Лекция 9. русская культура нового времени
(XVIII-XIX вв.).
XVIII – XIX века – особый период в развитии русской культуры, называемый Новым временем, начало которому положили реформы Петра I. Главное содержание петровских преобразований составила секуляризация культуры (от saecularis – мирской, светский), разрушившая средневековую цельность русской религиозной культуры. Петровские реформы способствовали разделению единой до того русской культуры на две культуры: религиозную (духовную) и светскую. При этом новообразовавшаяся светская культура стала в центре культурной жизни, а религиозная часть культуры отошла на дальний план национально-исторического развития. «Государствоцентризм», европеизация стали ведущими тенденциями развития светской культуры. Совершенно новыми явлениями, отсутствовавшими в русской традиционной культуре, стали библиотеки, общедоступный театр, музеи (первый из них – Кунсткамера), Академия наук, парки, дворцовая архитектура, морской флот.
Противоречивый и неоднозначный процесс петровских преобразований привел к появлению в русской культуре XVIII в. двух противоборствующих тенденций: между «просвещенным» меньшинством (культурной элитой, «цивилизацией»), и консервативно настроенным большинством («непросвещенной» массой, «почвой»).
Во второй половине XVIII в., в «век Екатерины», сложилась как единое целое дворянская культура, постепенно в ней наметились два противоположных крыла – консервативно-охранительное и либерально-реформистское. Это предопределило драматические процессы и противоречия русской культуры XIX в.
Русская классическая культура XIX века характеризуется зрелостью, определенностью национального самосознания, наибольшим числом достижений, определивших ее особенности и значение в масштабе мировой культуры. На протяжении всего XIX в. для классической русской литературы, искусства, философии, науки, общественно-политической и религиозной мысли сохраняла особую значимость проблема соотношения - с одной стороны, ориентации на сохранение национального своеобразия и, с другой стороны, направленности на преодоление национальной специфики.
Характерной особенностью русской культуры XIX в. является литературоцентризм -особая роль литературы и литературной критики, их влияние на философию, общественно-политическую мысль, искусство, нравственные и религиозные искания. Такое положение связано с тем, что литература выполняла функции философии, общественной мысли, гуманитарного знания, которые в социально-политических условиях того времени не могли развиваться открыто. Особенно это касалось политической мысли, которая могла быть выражена зачастую лишь в художественной, иносказательной форме.
Особенностью развития художественной культуры России в Новое время является стилевое многообразие. На первую половину XVIII в. приходится расцвет русского барокко («причудливый, вычурный»), для которого характерны пышность, контрастность, динамика, яркая зрелищность. Проявлением этого стиля в литературе стали произведения А. Кантемира, М. Ломоносова, В. Тредиаковского. Красочность, нарядность, обилие декоративных элементов характеризуют барочную архитектуру. Одним из крупнейших мастеров русского барокко был В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Царскосельский дворец, ансамбль Смольного монастыря). В изобразительном искусстве барокко проявляется в творчестве скульптора К. Растрелли (скульптурный портрет Петра I), художников И. Аргунова, И. Вишнякова. Ярким воплощением барочной эстетики в музыкальном и театральном искусстве стала опера. Создателями русской национальной оперы стали Е. Фомин и В. Пашкевич.
Во второй половине XVIII в. господствующим стилем становится классицизм, соответствовавший идеям эпохи Просвещения. Русский классицизм, как и европейский, опирался на традиции античной культуры, используя ее основные принципы, элементы изобразительного искусства, сюжеты. Классицизму было свойственно выражение идеи торжества разума, возвышенных героических и нравственных идеалов, строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов. Русский классицизм, прежде всего, проявился в литературе – возникли такие жанры, как ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман. Блестящим образцом классицистской литературы является творчество Г. Державина. В тесной связи с литературой развивается драматургия и театральное искусство. Наряду с профессиональными театрами (первый был открыт в Петербурге в 1756 г., его основоположником считается актер Ф. Волков), распространяются крепостные театры, наиболее известен из них театр графа Н. Шереметева.
Архитектуру классицизма характеризуют строгость и ясность форм, четкость организации пространства, симметричность, гармоничность интерьера, мягкость цвета. Наиболее выдающимися мастерами русского классицизма являются В. Баженов, М. Казаков, А. Воронихин, А. Захаров, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, К. Росси, воплотившие идею гармонии мироздания.
Великолепные скульптурные портреты мастеров русского классицизма, созданные Ф. Шубиным, И. Мартосом, М. Козловским, Ф. Щедриным, имеют не только внешнюю бытовую, но и историческую достоверность. Символом Петербурга, отразившим дух эпохи, стал знаменитый «Медный всадник» Э. Фальконе.
Ярким воплощением идеалов эпохи стала живопись классицизма. Ей свойственны плавность линий, четкость пропорций, ясность композиции. В жанре исторической живописи работали А. Лосенко, И. Акимов, П. Соколов. Творчество Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского ознаменовало расцвет русской портретной живописи второй половины XVIII в.
Противоположностью классицизма выступает сентиментализм, предпочитавший чувства разуму, влечения сердца требованиям долга. Основоположником русского сентиментализма считается Н. Карамзин, представивший в повести «Бедная Лиза» красоту внутреннего мира простого человека, его переживания и чувства.
В первой половине XIX в. ведущим художественным направлением становится романтизм. Распространению романтизма, который представлял собой не только стиль искусства, но и определенный тип мировоззрения, способствовала общественно-политическая ситуация после Отечественной войны 1812 г. Идеалы героического служения, возвышенных чувств, естественность и индивидуализм, противостояние косности, бездушию характеризуют творчество представителей романтизма. Наиболее ярким проявлением романтизма в литературе была баллада, в которой воплотились характерные черты романтического мировосприятия – двоемирие (реальный и воображаемый мир), интерес к национальному прошлому, отсюда – опора на народные традиции. Это проявилось в творчестве В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова.
Живопись романтизма представлена работами О. Кипренского (портрет А. Пушкина), В. Тропинина («Кружевница»), пейзажами С. Щедрина, И. Айвазовского и др.
Проявлением романтических настроений в музыке стало распространение городской песни и романса, значительный вклад в развитие этих жанров внесли композиторы А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев.
В 30-40-е годы XIX в. появляется еще одно направление – реализм, названный социально-историческим или критическим реализмом. Его характерными чертами являются интерес к духовному миру человека, критическое отношение к действительности, типизация изображения, острота постановки нравственных проблем. С необычайной силой эти особенности реализма проявились в произведениях Н. Гоголя, Н. Некрасова, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого.
Воплощением реализма в живописи стало развитие бытового жанра, появление картин на бытовые сюжеты («Сватовство майора» П. Федотова). Социальный характер русской живописи придало творчество группы художников-реалистов, создавших Товарищество передвижных художественных выставок (1870 г.). Художники-передвижники своей целью сделали знакомство широких слоев общества с русским искусством. И. Крамской, Н. Ге, В. Перов, И. Репин, В. Суриков, А. Саврасов, И. Левитан, В. и А. Васнецовы работали в различных жанрах – портретном, пейзажном, бытовом, историческом но их объединяло стремление достоверно передать условия реальной жизни народа, его историю, запечатлеть красоту родной природы.
Реалистические тенденции в музыке развивались композиторами, входившими в кружок «Могучая кучка». Входившие в него М. Балакирев, А. Бородин, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков продолжали традиции основоположников русской классической музыки М. Глинки и А. Даргомыжского. Особое место в русской музыкальной культуре занимает творчество П. Чайковского.
В целом для русской культуры Нового времени характерны напряженность, динамизм, разнообразие художественных стилей и направлений, борьба противоположных тенденций, стремление к социальной справедливости.