Сущность, структура и основные функции культуры
Понятия, термины:
Адаптация | Культурфилософия | |||
Аккультурация | Манкуртизм | |||
Аксиология | Маргинальность | |||
Актуальная культура | Массовая культура | |||
Альтернативная культура | Материальная культура | |||
Антропология | Менталитет | |||
Артефакт | Мировая культура | |||
Археология | Молодёжная культура | |||
Архетип | Народная культура | |||
Вербальный язык | Национальная культура | |||
Гедонизм | Невербальный язык | |||
Гносеология | Обыденная культура | |||
Гуманизм | Семиотика | |||
Доминирующая культура | Социализация | |||
Духовная культура | Структура культуры | |||
Контркультура | Субкультура | |||
Культ | Фольклор | |||
Культура | Цивилизация | |||
Культурная ксенофобия | Эвдемонизм | |||
Культурные универсалии | Элитарная культура | |||
Культурный ареал | Этническая культура | |||
Культурный нигилизм | Этнография | |||
Культурный релятивизм | Этнос | |||
| Этноцентризм |
своё крушение». Основные культурологические идеи в работах: «Основы христианской культуры» (1938) «Родина. Русская философия. Православная культура» (1992) и другие. С 1922 г. в эмиграции.
Бахтин Михаил Михайлович (1895-1975) –русский философ, литературовед, культуролог. В 1929 г. репрессирован. РаботыБахтина стали широко публиковаться в 60-80 гг. 20 в. Культурологическая концепция Бахтина основана на идее диалога, который истолковывался им как форма общения отдельных личностей, а так же как способ взаимодействия личности с объектами культуры и искусства и различных культур в исторической перспективе. Бахтин ввёл в научный оборот понятие смеховой «карнавальной культуры», характерной для средневековья («Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», 1949;1965). Понятие «карнавальной культуры» прочно вошло в понятийный аппарат культурологии.
Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) – русский ученый, представитель русского космизма, создавший учение о биосфере и ноосфере (сфере разума) и ее воздействии на все биологические и геологические процессы, происходящие на нашей планете. Культурологические идеи Вернадского оказали влияние не только на современные биосферные концепции культуры, но и на развитие современной культурологии. Основные работы: «Начало и вечность жизни» (1922), «Научная мысль как планетарное явление» (1977).
Чижевский Александр Леонидович (1897-1964) –русский ученый, создал гелиоцентрическую концепцию мировой истории, в которой прослеживает неразрывную связь между процессами, происходящими на солнце и социокультурными процессами на Земле. Его основная работа: «Земное эхо солнечных бурь» (1937) оказала огромное влияние на учёных, занимающихся проблемами биосферной концепции культуры.
|
Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) –русско-американский социолог, философ, культуролог. Культура, по Сорокину, – совокупность всего сотворённого или признанного определённым обществом на той или иной стадии развития, в ходе которого общество создаёт различные культурные системы. Он выделил три социальные суперсистемы, из которых две являются основными, а третья – переходной и представляет типы культуры: 1)чувственный; 2)идеационный; 3)идеалистический.
Лосский Николай Онуфриевич (1870-1965)– русский философ. С 1922 года в эмиграции. В своих работах уделял большее внимание анализу характерных черт русской философии и культуры. В книге «Условия абсолютного добра» (1949) Лосский раскрыл особенности русского национального характера, заметил, что «к западноевропейской культуре Россия приобщилась только при Петре Великом и поразительно быстро усвоила её настолько, что начала творчески проявляться в этой области». Лосский негативно относился к концепции локальных культур. Он сторонник их взаимопроникновения. В работе «Характер русского народа» (1957), определяющими чертами русского народа он назвал повышенную религиозность и постоянное искание идеала абсолютного добра.
Лосев Алексей Федорович (1893–1988) –русский философ, филолог, культуролог. В 1930 году по идеологическим причинам власти запретили печатать его работы; разрешили печатать лишь в 50-е годы. Всего им опубликовано около 400 работ. Самая знаменитая работа Лосева – 8-ми томная «История античной эстетики» (1963-1988) с широкими культурологическими обобщениями, блестящими портретами Платона, Сократа, Аристотеля и других. В фундаментальном труде «Эстетика Возрождения» показывает противоречивость Ренессанса. В «Диалектике мифа» миф раскрывается не как вид поэтической образности, а как «сама жизнь», реальность. Культурологические идеи Лосева оказали значительное влияние на гуманистическую мысль и культуру современников.
|
Исследователи, учёные:
Эдуард Тайлор | |
Джеймс Фрезер | |
Йохан Хейзинга | |
Альберт Швейцер | |
Клайд Клакхон | |
Альфред Кребер | |
Лесли Уайт | |
Н.А.Бердяев | |
А.Ф.Лосев | |
Н.О.Лосский | |
И.А.Ильин | |
Н.К.Рерих | |
Ю.М.Лотман | |
М.М.Бахтин | |
Н.А.Данилевский | |
Освальд Шпенглер | |
В.Вернадский | |
А.Чижевский | |
Л.Н.Гумилев | |
Х.Ортега-и-Гассет | |
Д.С.Лихачев | |
П.А.Сорокин | |
Зигмунд Фрейд | |
Фридрих Ницше | |
Карл Ясперс | |
Л. Морган |
|
Термины и понятия
(краткий словарь)
АДАПТАЦИЯ(от лат. Adaptation –приспособить) – процесс физического, психофизиологического и социального приспособления к окружающей среде.
АККУЛЬТУРАЦИЯ (англ. acculturation; от лат. ad + cultura – образование, развитие) – процесс взаимовлияния,как правило, различных по уровню развития культур. Выражается в том, что менее развитая культура полностьюили частично воспринимает другую, более развитую. Термин возник в 30-х гг. XX столетия в США и используется при рассмотрении многообразия процессов ассимиляции и этнической консолидации.
АКСИОЛОГИЯ(от греч. axia – ценность + logos) – философское учение о ценностях. В А. культура понимается как ценность сама по себе, ее содержание – совокупность ценностей, а не артефактов или образ жизни.
АКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА –это та культура, которая находится в массовом обиходе. У каждой эпохи она своя. Актуальность культуры – это живой, непосредственный процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет, умирает.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КУЛЬТУРА–культура, противостоящая традиционной, господствующей в обществе культуре и пытающаяся выступать в качестве более перспективной, «спасительной» альтернативы. Это так называемые «новые культуры». В число альтернативных культур входит большая часть молодежных субкультур.
АНТРОПОЛОГИЯ(от anthropos + logos) – наука о происхождении и эволюции физической организации человека, образовании человеческих рас. Сформировалась в сер. XIX в.
АРТЕФАКТ(от лат. Artefaktum – искусственно сделанное) – любой искусственно сделанный объект (например: предметы, вещи, техника, орудия труда, одежда, художественная утварь, жилище, дороги и т.д., созданные людьми). К артефактам культуры относятся также любые феномены духовной жизни общества – научные теории, произведения искусства, фольклора и т.п.
|
биологическим организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой и проходят определённые стадии возмужания, дряхления и гибели. История – это смена вытесняющих друг друга культурно-исторических типов (цивилизаций). Основные принципы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого культурно-исторического типа. Каждый тип создаёт свою собственную цивилизацию, испытывая большее или меньшее влияние чужих предшествующих и современных цивилизаций. Идеи Данилевского на полвека предвосхитили аналогичные концепции немецкого философаО. Шпенглера. Исторически перспективным Данилевский называл молодой славяно-русский культурно-исторический тип, вступающий в стадию расцвета и противостоящий культурам Запада. По мнению Данилевского, причина враждебного отношения Запада к России в том, что Западная Европа и Россия принадлежат к разным культурно-историческим типам. Труды Данилевского были взяты на вооружение славянофилами.
Бердяев Николай Александрович (1874-1948) –крупнейший русский философ, в молодости марксист, в 1922 году выслан из Советской России по идеологическим причинам. В центре его творчества проблемы личности, свободы духа, религии и культуры. Критиковал современную ему буржуазную цивилизацию с культом денег и техники, забывшую духовность. Автор 40 книг, в том числе «Смысл творчества» (1916), «Русская идея» (1948), «Самопознание» (1949) и другие. Бердяев считал, что «культура родилась из культа. Истоки её сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной». Бердяев противопоставлял понятия «культура» и «цивилизация». В современную эпоху, считал Бердяев, человек использует все достижения науки и техники для подчинения природы. Однако машинная техника разрушает не только природу, но и самого человека, ибо человек утрачивает свою индивидуальность, начинает терять свою человечность. Бердяев выступал за возрождение духовной православной культуры в противовес бездуховной машинной цивилизации. Философия Бердяева – попытка выразить христианское мировоззрение в его оригинальной форме.
|
рождение русско-сибирской культуры; полагал, что в современном мире культура сохраняется лишь у крестьянства.
Тойнби Арнольд (1889-1975) –английский историк, философ и культуролог. Главный труд «Постижение истории». Создал теорию исторического круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций. Представлял всемирную историю как совокупность отдельных и замкнутых цивилизаций, количество которых варьировалось от 14 до 21. Каждая цивилизация, подобно организму, проходят стадии зарождения, роста, кризиса (надлома, разложения), после чего уступает место другим. На этом основании делал вывод о повторяемости общественного развития. По его мнению, движущей силой развития общества является элита – творческое меньшинство; считал анимистические верования минимумом всякой религии. Считал, что формирование единой религии в будущем приведёт к ликвидации культурных конфликтов и созданию единой мировой культуры. Тойнби отождествлял понятия «культура» и «цивилизация».
Ясперс Карл (1883-1969) –немецкий историк и философ. Дал анализ европейской культуры и причин её своеобразия. Выступая против европоцентризма, Ясперс выдвигает положение о ценности азиатской культуры. Ввёл понятие «осевое время» в истории мировой культуры. Таким, «осевым временем» он называл VIII-V вв. до нашей эры. Именно в этот период происходит прорыв от мифологических культур к философии, религии, науке и начинается единство человеческой истории. В «осевое время» возникают важнейшие философские учения в Индии (буддизм), в Китае (конфуцианство, даосизм), переживает расцвет античная культура и философия (V-IV вв. до нашей эры). В этих философских учениях человек рассматривался как самостоятельная личность. В «осевое время» человек осмысливает бытие в целом и своё место в нём, осознает себя как самость. Основная работа: «Истоки истории и её цель» (1978).
|
АРХЕОЛОГИЯ–наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным (археологическим) памятникам. Исследует отдельные древние предметы (орудия труда, сосуды, оружие, украшения) и целые комплексы (поселения, клады, могильники), открываемые археологическими раскопками, на основании чего восстанавливает историю эпох, которые мало или совсем не освещены письменными источниками.
АРХЕТИП(от греч. arche – начало + typos - образ) – изначальная первичная форма, прообраз, образец, запечатленный в душе человека. В психоаналитической концепции К. Юнга понятие архетипа соотносится с бессознательной деятельностью людей. Согласно Юнгу, архетип – это врожденные психические структуры, являющиеся результатом исторического развития человечества. Они скрыты в «коллективном бессознательном», общем для всего человечества и являются совокупностью врожденных форм человеческого воображения. Архетипы проявляются в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для художественного творчества.
ВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК(лат. verbalis) – устный, словесный. В качестве знаковой системы используется речь, т.е. звуковой язык.
ГЕДОНИЗМ (от греч. hedone –наслаждение, веселье, удовольствие) – направление в этике, согласно которому высшей целью жизни и основным мотивом поведения человека являются наслаждение, удовольствия. Отличительной чертой битничества, хиппизма и ряда других молодежных субкультур является именно гедонистское отношение к миру.
ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч.gnosis – познание + logos) – теория познания, описывает способ, метод приобретения новых знаний и созданную на основе этого метода теорию, которую называют теорией познания. Она является разделом философии, изучает закономерности и возможности познания, исследует ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
|
|
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА –совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Д.к. – важнейшая, если не главная часть человеческой культуры в целом. Важнейшие формы духовной культуры – мифы, религия, мораль, философия, искусство, наука. Зарождение духовной культуры учёные связывают с появлением первых захоронений (150-80 тыс. лет назад).
КОНТРКУЛЬТУРА–1. Субкультура, нормы и ценности которой противоречат главным составляющим господствующей культуры;
2. Общее обозначение разнородных взглядов, форм поведения и идеалов, свойственных группам молодежи и интеллигенции, отвергающих общепринятые культурные ценности общества, его духовность (хиппи, панки, битники, скинхеды, криминальные группы, диссиденты, андеграунд и т.п.).
КУЛЬТ (лат. cultus –почитание)– 1) один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы; 2) преклонение перед кем-, чем-либо, почитание кого-, чего-либо, чрезмерное возвеличение (культ святых, культ личности).
КУЛЬТУРА (от лат. – cultura) – 1. Первоначально в античности: обработка, возделывание, облагораживание земли (термин связан с сельским хозяйством). Катон «Об агрикультуре» (II в.до н.э.);
2. «вторая природа» (Гегель);
3. Культура – это творческая созидательная деятельность человека по преобразованию природы и общества, результатами которой являются постоянное пополнение материальных и духовных ценностей и совершенствование самого человека.
|
его идеи были заимствованы идеологией немецкого национал – социализма.
Фрейд Зигмунд (1856-1939) – австрийский врач-психиатр, психолог, философ, основоположник психоанализа, представитель натуралистической школы культурологии. Обосновал метод исследования бессознательного, а так же конфликта между сознательным и бессознательным. Раскрыл значение сублимации либидо как своего рода компромисса между бессознательными влечениями и требованиями человеческого общежития. Культура по Фрейду, имеет двоякое значение: с одной стороны, она налагает запреты на подсознательные влечения человека (агрессия, страх, половой инстинкт) и создает механизмы охраны этих запретов; с другой – средствами искусства, религии и т.п. смягчает тяжесть этих запретов. Культура основана на отказе (добровольном или принудительном) от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо, осуществляя жесткий контроль, цензуру инстинктов. Он выделил две цели культуры: 1) защита человека от природы; 2) урегулирование отношений между людьми. Основные работы: «Введение в психоанализ», «Либидо», «Психология сновидений», «Тотем и табу».
|
предшествует культуре и творит ее. Культура родилась в игре». Особенно это видно на примере жизни первобытного общества, народов, находящихся на примитивной стадии развития (имитация охоты, танец в честь охоты и т.д.). Культура возникла как игра в процессе эволюции человека. Основные ее проявления – религиозный культ, обряды, обычаи, поэзия, музыка, танцы, карнавалы, мистерии, театр. Подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания. Основные труды: «Человек играющий» (Homo ludens), «Осень средневековья» (1992).
Швейцер Альберт(1875-1965) – немецко-французский протестантский мыслитель, миссионер, врач, музыковед. Исходный принцип мировоззренияШвейцера – «благоговение перед жизнью» как основа нравственного обновления человечества. Культура – это этика. Культура, лишенная нравственно – гуманистического содержания, превращается в псевдокультуру и ведет к кризису цивилизации. Швейцер обостренно переживал мировые катастрофы ХХ в., войны и пришел к выводу, что технократизм и технократическая наука привели к гибели культурных идеалов, к обеднению духовной культуры. Нобелевский лауреат (1953). Основные труды: «Культура и этика» (1973), «Благоговение перед жизнью» (1992).
Ницше Фридрих (1844-1900) – немецкий философ, автор книги «Рождение трагедии из духа музыки», «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра» и др. Критиковал западную европейскую буржуазную культуру за бездуховность. Считал, что человек изначально антикультурен, он природное существо. Культура же подавляет природные влечения человека, делает его несвободным и несчастным Ницше обосновал идею становления нового человека («сверхчеловека»). Лишь так называемый «сверхчеловек» может отбросить все табу, все условности и сохранить волю к жизни, волю к власти (прежде всего над самим собой) и противостоять усреднённому «человеку-массе». Ницше рассматривал культуру как гармоническое единство двух начал: «дионисийского» – иррационального, темного, хаотичного, буйного и «аполлоновского» – рационального, упорядоченного и светлого. Творчество Ницше оказало большое влияние на многих философов и деятелей искусства 20 в. Отдельные
|
КУЛЬТУРНАЯ КСЕНОФОБИЯ (от греч.xenos – чужой + phobos –страх, боязнь) – проявление неприязни и страха перед чужими культурными обычаями, традициями и ценностями.
КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ (от лат. universalis – общий, всеобщий) – нормы, ценности, правила, традиции, аспекты культуры, которые носят всеобщий характер, присутствуя на всех этапах развития человеческого рода, и не зависят от географического места и социального устройства общества.
КУЛЬТУРНЫЙ АРЕАЛ–четко определенный географический район, пространство, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных, основных чертах.
КУЛЬТУРНЫЙ НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – ничто) – полное отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни, исходящее из уверенности в абсолютной ложности отрицаемого.
КУЛЬТУРНОЕ ЗАПАЗДЫВАНИЕ –такое состояниеобщества, когда в нем совершаются перемены в материальной культуре, опережающие развитие духовной культуры, в т.ч. и культуры человеческих отношений.
КУЛЬТУРНЫЙ ШОК –конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций; старых – присущих индивиду как представителю того общества, которое он покинул, и новых, т.е. представляющих то общество, в которое он прибыл. Культурный шок – это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания. (К.ш. испытывает житель деревни, приехавший в большой город; эмигрант, покинувший свою страну и т.д.).
|
КУЛЬТУРФИЛОСОФИЯ (от нем. Kullurphilosophie) – раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Это – осмысление культуры. Культурфилософия обозначает подходы к изучению сущности, цели и ценности культуры, ее условий и форм проявления. Термин был введен в научный оборот немецким романтиком Адамом Мюллером (1779-1829) в начале XIX в. То же, что и философия культуры.
МАНКУРТИЗМ –утрата человеком исторической памяти, нравственных и духовных ценностей и ориентиров, а так же связь со своим народом. Манкурт – персонаж романа Ч.Айтматова « И дольше века длится день».
МАРГИНАЛЬНОСТЬ– ситуация,когда человек (маргинал) находится в промежуточном, пограничном положении между социальными группами, утрачивает прежние социальные связи и не может приспособиться к новым условиям жизни ( эмигрант; люмпен; бродяга; бомж; крестьянин, переехавший в город и т.п.). Массовая миграция из села в город вызвала не только «размывание» традиционных особенностей городской культуры, но и породила особое явление – маргинальную культуру.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА(от лат. massa – ком, кусок) – общедоступная, коммерческая, потребительская, поп-культура – явление культуры ХХ в., порожденное научно-технической революцией, урбанизацией, развитием и постоянным обновлением средств массовой информации, радио, телевидения, кино и т.д., которые способствовали созданию массовой аудитории потребителей культурной продукции. Первоначально массовая культура возникла, как рынок сбыта для бизнеса, специализирующегося в области развлечений. Массовая культура неглубокая, стандартная, является культурой повседневной жизни и проявляется в нивелировании творческих индивидуальностей, в тиражировании и доступности (в смысле понятности всем и каждому) культурных ценностей. Она рассчитана на человека, с «усредненным» уровнем развития, с невысокими культурными потребностями. Наиболее низкий слой массовой культуры – китч (халтура, подделка).
|
Массовая культура может использоваться правящей элитой для манипулирования массовым сознанием. Вместе с тем массовая культура способствует приобщению огромной аудитории к культурным ценностям. Массовая культура и ее роль в жизни общества исследовал и подверг критике испанский ученый Хосе Ортега-и-Гассет (в книге «Восстание масс», 1930).
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА– понятие, в область определения которого включаются:
- производственная культура (орудия труда, машины, средства коммуникации, транспорт и т.п.);
- культура быта (одежда, предметы быта);
- культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города);
- вооружение и военная техника;
- культура отношения к собственному телу (гигиена, физическая культура, здоровый образ жизни и т.п.).
Материальная культура – это все материальные предметы, а также изобретения и перемены в развитии технологии. Деление культуры на материальную и духовную очень условно, поскольку любой артефакт представляет собой сложное сочетание и материальных и духовных элементов культуры.
МЕНТАЛИТЕТ (от лат. mentalis – умственный, духовный) – мироощущение, мировосприятие; склад ума, умственный настрой, образ, способ мышления личности или общественной группы; глубокий психологический уровень коллективного и индивидуального сознания. Менталитет представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы, которая формируется в недрах культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека. Целостный образ жизни человека определяется менталитетом, объединяющим ценностные формы сознания (мораль, религия, философия и др.) с миром бессознательных психических состояний.
МИРОВАЯ КУЛЬТУРА–это синтез достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.
|
ИССЛЕДОВАТЕЛИ, УЧЕНЫЕ
Уайт Лесли Алвин(1900-1975) – ведущий американский антрополог и культуролог. Проводил полевые исследования среди индейцев пуэбло. Создал одну из наиболее сильных кафедр антропологии. Открыто защищал непопулярную в середине XX в. эволюционную теорию, лишь в 60-е г. концепции учёного получили широкое признание как основоположника неоэволюционизма. В книге «Наука о культуре» (1949) ввёл в научный обиход понятие «Культурология», которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук; определил различие между социологией и культурологией. Предметом культурологии, по Уайту, является содержание общественной жизни (обычаи, технологии, идеологии и др.)
Тайлор Бернетт Эдуард(1832-1917)–английский этнограф, исследователь первобытной культуры. Основоположник эволюционной теории. Тайлор утверждал, что прогресс культуры осуществляется благодаря тому, что все народы, на каком бы уровне развития они не находились, вносят в нее свой вклад, что культуры народов неуклонно развиваются от простых форм к более сложным. Тайлор дал первое определение культуры. Основоположник анимистической теории происхождения религии: Основной труд: «Первобытная культура» (1871).
Фрезер Джеймс (1854-1941) – английский историк религии. Исследуя культуру первобытных и древних народов, он составил классификацию магических или колдовских представлений и приемов. Он выявил связь между первобытными мифами и культурами и религиями древних классовых обществ (иудаизмом, христианством, буддизмом). Основные работы: «Золотая ветвь. Исследования магии и религии» (1890), «Фольклор в Ветхом завете» (1923).
|
ЭТНОС (от греч. ethnos – племя, народ) – исторически сложившаяся устойчивая группировка людей: племя, народность, нация. Обязательные условия возникновения этноса – общность территории и языка. Характерные черты этноса:
1) самосознание, которое может восходить к наименованию территории; 2) территориальная целостность как условие формирования этноса, 3) расовые признаки; 4) культурные особенности (орудия труда, жилище, одежда, пища, язык, народное искусство).
ЭТНОЦЕНТРИЗМ(ethnocentrism) – склонность считать свою культуру лучшей, судить об иных культурах с позиции превосходства собственной национальной или этнической культуры, отвергать ценности другой культуры как худшие, неправильные. Этноцентризм присущ индивидам, группам, народам, причем, часто очень культурным. Сегодня этноцентризм – признак бескультурья, низкой образованности и может стать источником национальных конфликтов.
|
Молодежная субкультура-явление сравнительно новое, о нем стали говорить в Америке и Зап. Европе в 50-е, в России – в 50-е – 60-е гг. XX в. Внутри молодежи противоборствуют и сосуществуют несколько поколений, исповедующих разные идеалы, ценности, поклоняющиеся разным кумирам. Молодежная субкультура обладает своим языком (сленгом), модой, искусством и стилем поведения.
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА– непрофессиональная, анонимная, коллективная культура. Включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы, обряды, обычаи и традиции. Синоним: фольклор. Народная культура-основа национальной культуры.
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА –совокупность традиций, обычаев, норм, правил и ценностей, общих для представителей одной нации, государства. Нац. культура не совпадает с государством, т.к. государство может быть многонациональным.
Н.к. объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровнородственными отношениями. Обязательным условием появления Н.к. считается изобретение письменности. О возникновении Н.к. судят по факту рождения литературного (письменного) языка и национальной литературы. Образование рассматривается в качестве важнейшего условия приобщения народа к своей Н.к., под которой понимается, прежде всего, культура, создаваемая художественной и научной интеллигенцией.
НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК –передача информации без помощи слов. Делится на четыре основные вида: взгляд (угрожающий, пристальный, подмигивание и др.); движения рта (ухмылка, улыбка, гримасы и др.); позы (наклоны и поклоны, повороты, приседания, отворачивание и т.д.); жесты (прежде всего при помощи пальцев рук); ориентация (направление и перенаправление движения своего тела); дистанция; обоняние; кожа; волосы; одежда. Невербальный язык нередко требует словесного дополнения и в отрыве от вербального языка существовать не может.
|
СЕМИОТИКА (от греч. Semeiotike –учение о знаках) – наука о знаках и знаковыхсистемах, изучающая различные свойства знаковых систем как способов общения между людьми, а также особенности различных знаковых систем и сообщений, (естественный язык, языки программирования, физическая и химическая символика, нотные знаки в музыке, язык балета и живописи, логические и математические символы и т.п.).