полной мере - рыцарские идеалы. Рыцарь без страха.
ВАССАЛЬНАЯ ВЕРНОСТЬ - верность сеньору является одной из центральных добродетелей. Измена - грех, который не дано искупить даже римскому священнику.

"Вассал моего вассала не мой вассал". Теоретически люди, подчиненные королю - это весь его народ. Но на практике (отсылка к высказыванию выше) большая часть населения является вассалами своего сеньора, который, в свою очередь, является вассалом короля.
На поле битвы снимаются вопрос о сословии и происхождении, но рыцари, всё же, в приоритете.
ЗНАТНОСТЬ. Теоретически все рыцари равны. На практике же всё иначе. Статус знатности предполагает определенное отношение к людям. Встречали, например, по одежде. Ведь по ней сразу было видно степень знатности. Предполагался определенный уровень приема в зависимости от знатности.
Ничто не может облагородить простолюдина, так и человек благородного происхождения не мог лишиться знатности.
ЩЕДРОСТЬ И РОСКОШЬ. Богатство, с точки зрения рыцарей, было не для того, чтобы его копить, а для того, чтобы его расточать. Расточительство - это благородно. Причем расточать нужно было картинно. Сажали серебро, вбухивали пряности. Не все рыцари были богаты.
Щедрость - это не милость. ЩЕДРОСТЬ - это не пожертвование и церковь больше считала ее за грех.

Рыцарство и религия

История рыцарства непрерывно связана с борьбой за веру. Верность Господу для воина всегда на первом месте, молитвы — неотъемлемая часть его жизни. Поэтому многократно рыцари собирались в Крестовые походов с целью освобождения Святой Земли. Все начинается со слов "этого хочет бог". Отношения между богом и рыцарством моделируются по схеме сеньор-вассал. (Битва при Константинополе: "Господь, как ты допустил, чтобы все погибли? Если так, то мы отвернемся от тебя!"). Господь со средневековой точки зрения во всех своих действиях руководствуется понятием "честь".

В духовном плане человек, рядившийся в одеяния защитника своего народа и во имя его спасения готовый даже пролить свою кровь, символически как бы повторял путь Христа; землепашец в эпоху, когда физический труд воспринимался по-библейски как наказание за первородный грех, становится символом падшего греховного и проклятого человечества. Понятие христианской любви переводится в понятие "служения" своему сеньору. Все христианские святые и великомученики - рыцари. Мученичество воспринимается как подражание казни Иисуса Христа.

В Священном Писании есть две фигуры, которые подходят под описание рыцарства:

- Георгий Победоносец.

- архангел Михаил.

Обряд рыцарского посвящения церковь включила в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию. Посвящение чаще всего совершалось в праздники: Рождество, Крещение, Пасху. Возник обычай «ночной стражи»: перед посвящением, вечером, посвящаемый должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был не спать и молиться. На рассвете ночная стража заканчивалась, и церковь наполнялась людьми. Посвящаемый должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, потом положить свое оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и потом, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь вселяла мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Потом проводилась светская часть: опоясывание мечем, «удар», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал рыцаря.

Рыцарство и его представители предпочитает контактировать с отшельниками, аскетами. С их точки зрения именно они исполняют божью волю. Священнослужителям это, разумеется, не очень нравится.

Появляются Военно-монашеские ордена. Наиболее известные:

-Госпитальеры (иониты, орден святого Иоанна Богослова)

-Тевтонский орден (столкновения с новгородцами), создан в Палестине во время крестовых походов

-Самый известный и скандальный - Тамплиеры. Самый показательный пример слияния воинского и христианского служения. Орден был основан для охраны паломников на дорогах Палестины. В дальнейшем магистр ордена тамплиеров не подчинялся никому, кроме римского первосвященника. Стал ударной силой крестоносцев в Палестине. Они великолепно знали местность, языки, нравы, обычаи, были великолепными воинами. Девиз – «За Сеон!» («За храм!») Тамплиеры переселились в Европу, огромное количество владений. Талантливые финансисты, покрыли Европу банками, изобрели банковский вексель.

Культ архангела Михаила (будут дополнения)

Культ девы Марии. Именно дева Мария в представлении рыцарей упрашивает своего сына Христа принять в рай рыцаря. По легенде, отрекаясь от бога, рыцарь не отрекается от Девы Марии. Более того, отношение к Деве Марии становится слишком земным, как к объекту страсти, что очень и очень не нравится церкви.

Момент, который происходит на стыке религиозности и войны - это момент смерти. Благородные рыцари умирают не как придется. По сути, человек управляет ее приближением. Яркий пример - смерть Роланда в "Песни о Роланде".

Но христианская оболочка рыцарства была чрезвычайно тонка: вместо смирения - гордость, вместо прощения - месть, полное неуважение к чужой жизни; прелюбодеяние - необходимый атрибут рыцарской доблести, а для христианства - нарушение одной из заповедей. И наряду с этим – проповеди романов о святом Граале. Но без этих противоречий невозможно уяснить суть и особенности рыцарской культуры - ярчайшего явления средневековья.

Рыцарство и война

Рыцарство – это, прежде всего, война - она составляет основное рыцарское предназначение.

Рыцарское обучение начиналось очень рано. Мальчик, родившийся в рыцарской семье, обречен на военную карьеру. Как правило, «вступал в должность» юнец уже в 7 лет. После этого возраста мальчик уже и не особо считался ребенком. Семья была очень недовольна, если мальчик вдруг избирал, например, духовную карьеру (как это сделал Фома Аквинский). Обучение же производилось не дома, чтобы ребенка не жалели.

Первоначально мальчик начинает как паж, затем как оруженосец и, в конце концов, получает посвящение в рыцари. Следствием чего является регулярный тренинг с различными видами оружия, верховая езда, физические нагрузки. Война являлась постоянным фоном жизни, чем церковь всегда была не очень довольна.

Крестовые походы - война всех против всех. серия военных походов в XI—XV в.в. из Западной Европы против мусульман. В том числе, походы, направленные на захват Иерусалима (с Гробом Господним), и другие походы, проводившиеся с целями обращения в христианство язычников Прибалтики и подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (катары, гуситы и др.)

Одним из средств воспитания было огромное количество литературы (эпосов, песней) о героях. Подчеркивается мощь рыцарей - физическая, моральная, а обязательным признаком описания рыцаря – изящество его стана и сила и могущество духа. В ранних эпосах – изображались брутальные мужланы, вроде викингов, а в рыцарских – изящные и мужественные борцы,чья сила была, прежде всего, духовная, а не физическая.

Идеология: желание, чтобы война никогда не прекращалась. Во время войны рыцарь сближается с герцогом или графом. (Шарль Де Голь: «Война - это ужасно, но мир - это скучно.»)

Кодекс поведения рыцаря на войне:

-Уважение к противнику (распространяется только в отношении равных себе). Предоставляет противнику равные шансы. Если противник упал с коня и не может забраться обратно, то первый тоже слезает с коня. Атаковать конному пешего считалось недостойным. Недостойно нападать нескольким на одного, бить в спину. Это признак неблагородства. Использование слабости противника также неблагородно, молодой, увидев под забралом противника старика, не станет его убивать. Убийство безоружного недопустимо.

-рыцарь в доспехах не имел права отступать. Поэтому на разведку рыцари отправлялись без доспехов, без знака своего сана, чтобы иметь возможность ускакать оттуда.

-недопустимы невоенные методы давления на противника: (отравление колодцев противника, осада голодающих и бедствующих). Более того, противнику могли помочь, дабы уравнять шансы, помогали голодающему и бедствующему противнику.

-верность данному слову- слову чести.

-недопустимо уклонение от поединка.

Благородное рыцарство презирает людей невоинственных: горожанина, предпочитающего деньги, буржуа и пр.

В сражениях больше всего страдала пехота, потому как она не могла противостоять рыцарской коннице. Война кормила сама себя, в первую очередь за счет добычи. Также выкупы. Смысл войны был не убить противника (если это не кровный враг), но взять в плен и получить за него выкуп. Сдача в плен также имела определенный ритуал. Сдавались в плен равному. Если оруженосец побеждал рыцаря, последний перед сдачей в плен посвящал первого в рыцари прямо на поле боя, чтобы сдаться в плен равному.

Тактика войны: То, что это стихийное мероприятие - неправда. Рыцари были хорошо подготовлены, хорошо подготовлены их кони. Четкое построение: линия или клин.

Вооружение: полностью закрытые тела доспехами - это более поздняя эпоха (конец 13 века). Блестящие доспехи - это вообще парадная форма для выездов. Обычное облачение - шлем «горшком» и кольчуга. Наиболее ценились кольчуги с мелкими звеньями. Тяжелые доспехи, в которых рыцарь не может сам на лошадь подняться - это турнирный вариант. На поле боя таких доспехов не было, нужна была максимальная подвижность. На поле боя доспехи были не больше

20-25 кг. При этом полный комплект доспехов могли позволить себе далеко не все, они были весьма дорогими. Поэтому в том числе необходим был турнирный бизнес, где победитель брал себе доспехи побежденного. Кони также были очень дорогими, уже в 11 веке конь мог стоить стаду быков. Кольчуга хорошая стоила до 16 быков. Таким образом, минимальная стоимость экипировки в 12 веке равнялась 30 быкам. Максимальная доходила до бесконечности. Поэтому бедняки не всегда стремились посвящать сыновей в рыцари, ибо это было дорого.

Оружие: несколько видов копий (от коротких метательных до длинных, но не такие, как на турнирном поле). В бою копья очень мощные, с очень длинным металлическим наконечником. Также топорики, кинжалы, палицы, луки, щит (по мере развития геральдики на него наносились гербы, а также девизы). Вымпелы, флажки, шпоры. Ну а самым любимым оружием, конечно, был меч. Арбалеты считались дьявольским и недостойным оружием, ибо его стрелу невозможно было ничем удержать. У мечей есть имена, они описаны самыми достойными и красочными эпитетами в литературе. Мечи, как правило, изготавливались из дамасской стали и сваривались из нескольких прутьев разных сортов железа, за счет чего орудие по-разному отливает при разном свете. Существует множество легенд о мечах, в которых они рассматривались практически, как одушевленные (Дюрандаль Роланда, Эскалибур Артура и пр.) Меч, по большому счету, - это не средство вооружения, а часть тела и друг благородного рыцаря.

Наши рекомендации