Особенности физической культуры крестьян и горожан в Европе в средние века

Улучшение положения крепостных в XI-XV веках создало относительно благоприятные возможности для формирования специфической крестьянской плебейской физической культуры сельских поселений. Ее содержание, цели и нормы обычаев определялись особенностями феодальных отношений в Европе. Точнее говоря; наряду с географическими и климатическими условиями, на севере - лед и снег, на западе - широкие зеленые поля; в других местах - вода, лес и горы, существовавшие общественные условия определяли то, что и в какой степени может стать народной игрой. Несомненно, в лучшем положении были народы, которые могли сохранить в эпоху феодализма богатый материал движений, характерных для периода родового строя. Однако прочные традиции народных игр могли остаться или сформироваться лишь там, где:

а) вследствие устоявшегося натурального хозяйства и сильной взаимозависимости местные правящие слои, обычно составлявшие меньшинство, и крестьянство были связаны тесными патриархальными узами - баски, население французских Арденн, Бретани, Ирландии, Шотландии, Балкан и Кавказа;

б) деревни с помощью населения близлежащих городов сохранили относительную независимость или вследствие других благоприятных возможностей рано ослабили отношения прямой зависимости - Англия, Швейцария, Северная Италия, окрестности французских и немецких городов, Голландия и Скандинавские страны.

Местные нормы обычаев формировали игры сельского населения, включая и традиционные состязания. За их внутренними причинами стояли специфические престижные каноны, с трудом понимаемые сейчас: прежде всего они отражали то, на кого можно рассчитывать в случае нападения на общину. По ранним историческим источникам и этнографическим аналогиям можно констатировать, что в оценочных суждениях сельских жителей играли роль не только старшинство по происхождению и собственности, но и завоеванный в молодые годы с помощью физической силы авторитет. Победитель на скачках - "парень года", "калиф на час", сильнейшие в деревне метатели камней, самые выносливые танцоры, ловкие охотники и борцы получали всеобщее признание и материальные и социальные привилегии. В состязаниях девушек нужно прежде всего видеть мотивы возможного выбора супруга, так как о женщинах судили лишь по их мужьям.

Противоречивый внутренний мир средневековой народной физической культуры наиболее ярко отразился в танцевальных движениях и танцевальных конкурсах. В течение Х-XI веков из-за присущих им варварских и языческих элементов танцы были вытеснены из церквей и с кладбищ, причем они могли исполняться даже за пределами святых мест только в религиозном духе. Христианская церковь молчаливо открыла дорогу к обычаям, связанным с не преодоленными страстями, стремлением к самовыражению и престижу, определив сроки проведения религиозных праздников в период, когда совершались столетиями складывавшиеся языческие обряды, и официально разрешив танцы во время рождества, крещения и масленицы. Другие же публичные народные хороводы, организуемые по прочим поводам, христианская церковь в XIII веке уже строго запретила. Жестоко преследовались народные танцы и конкурсы в праздник Ивана Купалы - 24 июня, связывавшиеся с преданиями о плодородии и чарах огня. В Венгрии еще в конце XVII века, если выяснялось, что кто-то в день Ивана Купалы прыгал через огонь или танцевал у костра, то это было достаточным поводом для того, чтобы обвинить такого человека в колдовстве и организовать над ним суд.

Получившие всеобщее распространение в западноевропейских деревнях обычаи борьбы и поединков на палках приобрели большое значение после того, как крестьянам было запрещено ношение оружия. Наряду с борьбой наибольшее распространение на территории Священной Римской империи получили конные соревнования, состязания в прыжках, беге, метании, игры с продвижением соперников по круговой или спиральной дистанции.

Несмотря на формирование своеобразных черт и особенностей, народная физическая культура средневековья не составляла замкнутой системы. Сословные различия и обычаи феодализма проникали и в мир детских игр, хранящий традиции прошлого. На это указывают игры с салками, где водящего выбирали с помощью считалки "император-король-епископ-дворянин-горожанин-крестьянин-гусляр-нищий". Игры "взятие крепости", "король, дай солдата", "третий лишний" напоминают об обычаях взимания пошлины на мосту, границе владения и т. п., а игры с "всадниками", взятием "пленных" и "выкупа" - об обычаях рыцарства.

В период раннего феодализма физическая культура городских жителей испытывала на себе воздействие, по сути, тех же факторов, о которых говорилось выше применительно к крестьянству. Однако в общих чертах начиная с Х века, по мере укрепления городов и в ходе усилий по ослаблению и ликвидации феодальной зависимости, изменились и условия жизни городского населения. В XI-XV веках большинство городов сражалось против феодальной анархии, сдерживающей развитие производительных сил, уже в союзе с центральной властью. В этих условиях сложились благоприятные возможности для формирования специфических видов физических упражнений, и без того необходимых для обороны города, а также танцев и игр, сопутствующих буржуазному образу жизни.

Для тренировки во владении оружием образовались организованные общества стрелков из лука и фехтовальные школы, сначала в голландских, североитальянских, английских, французских и немецких городах, а также в Кракове, Киеве и Новгороде. Общеизвестно, что средневековая борьба и фехтование, как это отмечалось и в отношении дворянства, в кругу горожан также не ограничивались владением холодным оружием в современном смысле слова. Однако в случае состязаний спортивного типа из суммы боевой подготовки на первый план выступал какой-либо один вид или обусловленный местными обычаями стиль единоборства.

Хроникальные свидетельства эпохи Просвещения, проецируя в прошлое городские условия XVII-XVIII веков, отказывают средневековой городской буржуазии в стремлении к гигиене. В действительности же в большинстве городов XI-XVI веков регулярно действовали бани, а в крупных городах - в немалом количестве. После купания посетители участвовали в приемах и обедах, играли в мяч, в шахматы, в кости и танцевали.

Содержание рыцарской системы военно-физического воспитания в средние века

К 1000-му году феодальный строй укрепился во всей Европе. Многообразное развитие феодальной физической культуры обрело наиболее характерную форму в Западной Европе.

В IX веке в борьбе против вторжения мавров и норманнов стало уже настолько очевидным превосходство рыцарей в латах, что короли Франкского государства сделали их костяком своей армии вместо вольнонаемных пехотинцев, которых было трудно вербовать и которые были нужны в производстве. Получавшие за военную службу поместья - бенефицию, и рыцарский титул воины попадали в вассальную зависимость от короля.

В течение XI-XII веков институт рыцарей распространился уже на всю Западную Европу.

Нормы физического воспитания в рыцарских заведениях определялись высокими физическими требованиями, необходимыми для полной междоусобиц жизни феодалов и военных действий того времени. Общеизвестно, что вплоть до конца XIV века важнейшим элементом ведения боевых действий в Западной и Центральной Европе был поединок с применением холодного оружия. А боеспособность определялась прежде всего физической силой и стойкостью рыцаря в латах. В то же время обращение с оружием в тяжелых доспехах повышало роль чувства равновесия, которое стало в конечном итоге необходимым условием того, чтобы всадник удержался в седле, а пеший - на ногах. Из рыцарских турниров были полностью исключены игры с мячом и даже такие формы, как бег с оружием или боевые танцы, которые играли главную роль в античной военной подготовке. Правда, с середины XIV века, когда стрельба из лука и бои пеших воинов вновь вышли на первый план, изменились методы боевой подготовки. Однако это не коснулось основ рыцарской физической культуры.

В других отношениях нормы рыцарской физической культуры были органично связаны со схоластическими идеями средневековых орденов в области культуры, которые находили выражение в семи свободных искусствах и в учении о семи добродетелях, которых следует придерживаться. В соответствии с этим юношам из аристократических семей следовало научиться: 1) ездить верхом, 2) плавать, 3) охотиться, 4) стрелять из лука, 5) сражаться. Их обучали: 6) развлекательным играм на площадках и игре с мячом для службы при дворе, а также 7) искусству чтения стихов, необходимому для придворного с хорошими манерами, и основным танцевальным движениям. Позднее возникли многочисленные местные орденские уставы, но и в них основой физического воспитания остались семь рыцарских навыков.

В число норм подготовки членов немецких рыцарских орденов с XIV века было также включено требование лазить, как необходимая часть подготовки к штурму городов, что практиковали на лестницах и шестах. В поэтическом произведении XV века "Рыцарское зеркало" отмечалось, что, наряду с семью физическими навыками, рыцари должны усвоить также семь рыцарских добродетелей. К числу рыцарских добродетелей относили: безусловную верность церкви и сюзерену, личную храбрость, соблюдение правил поединков, святость данного слова, великодушие по отношению к побежденным и более слабым, а также обязательное при дворе благородное отношение к аристократическим дамам. Словом, все, что общественное сознание в период феодализма вкладывало в понятие идеала рыцаря. Проявление рыцарских достоинств толковали в соответствии с феодальной моралью. Степень "безусловного повиновения и покорности" обычно определялась положением сюзерена.

В церемонии посвящения местные древние обычаи языческих ритуалов сочетались с христианскими феодальными чертами. Акту посвящения в рыцари предшествовали воздержание, исповедь и принесение жертвы. В назначенный день кандидата в рыцари подвергали испытаниям, заключавшимся в том, что нужно было на полном скаку проколоть копьем подвешенное соломенное чучело. Двое поручителей подтверждали его невиновность, происхождение и наличие собственности, затем кандидат в рыцари давал клятву в том, что посвятит свою жизнь служению рыцарским добродетелям. После этого он преклонял колени перед главным магистром ордена или своим сюзереном, который символически ударял его плашмя своим мечом со следующими словами: "Вытерпи этот удар ради господа бога и святой Марии, но больше ни одного". После церемонии посвящения кандидат в рыцари получал шлем, щит, меч, рыцарский пояс и золотые шпоры и становился членом ордена.

Наши рекомендации