Функции и формы физической культуры

Физическая культура оказывает влияние на самые важные стороны жизни людей. Причем это влияние ощущают на себе не только люди, занимающиеся физическими упражнениями, но и те, которые не вовлечены в сферу ее воздействия (к примеру, жизнь страны или города, проводящего Олимпийские игры, заметно меняется). Приобретая массовый характер, физическая культура становится серьезным общественным явлением. Чтобы понимать роль физической культуры, необходимо изучить ее основные функции и формы в обществе.

Под функцией физической культуры можно понимать объективно присущие ей свойства воздействовать как на человека, так и на другие сферы общественной жизни.

Принято различать общекультурные и специфические функции физической культуры.

К общекультурным относятся следующие функции:

- функция духовного воспитания;

- экономическая функция;

- функция досуга;

- познавательная функция.

Функция духовного воспитания. Для того, чтобы научиться выполнять какое-либо физическое упражнение, развить физические качества, овладеть секретами мастерства в избранном виде спорта, нужно проявить трудолюбие, целеустремленность и волю, иногда и смелость, нужно сконцентрировать внимание, активизировать мышление, воображение, память и т.д. Поэтому можно смело сказать, что грамотно организованные, систематические занятия физическими упражнениями способствуют развитию умственных и творческих способностей человека. Эстетические взгляды и потребности у активно занимающихся физическими упражнениями применительно к двигательной деятельности, несомненно, более совершенны, чем у незанимающихся. При этом сама двигательная деятельность первых более экономична, красива и результативна.

Если говорить о влиянии физической культуры на поведение человека и его мораль, то следует иметь в виду, что реальные воспитательные возможности физической культуры зависят не столько от ее специфических функций, сколько от принятых в обществе моральных установок. Так, с помощью

физической культуры можно воспитать прямо противоположные свойства личности: эгоизм и коллективизм, чувство сострадания и жестокость, порядочность и хамство.

Экономическая функция. С одной стороны физическая культура как отрасль народного хозяйства, требует для своего развития финансовых затрат, с другой выступает как одна из довольно выгодных сфер капиталовложений. Экономическая ценность физической культуры видна на следующих примерах:

− производительность труда у людей систематически занимающихся

физическими упражнениями выше на 3-5%;

− потери рабочего времени по причине простудных заболеваний, бытового и

производственного травматизма у них снижены в 2-3 раза;

− занятость работников на предприятиях выпускающих продукцию для нужд

физической культуры и спорта положительно отражается на экономике и

производстве»;

− оказание платных услуг: предоставление в аренду спортивных сооружений

и инвентаря; продажа населению абонементов и разовых билетов на

посещение катков, кортов, бассейнов, тренажерных залов и т.п.;

− продажа билетов на зрелищные физкультурно-спортивные мероприятия;

− трансляция матчей, соревнований и др.;

− размещение рекламы.

Функция досуга.В настоящее время в сфере досуга физическая культура используется в двух направлениях:

− активные занятия физкультурой и спортом, позволяющие удовлетворять

разнообразные индивидуальные интересы и потребности людей. Например, развивать

физические качества, компенсировать дефицит физических нагрузок, поддерживать

уровень физического состояния, развлекаться, общаться и т.д.

− опосредованное «потребление» физической культуры через различные средства массовой информации, а именно чтение спортивной прессы, прослушивание спортивных репортажей, просмотр спортивных передач, посещение стадионов в качестве зрителя. Конечно, такие формы досуга не идут по своей реальной пользе ни в какое сравнение с активными занятиями физическими упражнениями, но их нельзя считать бесполезной тратой времени.

Познавательная функция. В процессе активной двигательной деятельности человек познает самого себя, свои физические и волевые качества, двигательные возможности.

К специфическим функциям физической культуры относятся следующие:

− функция физического воспитания;

− оздоровительная функция;

− соревновательная функция.

Функция физического воспитания. Общество посредством физического воспитания стремится приобщить людей к ценностям физической культуры. Материальные и духовные ценности не значимы сами по себе, а только тогда, когда человек, приобщенный к физической культуре, данные ценности

осваивает, с пользой применяет и по возможности развивает.

Оздоровительная функция. Физическая активность – одно из важных условий жизни и развития организма. Человек рождается с потребностью двигаться. Двигательная активность необходима ему, так же как потребность в пище, кислороде, воде. Научно доказано, что импульсы, идущие от работающих мышц, оказывают выраженное влияние на внутренние органы человека. Поэтому, грамотное систематическое выполнение физических упражнений, не только способствует развитию физических качеств и овладению движениями, но и совершенствует деятельность всех систем организма.

Соревновательная функция. Роль соревнования в спорте заключается в том, что каждый участник стремится стать первым, либо превысить свой личный результат. Соревновательные условия повышают уровень усилий и побуждают человека максимально проявить свои силы, умения, волю. Без присущего личности порыва на лидерство, спорт не получил бы массового развития, о чем свидетельствует рост числа участников Олимпийских игр, рост национальных и мировых рекордов, популярность спорта как массового явления.

Формы физической культуры

Форма физической культуры – это способ существования того или иного вида физической культуры, имеющий определенное функциональное назначение. Выделение основных форм физического культуры целесообразно осуществить по признаку ее места в образе жизни человека и ее целевому назначению.

В соответствии с этим условием основными формами физической культуры в обществе можно считать:

1. Физическое воспитание. Оно представлено в сфере обучения и воспитания.

2. Профессионально-прикладная физическая культура, представленная в сфере

обучения и воспитания и в трудовой деятельности.

3. Производственная физическая культура, существующая в сфере трудовой деятельности.

4. Оздоровительная физическая культура, используемая в сфере досуга, быта и медицины.

5. Спорт (досуг и профессиональная спортивная деятельность).

“Физическое воспитание” как учебная дисциплина в высших учебных заведениях

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, физическая культура с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

Одной из важнейших задач высшего образования в России в на­стоящее время является объединение фундаментальной профессиональной и гуманитарной подготовки специалистов. Гуманитарные науки являются средством получения ценных мировоззренческих знаний, способствуют развитию интеллекта и эрудиции, формируют культуру личности.

Вклад физической культуры в высшее образование должен состоять в студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности че­ловека, о его здоровье и здоровом образе жизни, а также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизиче­ских способностей и качеств личности. С помощью знаний, полученных по физической культуре, студенты должны создать целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой природе, более полно по­нимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне выполнения профессиональных функций.

Физическое воспитание как учебная дисциплина в вузе определяется такими направлениями, как поддержание социально-обоснованного уровня физическое подготовленности студентов, противодействие средствами физической культуры и спорта негативным факторам, влияющим на здоровье и учебу в вузе, умение самостоятельно использовать средства физической культуры в труде и пр. отдыхе, формирование общей и профессиональной культуры, здорового образ жизни и т.д.

Все эти направления едины общностью возникновения содержание используемых методов и средств.

Предметом этой учебной дисциплины является обобщенная теория и практическая методика, овладения которыми дает возможность успешно использовать их самостоятельно в целях гармоничного физического и духовного развития человека.

Формы физического воспитания студентов

Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в следующие формах:

- учебные занятия;

- массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

Эти формы взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического совершенствования.

Учебные занятия - основная форма физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, их проведение обосновывается преподавателями кафедры физического воспитания на протяжении всего времени обучения студентов.

Наши рекомендации