Педагогическое обеспечение процесса адаптации ребенка в ДОУ.
Педагогические условия развития ребенка раннего возраста в ДОУ:
Требования к педагогу
Особенности педагогического взаимодействия с детьми
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.
Адаптационный период -этап привыкания детей к условиям ДОУ.
Изменения в жизни ребенка:
Ø отсутствие родителей,
Ø необходимость приспособиться к новым условиям (которые существенно отличаются от тех, к которым он привык в семье): присутствие большого количества детей (потребность в общении со сверстниками м.б. еще не сформирована, а в группе детям предстоит контактировать друг с другом);
Ø новый, четкий режим дня,
Ø новое помещение.
Защитная реакция:
Ø плач,
Ø отказ от еды,
Ø отказ от сна,
Ø отказ от общения с окружающими.
Задачи взаимодействия с родителями в период адаптации
Ø Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
Ø Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.
Ø Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
Ø Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Формы взаимодействия
· родительские собрания;
· беседы;
· анкетирование;
· совместные праздники;
· выставки;
· папки-передвижки;
· консультации;
· присутствие родителей во время адаптационного периода в группе;
· укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода.
Алгоритм постепенного вхождения ребёнка в детский сад (по И.В.Лапиной):
1-й шаг-приход ребёнка вместе с родителями только на прогулку;
2-ой шаг- приход ребёнка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
3-ий шаг-ребёнок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;
4-ый шаг – ребёнок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа ;
5-ый шаг– ребёнок остается один с завтрака до обеда;
6-ой шаг– ребёнок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители ;
7-ой шаг– ребёнок остается один на целый день.
Требования к личности педагога
Ø Любовь к детям. Искренность, позитивное принятие ребенка, эмпатия, эмоциональность.
Ø Обладание позитивными человеческими качествами.
Ø Хорошее состояние физического, эмоционального здоровья: слабое здоровье педагога сказывается на самочувствии малышей.
Необходимые умения
Ø Организовывать ведущие в раннем возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей;
Ø Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников
Ø Высокий профессионализм и компетентность. Это не только знание возрастных особенностей, но и способность строить индивидуальный маршрут развития ребенка с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка.
Ø Реализовывать педагогические методики физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста
Ø Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
Ø Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего возраста.
Ø Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего возраста;
Ø Знать общие закономерности развития ребенка в раннем детстве;
Ø Знать особенности становления и развития детских деятельностей в раннем возрасте;
Ø Знать основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего возраста. Понимать высокую ответственность за жизнь, здоровье и развитие детей.
Ø Следить за изменениями в культуре для детей.
Предметно-развивающая пространственная среда