Тематика лекционных занятий

Филиал КФУ в г. Елабуга

Факультет истории и юриспруденции

Кафедра всеобщей и отечественной истории

Учебно-методический комплекс

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

для специальности: 050401.65 – история с дополнительной специальностью юриспруденция

Елабуга – 2012

УДК 94(470)

ББК 63.3(2)

К78

Печатается по решению редакционно-издательского совета ЕГПУ

Крапоткина И.Е.

К78 История отечественной культуры: учебно-методический комплекс / И.Е. Крапоткина. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. – 26 с.

Обсужден и одобрен на заседании кафедры исторических, правовых и экономических дисциплин.

«28» октября 2009 г, протокол № 3

Одобрен на УМС факультета «19» июня 2009 г. протокол № 10

Утвержден на УМС ЕГПУ «9» сентября 2009 г. протокол № 1

Переутвержден на заседании кафедры «12» сентября 2012 г. протокол №2

Предназначен для студентов специальности 050401.65 «История с дополнительной специальностью юриспруденция»

УДК 94(470)

ББК 63.3(2)

ã ЕГПУ, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………...3

Тематический план……………………………………………………………..5

Тематика лекционных занятий………………………………………………..7

Тематика семинарских занятий………………………………………………10

Учебно-методическое обеспечение комплекса……………………………..22

Содержание итогового контроля…………………………………………….25

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изменение современной образовательной парадигмы, гуманизация и гуманитаризация высшего образования требуют обращения к культурному наследию нашей страны. Спецкурс помогает студентам представить целостную картину развития отечественной культуры, в рамках которой отражались веяния времени.

Учебно-методический комплекс рассчитан на изучение истории отечественной культуры с древнейших времен до современности студентами IV и V курсов факультета истории и юриспруденции, исторического отделения заочной и очной форм обучения соответственно.

В основу комплекса положен хронологический принцип рассмотрения основного содержания спецкурса. При составлении учебно-методического комплекса учитывались уже имеющиеся знания студентов из курса истории России. Основное внимание в программе акцентируется на становлении отечественной культуры, на характерных этапах в ее развитии, на выявлении своеобразия отечественной культуры и особенностей культурно-исторических периодов.

Цель спецкурса «История отечественной культуры» – раскрыть основные направления в развитие культуры России с древнейших времен до конца XX в., сформировать многомерное видение прошлого государства и русского народа, выделяя особенности становления и формирования русского историко-культурного процесса в целом.

Задачи, реализуемые в ходе спецкурса:

· изучить этапы развития отечественной культуры с древнейших времен до конца XX в.;

· опираясь на конкретный исторический материал, определить специфические черты в развитии отдельных периодов отечественной культуры;

· выявить место России в мировом культурно-историческом процессе;

· научить студентов оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания;

· помочь студентам выработать личностное отношение к духовному наследию России.

Спецкурс предусматривает лекционные и семинарские занятия. На семинарских занятиях используются разнообразные виды деятельности: обсуждение заявленных проблем, просмотр научно-документальных DVD-фильмов, посвященных памятникам истории и культуры России, посещение Дома-музея И.И. Шишкина и библиотеки «Серебряного века», с последующим выполнением творческих заданий.

Структура учебно-методического комплекса включает в себя тематический план, содержание тематики лекционных и семинарских занятий, методические рекомендации к семинарским занятиям, список источников и литературы, тематику творческих работ, которые являются формой итогового контроля знаний студентов.

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «032600 – История».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Заочная форма обучения

(IV курс, 8 семестр)

тема лекции семинары
1. Введение в курс «История русской культуры»  
2. Древнерусская культура (IX –XVI вв.)  
3. Русская культура XVII в.  
4. Культура России нового времени (XVIII в.)  
5. Русская культура XIX – начала XX вв.  
6. Становление советской культуры (1917-1920 гг.)  
7. Развитие советской культуры (20 – 50-е гг. XX в.)  
8. Советская культура 60 – 80-х гг. XX в.  
9. Культурная жизнь России в 90-е гг. XX в.  
  Всего:

Очная форма обучения

(V курс, 10 семестр)

тема лекции семинары
10. Введение в курс «История русской культуры»  
11. Древнерусская культура IX – первой половины XIII вв.  
12. Культура русских земель во второй половине XIII – XV вв.  
13. Культура Московского царства в конце XV – XVI вв.  
14. Русская культура XVII в.  
15. Русская культура нового времени (XVIII в.)  
16. Русская культура XIX в.  
17. Русская культура на рубеже XIX – XX вв.  
18. Становление советской культуры (1917-1920 гг.)  
19. Культура в период НЭПа. Зарождение тоталитарной культуры.  
20. Советская культура в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.  
21. Советская культура послевоенного времени вторая половине 40-х гг. XX в.  
22. Культура 50 – середины 60-х гг. XX в.  
23. Советская культура второй половины 60 – начала 80-х гг. XX в.  
24. Культурная жизнь России в 90-е гг. XX в.  
  Всего:

Количество лекционных и семинарских занятий указано из расчета 1 занятие – 2 часа.

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение учебного материала предполагается на основе знакомства с новыми концепциями в области истории отечественной культуры, включения в познавательный процесс исторических источников и широкого круга вспомогательной литературы.

Теоретическая основа курса дополняется разнообразно представленным иллюстративным и видеоматериалом, что делает курс более привлекательным, а его изучение живым и интересным.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ И ВОПРОСОВ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

(для студентов заочного отделения)

Лекция 1. Введение в курс «История русской культуры» (1 ч.)

1. Предмет и задачи курса.

2. История изучения культуры в отечественной науке.

3. Основная литература к курсу.

Лекция 2. Древнерусская культура (IX – XVI вв.) (2 ч.)

1. Особенности развития культуры.

2. Материальная культура и быт.

3. Влияние религии на развитие культуры.

4. Культура Руси в период политической раздробленности.

5. Влияние золотоордынцев на развитие русской культуры.

6. Формирование культуры Московского царства.

Лекция 3. Культура России нового времени. XVIII в. (2 ч.)

1. Особенности развития культуры.

2. «Петровские преобразования» и русская культура.

3. Материальная культура и быт.

4. Просвещение. Наука.

5. Художественное искусство.

Лекция 4. Русская культура XIX – начала XX вв. (2 ч.)

1. Культура дореформенного времени.

2. Культура пореформенного времени.

3. Культура на рубеже веков.

Лекция 5. Развитие советской культуры (2 ч.)

1. Культура в период НЭПа. Зарождение тоталитарной культуры.

2. Советская культура в условиях Великой Отечественной войны.

3. Культура послевоенного времени.

Лекция 6. Культурная жизнь России в 90-е гг. XX в. (1 ч.)

1. Особенности развития культуры.

2. Образование. Наука.

3. Художественная культура.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ И ВОПРОСОВ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

(для студентов очного отделения)

Лекция 1. Введение в курс «История русской культуры» (2 ч.)

1. Предмет и задачи курса.

2. История изучения культуры в отечественной науке.

3. Основная литература к курсу.

Лекция 2. Древнерусская культура IX – первой половины XIII вв. (2 ч.)

1. Религиозные верования славян. Принятие христианства.

2. Материальная культура.

3. Фольклор.

4. Письменность. Книжное дело.

5. Летописание.

6. Изобразительное искусство. Зодчество.

Лекция 3. Культура Московского царства в конце XV – XVI вв. (2 ч.)

1. Материальная культура. Занятия и быт.

2. Летописание и публицистика.

3. Начало книгопечатания.

4. Живопись. Архитектура.

Лекция 4. Русская культура XIX в. (2 ч.)

1. Культура дореформенного времени.

2. Культура пореформенного времени.

Лекция 5. Становление советской культуры (1917-1920 гг.) (2 ч.)

1. Особенности развития культуры.

2. Система народного образования и просвещения.

3. Наука.

4. Литература. Искусство.

5. Культура русского зарубежья.

Лекция 6. Культура 50 – середины 60-х гг. XX в. (2 ч.)

1. «Оттепель» в культуре.

2. Образование. Наука.

3. Художественная культура.

Лекция 7. Советская культура второй половины 60 – начала 80-х гг. XX в. (2 ч.)

1. Политика в области культуры.

2. Образование и наука.

3. Художественная культура.

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Семинарские занятия по истории отечественной культуры предполагают изучение узловых тем курса.

Содержание семинарских занятий связано с тематикой лекций и способствует закреплению новой информации, осмыслению и развитию поставленных в лекциях проблем.

Цель семинаров – научить студентов отличать специфику культуры важнейших периодов Отечественной истории, ее региональные и сословные особенности, ее место в общемировой культуре, позволить представить механизм ее изменений. Выбор научной литературы обусловлен степенью ее репрезентативности и различием содержащихся в ней подходов к теме.

Формы работы на семинарах – устные контрольные опросы, обсуждение заявленных вопросов, дискуссия по содержанию тематических фильмов.

Успешной подготовке к семинарам и выступлениям на занятиях способствует работа с источниками и научно-популярной литературой. В связи с этим к каждому семинарскому занятию студенты получают необходимый перечень исторических документов и список литературы, где раскрываются основные аспекты рассматриваемых проблем.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ И ВОПРОСОВ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

(для студентов заочного отделения)

Тема 1. Русская культура XVII в. (2 ч.)

1. «Обмирщение» русской культуры.

2. Просвещение и научные знания.

3. Художественная культура.

Источники:

- Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. – М., 1960.

- Забылин М. Русский народ. Его обычаи. Обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1992.

- Крижанич Ю. Политика. – М., 1997.

- Симеон Полоцкий. Избр. соч. / Подгот. текста И.П. Еремина. – М.-Л., 1953.

Литература:

- Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X – XVII веков. – М., 1987.

- Дунаев М.М. Своеобразие русской иконописи: Очерки по русской культуре XII –XVII вв. – М., 1995.

- Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. – М., 1972.

- Сахаров А.М., Муравьев В.А. Очерки русской культуры IX – XVII вв. – М., 1962.

- Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. – М., 1998.

Методические указания

Семинарское занятие рассматривает одну из узловых тем спецкурса. В XVII в. в развитии отечественной культуры происходили сложные и противоречивые процессы. Государство освобождалось от некоторых слишком архаичных черт своего прошлого. Кризис традиционной и возникновение новой культуры, разрушение средневекового мировоззрения оказались связаны именно с XVII столетием.

При подготовке к данному семинару следует обратить внимание на основные черты, характеризующие развитие отечественной культуры в XVII в., на их обусловленность факторами социально-экономического и политического характера, на механизмы «обмирщения» русской культуры, когда проявился переход от средневековой культуры к нововременной.

Тема 2. Становление советской культуры (1917-1920 гг.) (2 ч.)

1. Особенности развития культуры.

2. Образование. Наука.

3. Литература. Искусство.

4. Культура русского зарубежья.

Источники:

- Бунин И. Окаянные дни: Воспоминания. Статьи. – М., 1990.

- В.И. Ленин о культуре / Сост. А.И. Арнольдов, И.К. Кучмаева. – М., 1980.

- В тисках идеологии: Антология литературно-политических документов. 1917-1927 гг. / Сост.К. Аймермахер. – М., 1992.

- Горький М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. – М., 1990.

Литература:

- Аронов А.А. Мировая художественная культура: Россия XX в. – М., 1998.

- История русского и советского искусства / Под ред. Д.В. Сабарьянова. – М., 1979.

- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1992.

- Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции: 1919-1939. – М., 1994.

Методические указания

Данная тема затрагивает переломный момент в истории России. Бурные события революции 1917 г., иностранная интервенция и гражданская война повлекли за собой серьезные последствия, отразившиеся на всех сферах жизни русского общества, в том числе и на культуре. Формируется новый взгляд на культурное развитие страны, большевистская власть инициирует создание государственной системы просвещения.

Рассматривая вопросы, вынесенные на обсуждение, необходимо обратить внимание на то, как революционные события отразились на культуре, какова была политика большевиков в области культуры, как формируется система руководства культурой. Необходимо обратить внимание на первые опыты создания большевистской массовой культуры, Ленинский план монументальной пропаганды, борьбу с враждебными идейными доктринами.

Тема 3. Советская культура 60 – 80-х гг. XX в. (2 ч.)

1. Особенности развития культуры.

2. Образование. Наука.

3. Художественная культура.

Источники:

- Сахаров А.Д. Тревога и надежда. – М., 1990.

- Андрей Тарковский: Архивы. Документы. Воспоминания / Сост. П.Д. Волкова. – М., 2002.

- Лакшин В.Я. Берега культуры: Сборник статей. – М., 1994.

Литература:

- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

- Грэхэм Л.Р. Очерки российской и советской науки. – М., 1998.

- Зезина М.Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-е – 1960-е годы. – М., 1999.

- Кречмар Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко: 1970-1985. – М., 1997.

Методические указания

60 – 80-е гг. XX в. вошли в историю как годы «застоя». Действительно, на фоне хаотичных преобразований предшествующих и последующих лет время правления Л.И. Брежнева было политически стабильным и экономически относительно благополучным. Однако процессы, происходившие в культуре, никак не укладываются в понятие «застой». Новое руководство лично не вмешивалось в сферу культуры, публично не высказывало критических замечаний в адрес деятелей культуры. Но это не означало, что власть ослабила контроль над наукой, литературой и искусством.

При подготовке к данному семинарскому занятию важно показать то, что формы управления культурой не соответствовали истинному положению дел, усилился административный контроль. Несмотря на это, на фоне сохранения жесткой централизованной структуры управления наукой и кадровой политики, возникает феномен академического диссидентства. Необходимо отметить, как в середине 1980-х гг. формируется молодежная субкультура; почему перестройка, начатая М.С. Горбачевым, явилась последней попыткой модернизации тоталитарного режима; в чем заключалась гласность и каковы ее культурные последствия.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ И ВОПРОСОВ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

(для студентов очного отделения)

Тема 1. Культура русских земель во второй половине XIII – XV вв. (2 ч.)

1. Особенности развития культуры.

2. Культура Владимиро-Суздальской земли.

3. Культура Новгородской земли.

4. Монгольское завоевание и культура Руси.

Источники:

- Древнерусская литература: Хрестоматия / Сост. Н.И. Прокофьев. – М., 2000.

- Гудзий Н.К. Хрестоматия по древней русской литературе. – М., 1973.

- Изборник: Сборник произведений литературы Древней Руси / Сост. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачев. – М., 1969.

- Литература Древней Руси: Хрестоматия / Сост. Л.А. Дмитриев. – М., 1990.

Литература:

- Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М., 1992.

- Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. – М., 1995.

- Каргалов В.В. Конец ордынского ига. – М., 1980.

- Очерки русской культуры XIII – XV вв. – Ч. 1: Материальная культура. – М., 1969.

- Очерки русской культуры XIII – XV вв. – Ч. 2: Духовная культура. – М., 1970.

Методические указания

Вторая половина XIII – XV вв. в истории России является довольно противоречивым временем. В этот период русские земли находились под властью ордынских ханов, внутриполитическая нестабильность была вызвана внутренними усобицами. Политическая раздробленность привела к тому, что самостоятельные земли и княжества стали заботиться о развитии местной культуры.

Отвечая на вопросы к теме семинарского занятия, необходимо выявить особенности культурного развития русских земель в данный хронологический период. Показать формирование двух крупнейших культурных центра – Новгородской и Владимиро-Суздальской земель, и их архитектурных школ. Выявить особенности местного летописания и предпосылки формирования единого русского летописания. Показать церковную организацию, развитие международных культурных связей русских земель.

Вторая часть темы должна охарактеризовать особенности взаимоотношений русских земель и Золотой Орды на уровне культуры, показав влияние ордынцев на отдельные сферы культурной жизни. Также необходимо отметить, как происходило духовное возрождение Руси, как формировалась тенденция к культурному обособлению, в чем заключалась культурная роль Москвы, Новгорода и Твери.

Тема 2. Русская культура XVII в. (4 ч.)

1. Особенности развития периода.

2. Образование. Научные знания.

3. Литература. Общественная мысль.

4. Живопись. Архитектура.

Источники:

- Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. – М., 1960.

- Забылин М. Русский народ. Его обычаи. Обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1992.

- Крижанич Ю. Политика. – М., 1997.

- Симеон Полоцкий. Избр. соч. / Подгот. текста И.П. Еремина. – М.-Л., 1953.

Литература:

- Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X – XVII веков. – М., 1987.

- Дунаев М.М. Своеобразие русской иконописи: Очерки по русской культуре XII –XVII вв. – М., 1995.

- Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. – М., 1972.

- Сахаров А.М., Муравьев В.А. Очерки русской культуры IX – XVII вв. – М., 1962.

- Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. – М., 1998.

Методические указания

В истории отечественной культуры, как и в истории России в целом, XVII столетие завершает период средневековья, и в середине века начинается новый период, когда в общественной жизни стали проявляться новые элементы. Они предопределили основное направление развития культуры и повлияли на ее особенности.

Рассматривая данную тему семинарского занятия важно показать процесс «обмирщения» русской культуры, когда светские элементы стали проникать во все области культурной жизни общества. Главное, что характеризовало содержание культурно-исторического процесса в XVII в. – это начавшееся разрушение традиционного средневекового мировоззрения, религиозного по своей сути. Необходимо отметить, как культура становилась более реалистичной, как возросла роль демократических элементов в художественном искусстве.

Тема 3. Культура России нового времени (2 ч.)

1. Новые явления в культурной жизни России в первой четверти XVIII в.

2. Просвещение и наука.

3. Литература. Общественная мысль.

4. Художественная культура.

5. Особенности развития культуры XVIII в.

6. Просвещение. Наука и техника.

7. Литература. Общественная мысль.

8. Живопись. Архитектура. Театр.

Источники:

- Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века: История. Историк. Документ. – М., 1994.

- Дашкова Е.Р. Записки (1743-1810). – Л., 1985.

- Записки императрицы Екатерины II. – М., 1990.

- Русская литература XVIII века. 1700-1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. – М., 1979.

- Русская литература последней четверти XVIII века: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. – М., 1985.

Литература:

- Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. – Л., 1989.

- Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры XVIII в. – М., 1987.

- Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII – начала XIX в. – М., 1983.

- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX вв.). – СПб., 1994.

Методические указания

Начало XVIII в. в истории России ассоциируют с переломным временем в области культуры. Сложность этого времени, стремление осмыслить происходившие перемены, место западноевропейского опыта в культурных преобразованиях всегда вызывали большой научный и общественный интерес к фигуре Петра I.

Важно отметить начало Петровских реформ в культурной жизни общества. Показать Петровское понимание культуры как практического просвещения. Охарактеризовать новую городскую застройку, на примере Петербург. Рассмотреть «заботы» Петра о культурном облике дворянства. Определить элементы двойственности в развитии русской культуры. Выявить последствия и значимость преобразований Петра I в области культуры.

Во второй половине XVIII в. на фоне развития раннебуржуазных элементов в социальной структуре русского общества происходит окончательное оформление сословного строя, закрепляются права и обязанности сословий. Одним из свидетельств этого была ярко выраженная сословность культуры. Необходимо показать, что в духовной жизни общества практицизм, целесообразность, характерные для первых десятилетий XVIII в., уступают место более сложным идейно-нравственным проблемам и исканиям. Кроме того, важно выделить возрастание роли просвещения, которое рассматривалось теперь как средство решения многих социальных проблем. Раскрывая данные аспекты, целесообразно обратить внимание на характеристику культурной жизни России в период царствования Елизаветы Петровны и Екатерины II: культура царского двора, культурная жизнь Петербурга и малых городов, дворянская публицистика и просвещение. Политика просвещенного абсолютизма и культура. Развитие науки, профессиональной музыки и театра. Культурная роль церкви.

Тема 4. Русская культура на рубеже XIX – XX вв. (2 ч.)

1. Народное образование и просвещение.

2. Наука и техника.

3. Литература. Искусство.

Источники:

- Вехи. Интеллигенция в России: Сборник статей: 1909-1910. – М., 1991.

- Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века. Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия / Сост. А.Г. Соколов. – М., 1988.

- Русская литература XX века. Дооктябрьский период: Хрестоматия / Сост. Н.А. Трифонов. – М., 1987.

Литература:

- Дмитриев С.С. Очерки русской культуры начала XX века. – М., 1985.

- Осипов И.Д. Философия русского либерализма XIX – начала XX вв. – СПб., 1996.

- Щетинина Г.И. Идейная жизнь русской интеллигенции: конец XIX – начало XX вв. – М., 1995.

- Георгиева Т.С. История русской культуры. – М., 1999.

Методические указания

Культура рубежа столетий отразила сложность и противоречивость эпохи, полной острейших социальных конфликтов и политических битв, которые привнесли в общественное и художественное сознание новые черты и особенности. Вместе с тем это время духовного ренессанса, русского Серебряного века, атмосфера которого отмечена необыкновенным взлетом культуры.

На семинарском занятии важно определиться с понятием «Серебряный век», показав, что это этап в истории русской культуры конца XIX – начала XX вв., начавшийся с «эстетического переворота», связанного с «переоценкой ценностей», с изменением соотношения коллективного и индивидуального начал в искусстве. Также следует показать, что в данный хронологический период значительной части научной и художественной интеллигенции были присущи религиозно-философские искания. Религиозная философия стала яркой страницей русской культуры Серебряного века. События общественно-политической жизни не обошли стороной развитие отечественной культуры, поэтому целесообразно осветить проблему взаимоотношений интеллигенции и народа, отражения революционных событий 1905-1907 гг. в культуре.

Тема 5. Культура в период НЭПа. Зарождение тоталитарной культуры

(2 ч.)

1. Политические и идеологические условия развития культуры.

2. Образование. Наука.

3. Художественная культура.

Источники:

- Бухарин Н.И. Революция и культура: Статьи и выступления 1923-1936 годов. – М., 1993.

- Из истории советской эстетической мысли 1917-1932. Сборник материалов / Сост. Г.А. Белая. – М., 1980.

- «Счастье литературы»: Государство и писатели. 1925-1938. Документы / Сост. Д.Л. Бабиченко. – М., 1997.

Литература:

- Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине. 1917-1932. – М., 1998.

- Горбунов В.В. В.И. Ленин и Пролеткульт. – М., 1974.

- Манин В.С. Искусство в резервации: Художественная жизнь России 1917-1946 гг. – М., 1999.

- Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции: 1919-1939. – М., 1994.

Методические указания

Новый партийный курс на строительство социализма в одной стране, принятый во второй половине 1920-х гг., оказал значительное влияние на развитие культуры. При подготовке к данному семинарскому занятию следует обратить внимание на «Культурный плюрализм» и его крушение. Показать, каким образом разворачивалась борьба двух линий в большевистском руководстве по отношению к культуре. Как происходило формирование «нового человека», что представляла собой культурная революция.

Необходимо также отметить, в чем проявились мотивы иммиграции. Каким образом осуществлялся контакт двух русских культур. Осмысление социокультурной ситуации в России. Сменовеховство и движение за возвращение. Формирование новой интеллигенции. Роль террора и тотальной пропаганды. Рост великодержавных настроений. Официальные творческие союзы. Культура «внутренней эмиграции». Эти вопросы позволят выявить специфику развития советской культуры на данном этапе ее развития.

Тема 6. Советская культура в годы Великой Отечественной войны (2 ч.)

1. Особенности развития культуры.

2. Образование. Наука.

3. Художественная культура.

Источники:

- «Литературный фронт»: История политической цензуры 1932-1946 г. Сборник документов / Сост. Д.Л. Бабиченко. – М., 1994.

- Симонов К. Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В. Сталине. – М., 1989.

Литература:

- Георгиева Т.С. История русской культуры. – М., 1999.

- Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. М., 1994.

- Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. – М., 2003.

- Мир русской культуры. – М., 2004.

Методические указания

Начало Великой Отечественной войны резко изменило жизнь советского общества. Страна в один миг превратилась в боевой лагерь. Все сферы культуры также были подчинены задачам военного времени и борьбы с врагом.

При подготовке к семинару в первую очередь необходимо охарактеризовать те направления работы партийно-государственных структур, которые затрагивали сферы культурного развития. Кроме того, показать, как осуществлялось идеологическое руководство культурной работой, как возросла роль науки и пропаганды. Так же важно выявить характерные черты советского искусства военного времени. Временные «послабления» властей и изменение морально-психологического климата в стране. Необходимо показать, что представляла собой культурная жизнь в эвакуации.

Тема 7. Советская культура послевоенного времени (2 ч.)

1. Усиление административно-командных методов руководства культурой.

2. Культура первого послевоенного десятилетия.

3. Художественная монокультура.

Источники:

- Литературное движение советской эпохи: Материалы и документы: Хрестоматия / Сост. П.И. Плукш. – М., 1986.

- Симонов К. Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В. Сталине. – М., 1989.

- Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры. Вторая половина XX в. – М., 2004.

Литература:

- Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. М., 1998.

- История русской культуры IX – XX вв. / Под ред. Л.В. Кошман. – М., 2003.

- Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. – М., 2003.

- Мир русской культуры. – М., 2004.

Методические указания

Война оказала большое влияние на духовный климат советского общества. У людей возросло чувство собственного достоинства, стремление самостоятельно осмыслить пережитое. Укрепился Сталинский режим, и усилились репрессивные мероприятия.

В связи с этим, необходимо акцентировать внимание на том, что центральное место в послевоенные годы заняли идеологические вопросы. Партийные постановления касались широкого круга проблем: от подготовки идеологических кадров партии до работы некоторых редакций газет и журналов, от преподавания общественных наук в вузах до репертуара драматических театров и оценки отдельных фильмов и опер. Важно показать, как осуществлялись идеологические компании А. Жданова 1946-1948 гг., в чем проявилось начало кризиса тоталитарной идеологии.

Тема 8. Культурная жизнь России в 90-е гг. XX в. (2 ч.)

1. Особенности развития культуры.

2. Образование. Наука.

3. Художественная культура.

Литература:

- Георгиева Т.С. История русской культуры. – М., 1999.

- История русской культуры IX – XX вв. / Под ред. Л.В. Кошман. – М., 2003.

- Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. – М., 2003.

- Мир русской культуры. – М., 2004.

Методические указания

90-е гг. XX в. вошли в историю России как противоречивое время. Кардинальным образом изменились взаимоотношения с властью. Государство перестало диктовать свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика. Исчез общий стержень культурной жизни – централизованная система управления, разрушены принципы, на которых базировалась единая культурная политика.

В связи с этим, на семинарском занятии необходимо обсудить такие проблемы, как: определение путей дальнейшего развития сфер культуры, решение общенациональных культурных задач, разработка Федеральных целевых программ сохранения и развития культуры и искусства, альтернативные пути финансирования культуры.

Кроме того, важно охарактеризовать процесс культурный кризиса в обществе. Споры о путях развития России. Рост национализма, консерватизма и религиозности, антирусских настроений в образовавшемся Содружестве Независимых Государств. Формирование массовой культуры западного типа. Роль средств массовой информации. Выделение массовой и элитарной культуры. Определить перспективы культурного развития России.

Наши рекомендации