Объем дисциплины и виды учебной работы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Физическая культура

Рекомендуется для направления подготовки

направления: 080200.62 – «Экономика»

профиль: «Экономика и управление организаций», «Экономика и управление организаций» (ускоренная форма обучения на базе среднего профессионального обучения).

Квалификация выпускника

Дата внесения изменений

30 сентября 2014г. протокол заседания кафедры №2

  СОГЛАСОВАНО
  Зав.КГИ
  Т.Б. Самарская
   

Краснодар

Содержание

    Стр.
1. Цель и задачи дисциплины.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.
5. Содержание дисциплины.
5.1 Содержание разделов и тем дисциплины..
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.  
5.3.   5.3.1   5.3.2 Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий (очная форма обучения). Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий (заочная форма обучения СПО). Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий (заочная форма обучения и ВПО).      
6.   6.1 Перечень семинарский, практических занятий и лабораторных работ (очная форма обучения). Перечень семинарский, практических занятий и лабораторных работ (заочная форма обучения, ВПО и СПО).  
7.     7.1 Примерная тематика рефератов для студентов специального отделения и временно освобождённых от практических занятий по физической культуре очной формы обучения. Методические указания и рекомендации по выполнению и оформлению контрольных работ для студентов заочной формы обучения.      
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) федеральные законы и нормативные документы; б) основная литература; в) дополнительная литература; г) базы данных, поисково-справочные и информационные системы  
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
10. Образовательные технологии.
11. Оценочные средства (ОС).
12. Приложение.

1. Цель и задачи дисциплины:

Целью физического воспитания студентов является освоение теоретических знаний для формирования физической культуры личности, приобретение умений и компетенций направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

- понимание социальной роли физической культуры в развитии личности, обеспечении качества жизни и подготовке к профессиональной деятельности;

- знание научно-биологических, педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, самосовершенствование и самовоспитание, привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

- приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, использования средств физической культуры в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

2. Место дисциплины в структуре ООП: ____________Б-4__________

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента по физической культуре:

- знать и понимать влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, фенотип студента, профилактику вредных привычек; простейшие способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

– уметь выполнять индивидуально подобные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, утренней гигиенической гимнастики; преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения; приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;

– использовать приобретенные знания и умения для повышения работоспособности в учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизни; подготовки к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:безопасность жизнедеятельности, концепция современного естествознания, культурология.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);

- способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);

- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);

- способностью придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- социальную роль физической культуры в жизни современного человека и общества в целом, ее возможности в восстановлении генофонда нации и возрождении трудового потенциала, повышении качества трудовых ресурсов;

- научно-теоретические и практические основы здорового образа и стиля жизни;

- роль оптимальной двигательной активности в повышении функциональных и двигательных возможностей (тренированности) организма человека, общей и профессиональной работоспособности;

- методику самостоятельного использования средств физической культуры и спорта для рекреации в процессе учебной и профессиональной деятельности.

Уметь:

- использовать средства и методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма;

- применять физические упражнения, различные виды спорта для формирования и развития психических качеств, свойств личности, необходимых в социально-культурной и профессиональной деятельности (нравственно-волевых, коммуникативных, организаторских, лидерских, уверенности в своих силах, самодисциплины, гражданственности, патриотизма и др.).

Владеть:

- понятийным аппаратом в сфере физической культуры и спорта: «Физическая культура личности» (ее содержание, структура, критерии и уровни проявления в социуме и личной жизни); «Здоровье» (его физическое, психическое, социальное и профессиональное проявления); «Здоровый образ жизни» (его составляющие и мотивация) и др.;

- личным опытом, умениями и навыками повышения своих функциональных и двигательных способностей;

- должным уровнем физической подготовленности и физического развития, необходимых для освоения профессиональных умений и навыков в процессе обучения в вузе, а также для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения;

- навыками рефлексии и самокоррекции, с использованием методов и средств самоконтроля за своим состоянием;

- широким спектром ценностей физической культуры, спорта, оздоровительных систем для самоопределения, профессионально-личностного и субъективного развития в физическом воспитании и самосовершенствовании.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы, номер семестра Количество часов по формам обучения
Очная, СПО очная. . заочная заочная на базе СПО заочная на базе ВПО
Номер семестра 1 2 3 4 5 6
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:        
лекции   - - -
практические занятия
практические занятия с использованием инновационных технологий - - - -
семинары - - - -
лабораторные работы (лабораторный практикум) (если предусмотрено учебным планом) - - - -
Самостоятельная работа (всего)* -
В том числе: -      
курсовая работа (проект) (часы, номер семестра) (если предусмотрено учебным планом) - - - -
рефераты (доклады) (при наличии) -   -  
подготовка к семинару (практическому, лабораторному занятию) - - - -
работа с основной и дополнительной литературой - - - -
контрольная работа (количество) -
Другие виды самостоятельной работы* - - - -
подготовка к тестированию - - - -
подготовка к коллоквиуму - - - -
выполнение домашних заданий - - - -
подготовка к деловой игре - - - -
подготовка к зачету, экзамену - - - -
Текущий контроль (количество, номер семестра) -     - - -
Вид промежуточной аттестации (экзамен - часы, номер семестра) (зачет- номер семестра) Зачет 1,2,3,4,5,6 Зачет Зачет Зачет
Общая трудоемкость часы
Зачетные единицы

Содержание дисциплины

Содержание разделов и тем дисциплины

Теоретический раздел

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. (ОК-1; ОК-22).

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Физическая культура личности. Сущность физической культуры как социального института. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

Тема 2. История физической культуры. (ОК-1, ОК-3).

Становление и развитие физической культуры в различных общественно-экономических формациях. Зарождение физических упражнений в исторических условиях. Физическая культура в Древней Греции и Афинах. Функции физической культуры в процессе становления государства и общества. Физическая культура эпохи Возрождения. Физическая культура России (до революционный и послереволюционный период).

Тема 3. Социально-биологические основы физической культуры.(ОК-5, ОК-22).

Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Утомление и восстановление в процессе физического и умственного труда. Гипокинезия и гиподинамия в современной жизни человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.

Тема 4. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья. (ОК-22).

Здоровье человека как ценность. Факторы, его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Основные требования к организации здорового образа жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.

Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания.(ОК-7, ОК-11).

Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Структура подготовленности спортсмен. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Значения мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.

Практический раздел

Практический раздел реализуется на учебно-тренировочных и методико-практических занятиях.

Учебно-тренировочные занятия направлены на овладение техникой физических упражнений, повышение уровня физической тренированности, формирование морально-психологических качеств.

Методико-практические занятия предполагают освоение методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков физической культуры и спорта.

Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой. При проведении методико-практических занятий рекомендуется придерживаться следующей примерной схемы:

- в соответствии с планируемой темой занятия преподаватель заблаговременно выдает студентам задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания по ее освоению;

- преподаватель кратко объясняет методику обучения и при необходимости показывает соответствующие приемы, способы выполнения физических упражнений, двигательных действий, специальных приемов для достижения необходимых результатов;

- студенты практически при взаимоконтроле воспроизводят тематические задания под наблюдением преподавателя;

- студентам выдаются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию тематических действий, приемов, способов. Под руководством преподавателя обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания.

Наши рекомендации