Лекция 12. ссср после окончания великой отечественной войны. оттепель, «застой», перестройка.
Сер. 50-х – сер. 60-х гг. «Хрущевская оттепель» - попытка демократизации общественно-политической жизни. XX съезд партии (1956 г), разоблачение культа личности Сталина, начало десталинизации, укрепление международных связей (Московский кинофестиваль, с 1958 г. открывается Международный конкурс исполнителей им. Чайковского). Попытки социально-экономических реформ:
· освоение целинных и залежных земель (1954 г.),
· реорганизация МТС (1958г.)
· создание территориальной системы управления - совнархозов, заменивших министерства (1957 г.);
· повышение пенсий (1956 г.), зарплат, отмена оплаты за обучение, массовое жилищное строительство.
Однако непоследовательность и непродуманность реформ, противоречивая внутренняя и внешняя политика, несмотря на успехи в освоении космоса (запуск первого искусственного спутника Земли – 1957 г., полет первого человека – 1961 г.) привели к усилению недовольства политикой Н.С. Хрущева и его отстранению от власти в 1964 г.
Сер. 1960-х – сер. 80-х гг. – эпоха «застоя»:
· консерватизм политической системы (сворачивание критики сталинизма, концепция «развитого социализма», закрепление руководящей роли партии в Конституции 1977 г.),
· стагнация экономики, несмотря на попытки экономической реформы 1965 гг., предполагавшей допущение большей хозяйственной самостоятельности предприятий, но при сохранении командно-административной системы управления, плановой экономики. Сохранялся и усиливался дисбаланс между тяжелой промышленностью и другими отраслями хозяйства, преобладание экстенсивного пути развития за счет строительства новых предприятий (напр., ВАЗ). Большая зависимость экономики страны от продажи природных энергоресурсов (нефти, газа). Возникла «теневая» экономика, порожденная дефицитом товаров.
Сер. 80-х-нач. 90-х гг. – «перестройка»: последняя попытка модернизировать социально-экономическое развитие страны, не меняя социалистической основы. В рамках политики «перестройки» были разрешены индивидуальная трудовая деятельность, создание кооперативов, широкие права предоставлялись предприятиям, развивался негосударственный сектор в экономике. Однако темпы роста производства сократились, происходил рост дефицита товаров, увеличивалась безработица. Политическая составляющая политики перестройки – гласность, демократизация страны, складывание многопартийной системы привели к ослаблению центральной власти, усилению сепаратистских настроений, «параду суверенитетов» и окончательному распаду СССР в декабре 1991 г.
Внешняя политика СССР в послевоенный период была противоречивой, в основном определялась противостоянием с США как соперничество двух систем – капиталистической и социалистической. Это противостояние получило название «холодная война», начало было положено речью У. Черчилля в 1946 г. в Фултоне о «коммунистической угрозе». Базировалось на «балансе сил» - обладании оружием, в первую очередь, ядерным. Одной из форм «холодной войны» стало создание военно-политических блоков: Североатлантического союза (НАТО, 1949 г.) и Организации Варшавского договора (ОВД, 1955 г.).
В сер.50-60-х гг. намечается либерализация внешнеполитического курса, исходящая из установки, сформулированной на XX съезде о необходимости мирного сосуществования государств с различным государственным строем и многовариантности путей построения социализма. Однако противоречия и невозможность урегулировать многие вопросы привела к обострению отношений с США в 1962 г. – «Карибский кризис».
1970-е гг. – идеологизация внешней политики СССР, попытки нормализовать отношения с Востоком и Западом, политика разрядки напряженности (1972-75 гг.) после встреч на высшем уровне Л. Брежнева и Р. Никсона, участие в международных конференциях (1975 г. – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, СБСЕ). С партнерами по соцлагерю отношения складывались также противоречиво: стремление «обновить» советскую модель социализма в некоторых странах было подавлено с помощью войск ОВД (подавление «пражской весны» - ввод войск в Чехословакию в 1968 г.). Новое обострение международной обстановки было вызвано вводом советских войск в Афганистан в декабре 1979 г., превратившимся в затянувшуюся Афганскую войну.
В сер. 80-х гг. М. Горбачева сформулировал концепцию нового политического мышления:
· отказ от положения о расколе мира на две общественно-политические системы;
· отказ от силовых методов решения международных проблем, «баланс интересов»;
· осуществление политики исходя из приоритета общечеловеческих ценностей.
Эти принципы способствовали нормализации отношений со странами Запада, разоружению, налаживанию и расширению политических, экономических, культурных связей. Однако наряду с интенсификацией международных контактов произошло ослабление влияние на страны социалистического лагеря, вследствие чего активизировалась борьба за демократизацию и свободы человека, что привело к падению социалистических режимов в странах Восточной Европы.
Таким образом, завершение советской эпохи сопровождалось перестройкой международных отношений, означавших окончание «холодной войны».
История культуры советского периода достаточно сложна, полна противоречивых тенденций и явлений. В ее развитии довольно отчетливо прослеживаются этапы, связанные с динамикой изменений общественно-политической ситуации. Следует отметить, что культура советской эпохи и советская культура – явления не тождественные. Культура советской эпохи многогранна и многопланова, она не сводится к прославлению «идеального настоящего» и «светлого будущего», к восхвалению вождей. В ней выделяется официальная, «разрешенная» и противостоящая ей «запрещенная», нелегальная культура, культура русского зарубежья и существующая «подпольно» культура «андеграунда».
Существенные перемены в сфере культуры проявились сразу после событий октября 1917 г. Характер и направление этих изменений определялись установками на создание новой, социалистической культуры, которая должна была стать важным элементом в деле построения социалистического общества. В первые послереволюционные годы одной из важнейших задач в области культуры стало преодоление культурной отсталости населения, развитие новых художественных тенденций. Наиболее радикально настроенные представители нового искусства призывали к разрушению «буржуазной» культуры, отбрасыванию всякого «старья». Известность получило движение Пролеткульта (пролетарская культура) – литературно-художественной организации, основной целью которой стало создание пролетарской культуры, противопоставляя ее всей предшествующей художественной культуре.
В годы НЭПа в развитии культуры наметились новые тенденции, связанные с некоторой либерализацией общественной жизни. Многообразие форм социально-экономического развития 20-х годов сопровождалось творческим плюрализмом, возникновением различных объединений – научных, художественных, культурно-просветительских. На эти годы падает «отблеск» «серебряного века», продолжаются творческие искания в новых условиях многих крупнейших представителей предшествующего периода, пытавшихся осмыслить в своем творчестве происшедшие события. Идея преобразования мира и человека средствами искусства нашла отражение в творчестве литературной группы ЛЕФ («Левый фронт искусства» - В. Маяковский, Д. Бурлюк, Н. Асеев), театральных постановках В. Мейерхольда, фильмах С. Эйзенштейна, Г. Козинцева и др. Изобразительное искусство представлено работами групп ОСТ (Общество художников-станковистов – А. Дейнека, Ю. Пименов), ОМХ (Общество московских художников – И. Грабарь, Р. Фальк, А. Лентулов), «Четыре искусства» (К. Петров-Водкин, П. Кузнецов, М. Сарьян, В. Мухина). Наряду с отражением современной действительности многие деятели искусства обращались к историческому прошлому России, в том числе и недавнему – тема революции и гражданской войны (роман «Белая гвардия», пьеса «Бег» М. Булгакова).
В конце 20-х – начале 30-х гг. усиливается контроль со стороны государственной власти за развитием духовной культуры общества. Это приводит к свертыванию творческого плюрализма, упразднению художественных группировок, созданию единых творческих союзов (Союз советских писателей, Союз композиторов и т.п.), с возникновением которых относительная свобода художественного творчества ликвидировалась. Главным творческим методом стал социалистический реализм, основным принципом которого являлась партийность, социалистическая идейность, что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развитие литературы, живописи, музыки, театра, кино. Вместе с тем искусству этого периода свойственна идеализация, приукрашивание действительности в соответствии с идеологическими установками, оно выступало средством манипулирования общественным сознанием, орудием классового воспитания. Использование технических средств (радио, кино) способствовало распространению достижений культуры, делая их доступными широким слоям населения, но одновременно способствовало формированию массовой культуры.
В годы войны культура стала средством интеграции, способствующим сплочению общества в единое целое на основе мощного подъема патриотических чувств. В условиях общей борьбы с внешним врагом противоречия внутреннего развития отступают на второй план. Искусство стало выражением воли к победе, созданию выдающихся произведений художественной культуры способствовало некоторое ослабление административно-идеологического контроля в области литературы и искусства.
Но уже в первые послевоенные годы снова происходит усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Конец 40-х гг. ознаменован рядом идеологических кампаний, направленных против тех представителей творческой и научной интеллигенции, работы которых были признаны не соответствующими отражению социалистической действительности. В пропаганде буржуазной идеологии, «преклонении перед всем западным», аполитичности, формализме были обвинены М. Зощенко, А. Ахматова, С. Эйзенштейн, Д. Шостакович, С. Прокофьев и многие другие.
Тенденции либерализации общественно-политической жизни, наметившиеся во второй половине 50-х – начале 60-х гг., дали мощный импульс для развития художественной культуры. «Оттепель» хрущевской поры стала началом духовного обновления, временем осмысления событий предшествующих лет. В искусство входит тема репрессий, начало которой положила повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Происходит реабилитация многих деятелей науки и культуры, печатаются и исполняются ранее запрещенные, находившиеся долгие годы в забвении произведения отечественных и зарубежных авторов. Активизируются международные культурные связи – в Москве проходят международные конкурсы, фестивали. Открываются новые театры («Современник»), художественные выставки, издаются журналы («Новый мир»). Однако противоречивая позиция руководства страны, стремление ограничить свободу творчества идеологическими рамками привели к конфликту между властью и интеллигенцией, проявлением которого стало диссидентское движение. Деятели культуры (А. Сахаров, П. Григоренко, Л. Чуковская) выступали с требованиями сохранения свободы слова, творчества, соблюдения прав человека. Власть отвечала усилением контроля, преследованием инакомыслия, (гонения на Б. Пастернака, процессы над писателями Ю. Даниэлем и А. Синявским, суд над поэтом И. Бродским). Особенно эти противоречия углубились в 70-х – начале 80-х гг., характеризующиеся нарастанием кризисных явлений во всех сферах общественной жизни.
Изменение социально-политических процессов во второй половине 80-х гг. и в 90-е гг. (постсоветский период) открыло путь духовному плюрализму, возрождению достижений художественной культуры, ранее пребывавших в неизвестности. Была заново «открыта» культура Серебряного века, культура русского зарубежья, которая, развиваясь в эмиграции, стала неотъемлемой частью российской культуры и внесла большой вклад в развитие культуры мировой; происходит знакомство широкой публики с произведениями зарубежного искусства. Доступными становятся произведения, факты, документы, свидетельства, способствующие появлению новых взглядов на отечественную историю и культуру. Общество получило возможность приобщиться к ценностям православно-христианской культуры. Однако в новых условиях проявилась и противоречия современного культурного процесса: коммерциализация искусства, когда предпочтение отдается зрелищным, развлекательным видам искусства, приносящим быструю прибыль, засилье далеко не лучших образцов западной массовой культуры. Отсутствие достаточного внимания и поддержки со стороны государства театров, музеев, библиотек, образования, науки поставили национальную культуру в тяжелые условия, создав угрозу сохранности отечественного культурного наследия. Только осознание и преодоление этой проблемы в государственном масштабе будет способствовать сохранению культурной самобытности России, станет залогом ее существования в качестве цивилизованной мировой державы.