Б). Морфологические нормы

Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

Чередующиеся гласные в корне слова

Спишите, вставьте орфограммы, выделите корень.

Гром_здиться – гром_здкий, вообр_жать, обр_з – обр_зчик, раздр_жать – др_знит, ум_лять – м_лит, ум_лять – м_лый, пол_жить – прил_гать («к чему-либо»), к_саться – к_снуться, ог_рок – возг_рание, обм_кнуть перо в чернила («погрузить»), м_кать хлеб в сметану («погружать») – пром_кнуть пятно («пропустить жидкость»), пром_кательная бумага («пропускающая жидкость»), см_чить («сделать мокрым»).

Ь после шипящих в существительных

Спишите, вставьте необходимые буквы, выделите окончание в словах, укажите в скобках род имен существительных.

Ноч_ ( ), тиш_ ( ), гараж_ ( ), малыш_ ( ), мыш_ ( ), рож_ ( ), трубач_ ( ), ткач_ ( ), туш_ ( ), шалаш_ ( ), вещ_ ( ), помощ_ ( ), дрож_ ( ), ландыш_ ( ), манеж_ ( ), камыш_ ( ), мелоч_ ( ), пейзаж_ ( ), дич_ ( ), картеч_ ( ).

О-Е (Ё) после шипящих и Ц

Спишите, вставьте орфограмму, выделите соответствующую часть слова.

Ключ_м, больш´го, бόльш_го, крюч_к, крольч_нок, девч_нка, кумач_вый, горяч_, ж_лтый, теч_т, кипяч_ный, вооруж_нный, ноч_вка, прич_санный, ж_рдочка, щ_лочь, просч_т, щ_лочка, уч_т, свеж_, ж_рнов, поч_т, ж_ваный, ч_ткость,

Правописание Ъ и Ь

Спишите, вставьте, если нужно, пропущенную букву.

Из_ятие, с_емки, ад_ютант, суб_ординация, в_юга, в_юшка, раз_яренный, кинос_ѐмка, трех_этажный.

Ы-И после Ц

Спишите, вставьте орфограмму.

Ц_фра, ц_ган, ц_пленок, секц_я, станц_я, эпиляц_я, ц_кнуть, на ц_почках, Синиц_н, ц_ркуль.

Приставки на З, С

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написание приставок.

За следующим и_гибом реки мы обнаружили ра_стилавшуюся до горизонта бе_крайнюю тайгу. Перед нами ра_вернулся невиданный доселе во_хитительный пейзаж, в_будораженный во_гласами птиц.

Приставки ПРЕ-, ПРИ-

Вставьте пропущенные буквы, выделите приставку.

Старинное пр_дание, камень пр_ткновения, пр_чуды природы, пр_ступить (к делу), богатое пр_даное, пр_вратности судьбы, пр_одоление препятствий, не надо пр_рекаться, пр_знание в содеянном, пр_бывать в бездействии, беспр_кословно повиноваться, пр_верженец новых взглядов, пр_дать друга, пр_мирить врагов, пр_бытие поезда, непр_менное условие, полезное пр_обретение, жизнь без пр_крас, пр_забавный случай, пр_ломление лучей, пр_вышение полномочий, пр_остановить слушание дела, давать пр_сягу, искатели пр_ключений, Василиса пр_красная.

Частицы НЕ и НИ

Спишите примеры, раскройте скобки и напишите частицы слитно или раздельно. Объясните правописание частиц не и ни.

1. Настала ночь, (н_) кто во граде очей бессонных (н_) смыкал. 2. В тишину, еще (н_) кем (н_) потревоженную, врывается шорох камней. 3. (Н_) чего подобного мне (н_) приходилось видеть (н_) до, (н_) после. 4. (Н_) вероятно: (н_) когда и (н_) перед кем Сеня (н_) оправдывался. 5. Солдат медлил, (н_) ловко переступая с ноги на ногу. (Н_) как (н_) мог он представить, что после такого шума вдруг может начаться мирный разговор. 6. Где бы человек (н_) потерялся, в горах или в тайге, одинаково плохо. 7. Скользнув под проволоку, Мельников так плотно прижался к земле, что (н_) одна металлическая иголка (н_) коснулась шинели. 8. Ростов узнал Наполеона. Это (н_) мог быть (н_) кто другой. 9. Как вдруг, откуда (н_) возьмись, в окно влетает змий крылатый.
10. Митька как (н_) в чем (н_) бывало подошел к Илье.

Ударение

Поставьте ударение.

Звонит, каталог, договор, средства, путепровод, осужденный, приговор, намерение, облегчить, обеспечение, оптовый, принудить, туфля, углубить, украинский, столяр, розлив, профит.

Склонение существительных

Образуйте форму родительного падежа множественного числа данных существительных:
валенки, кеды, носки, погоны, сандалии, сапоги, серьги, туфли, чулки;
абрикосы, апельсины, бананы, лимоны, мандарины, помидоры, яблоки;
армяне, казахи, осетины, туркмены, цыгане, татары, лезгины;
блюдца, воскресенья, дела, места, полотенца, скатерти, пальто, граммы.

Употребление числительных

Просклоняйте словосочетания, числительные запишите словами.

Полтора килограмма, четверть часа, полтораста километров, 28 микрорайон, 675 страница, 2014 год.

Фразеологизмы

Дайте определение понятия фразеологизм. Найдите в словаре и запишите историю происхождения данных фразеологизмов. Объясните его современное значение.

Соломоново решение, ахиллесова пята, в бирюльки играть, купить кота в мешке, показать где раки зимуют.

Синонимы

Дайте определение понятия синоним. Подберите синонимы к словам, составьте с каждым из них предложение.

Красивый, тяжелый, ложь, секрет, водоем, учащийся.

Паронимы

Выясните лексическое значение слов по словарю. Составьте предложения со словами-паронимами.

абонемент — абонент

приемник — преемник

невежа — невежда

одеть — надеть

приступить — преступить

Заимствованные слова

Замените русскими синонимами.

тинейджер депозит

абрис абсурд

кондиция реноме

гарант спонсор

сервис портмоне

дефект депрессия

интерьер коттедж

Речевые нормы

Исправьте предложения в соответствии с нормами русского языка.

А). Лексические нормы

Салют в День Победы — ужасно красивое зрелище.

У них было все шито-крыто белыми нитками.

Мы с Иваном Никифоровичем коллеги по профессии.

Вы ведите на экране футболиста Аршавина в красивой комбинации.

На 9 Мая администрация города подарила ветеранам бесплатные подарки.

б). Морфологические нормы

Сотрудники ОМОНа задержали подозреваемого в своей квартире.

И вот утром трое подруг отправились на вокзал.

В группе он считался самым умнейшим студентом.

В помощь охотнику в сани впрягается собака.

Мое День Рождение мы отмечали в ресторане.

Нам не хватало шестиста рублей на билеты на Украину.

Наши рекомендации