Общепедагогические методы в физическом воспитании: вербальный метод, идеомоторный метод, аутогенная тренировка и др.
Вербальный метод – словесный метод.
В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.
Дидактический рассказ - изложение учебного материала в повествовательной форме. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. Описание - способ создания у занимающихся представления о действии (четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий). Применяется при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт. Объяснение - последовательное изложение сложных вопросов, широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким. Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью. Беседа - вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися. Разбор — форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого. Лекция - системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы (проблемы). Инструктирование — точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания. Комментарии и замечания (по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме). Распоряжение - словесное указание преподавателя на занятии, которое не имеет определенной формы, применяется преимущественно в начальной школе. Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Указание - словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий.
Идеомоторная тренировка – мысленное повторение двигательных действий. Принципы построения: - создавать предельно точный образ движения, - связь с мышечно-суставным
23 Формы организации физического воспитания во внешкольных учреждениях: ДЮСШ, СДЮШОР, спортивные секции коллективов физкультуры, дворцов и клубов, парков культуры и отдыха: трудовые, туристические, спортивные и военно-спортивные лагеря, спортивные секции по месту жительства.
1.ДЮСШ – детско-юношеские спортивные школы;
- подготовка высококвалифицированных юных спортсменов;
- подготовка инструкторов и судей;
- содействие общеобразовательным школам.
2.СДЮШОР: подготовка высококвалифицированных спортсменов для сборных команд страны;
3.Летний и зимний оздоровительный лагерь: - организация активного отдыха, укрепление здоровья, физическая подготовка школьников;
- совершенствование умений и навыков в естественных формах движений;
- привитие интереса и привычки к занятиям физическими упражнениями;
- содействие формированию санитарно- гигиенических и организаторских навыков;
4.Детские экскурсионно-туристические станции:
- оказание инструкторской и методической помощи;
- создание лагерей;
- проведение слетов, соревнований;
5.Клубы, дома и дворцы культуры;
6.Парки культуры и отдыха, стадионы и водные станции;
7. Работа по месту жительства.
24 Перспективное планирование тренировочного процесса для юных спортсменов (цель и задачи, содержание и форма).
Технология планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, порядок применения наиболее целесообразных средств, методов, организационных форм, материально-технического обеспечения занятий, а также составление конкретной тренировочной документации. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса спортивной подготовки.
Основная задача: определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса; наметить оптимальную программу тренировки.
Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов составляется на различные сроки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их спортивного стажа. Основное содержание перспективного плана подготовки включает следующие разделы:
- краткая характеристика занимающихся (спортсмена, команды); - цель многолетней подготовки, главные задачи по годам; - структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов; - основная направленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла; - главные соревнования и основные старты индивидуального календаря, планируемые результаты в каждом году; - контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам; - общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки; - общие и специфические параметры тренировочной нагрузки; - система и сроки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации; - график учебно-тренировочных сборов и места занятий
Исходными данными для составления многолетних (перспективных) планов являются оптимальный возраст для достижения наивысших результатов, продолжительность подготовки для их достижения, темпы роста спортивных результатов от разряда к разряду, индивидуальные особенности спортсменов, условия проведения спортивных занятий и другие факторы.
Перспективные многолетние планы подготовки составляются как для группы спортсменов (3-го и 2-го разрядов), так и для одного спортсмена (достигшего 1-го разряда и более высоких результатов).
Групповой план должен содержать данные, намечающие перспективу и основные направления подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные показатели плана по годам — соответствовать уровню развития спортсменов данной группы.
Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки (фактическое выполнение спортсменом разделов группового плана) с учетом его индивидуальных особенностей.
Следует отразить тенденцию возрастающих из года в год требований к различным сторонам подготовленности спортсмена и предусмотреть последовательное изменение задач тренировки, величин тренировочных нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в каждом году подготовки. Перспективный план всегда должен носить целеустремленный характер.
Документы перспективного планирования:учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки команды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.
Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия. Учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.
Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися. В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся. Программа состоит из следующих разделов: - объяснительной записки; - изложения программного материала; - контрольных нормативов и учебных требований; - рекомендуемых учебных пособий.