Рефлексия учебной деятельности как необходимое средство профилактики отклоняющегося поведения
Профилактика отклоняющегося поведения будет осуществляться в том случае, если учебная деятельность учащегося будет направляться педагогом на повышение уровня самоактуализации личности, самоутверждения, реализацию возможности недивиантного проявления своих эмоций. Для этого учебная деятельность должна быть:
- высоко мотивированной;
- принимать формы продуктивной совместной деятельности;
- повышать статус индивида как личности;
- обеспечивать ситуацию успешности.
В этом случае будут созданы условия для воспитания саморазвивающейся личности. В понятие саморазвивающей личности вкладываются:
- Умение брать на себя ответственность за свои действия, в том числе и за свое дальнейшее развитие;
- решать свои проблемы без ущерба для других;
- достигать значительного успеха в той деятельности, которая служит для нее объектом самовыражения;
- получать удовлетворение от своей жизни, в том числе от профессиональной деятельности;
- быть открытым переменам и новому жизненному опыту.
Для этого личность должна уметь анализировать свою деятельность и вследствие неудовлетворенности результатами изменять ее, то есть обладать хорошо развиты-ми рефлексивными способностями. Это становится особенно важным, если конкретная личность подвержена девиантным проявлениям в поведении. Рефлексия выступает как переделка индивидуально-личностной сферы, способностей к познанию и деятельно-сти. Рефлексивная функция возникает и может быть реализована в любой деятельности. Как правило, она служит для словесного воспроизведения появившегося затруднения, чем обнаруживает причину его возникновения, служа совершенствованию различных видов деятельности. Важный элемент рефлексии – самооценка - структурируется на самооценки стратегии (обоснованность целей и задач), процесса (оптимальность средств и способов) и результата (сравнительный анализ и суммарная оценка действий и результата).
В нашем исследовании мы организуем учебную деятельность в форме выполнения творческих проектов на уроках информатики и ИКТ. Под проективным подходом мы понимаем учебную деятельность, в которой знания становятся средством решения конкретных учебно-воспитательных задач. Проективность, поставленная в основу учебной деятельности, создает условия овладения учащимся рядом важнейших умений узкого учебного и широкого специального характера:
- осознавать свои потребности и цели;
- планировать свой учебный процесс;
- отбирать необходимые материалы, способы и приёмы учения, пользоваться различными видами учебных материалов;
- осмысливать и обсуждать ход и результаты, собственный стиль учения;
- взаимодействовать с преподавателем и одноклассниками.
При проективном подходе в обучении учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания; они более уверены в себе, у них более высокий уровень самооценки, а также степень доверия к преподавателю и одноклассникам. Такая организация работы является средством мотивации учащихся и повышения результативности их учебного труда, особенно для подростков, когда учащиеся утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех.
Важным этапом проективного взаимодействия становится заключительная презентация (защита) проектов. Данный этап строится на основе специального опросника:
- Что я должен был получить (цель, задачи)?
- Что я получил (описание-демонстрация внешнего продукта-результата)?
- Чем мой продукт отличается от ожидаемого?
- Что вызвало наибольшее затруднение?
- Сколько раз и какого рода мне потребовалась помощь?
- Что новое я теперь умею делать (внутренний продукт деятельности)?
Рефлексия, на первых порах управляемая преподавателем, учит формировать траекторию саморазвития, корректировать поведение, деятельность, отношения учащихся в процессе педагогического взаимодействия. При возникновении трудностей и выходе в рефлексивную позицию субъект не только перестраивает свои действия, но и просматривает возможные их изменения, переосмысливая свой прежний индивидуальный опыт. Рефлексия реализуется в так называемой нормальной двойственности сознания, когда индивид по отношению к самому себе одновременно выступает и как объект рефлексии ("я-исполнитель") и как субъект ("я-контролер"), который регулирует собственные действия и поступки.
Таким образом, рефлексия является необходимым компонентом учебной деятельности, так как обеспечивает высокий уровень взаимовлияния и взаимоизменения участников образовательного процесса, обуславливая саморазвитие личности студента.
Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям, например, в зависимости: а) от характера участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву); б) от времени (протяженности) обусловливания деятельности (далекая – короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову); в) от социальной значимости (социальные – узколичные, по П.М. Якобсону); г) от факта включенности в саму деятельность или находящихся вне ее (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по Л.И. Божович); д) мотивы определенного вида деятельности, например, учебной деятельности, и т.д.
В качестве классификационных основ могут рассматриваться и схемы Х. Мюррея, М. Аргайла, А. Маслоу и др. П.М. Якобсону принадлежит заслуга разграничения мотивов по характеру общения (деловые, эмоциональные). Согласно А.Н. Леонтьеву, социальные потребности, определяющие интеграцию и общение, можно грубо разделить на три основных типа; ориентированных на: а) объект или цель взаимодействия; б) интересы самого коммуникатора; в) интересы другого человека или общества в целом.
К определению доминирующей мотивации ее деятельности целесообразно также подойти и с позиции особенностей интеллектуально-эмоционально-волевой сферы самой личности как субъекта. Соответственно высшие духовные потребности человека могут быть представлены как потребности (мотивы) морального, интеллектуально-познавательного и эстетического планов. Эти мотивы соотносятся с удовлетворением духовных запросов, потребностей человека, с которыми неразрывно связаны такие побуждения, по П.М. Якобсону, как "чувства, интересы, привычки и т.д.". Другими словами, высшие социальные, духовные мотивы (потребности) условно могут быть разделены на три группы:
- мотивы (потребности) интеллектуально-познавательные;
- морально-этические мотивы;
- эмоционально-эстетические мотивы.
В системе "обучающий – обучаемый" студент является не только объектом управления этой системы, но и субъектом деятельности.
Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность. В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера. В литературе этот термин включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, – в данном случае учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, – организацией образовательного процесса; в-третьих, – субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, – субъективными особенностями преподавателя и, прежде всего, системы его отношений к студенту, к делу; в-пятых, – спецификой учебного предмета.
Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичность.
Соответственно, при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К. Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
Характеризуя интерес (в общепсихологическом определении – это эмоциональное переживание познавательной потребности) как один из компонентов учебной мотивации, необходимо обратить внимание на то, что в повседневном бытовом, да и в профессиональном педагогическом общении термин "интерес" часто используется как синоним учебной мотивации. Об этом могут свидетельствовать такие высказывания, как "у него нет интереса к учебе", "необходимо развивать познавательный интерес" и т.д. Такое смещение понятий связано, во-первых, с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации (И. Герберт). Во-вторых, оно объясняется тем, что сам по себе интерес – это сложное неоднородное явление.
Необходимо условие для создания у студентов интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими студентов.
Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение студентов с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.
Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Новизна материала – важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако, познание нового должно опираться на уже имеющиеся у студента знания. Использование прежде усвоенных знаний – одно из основных условий появления интереса.
Существенное, но неоднозначное влияние на обучение оказывает потребность в общении и доминировании.
Сначала учебно-познавательный мотив начинает действовать, затем становится доминирующим и приобретает самостоятельность и лишь после осознается, т.е. первым условием является организация, становление самой учебной деятельности. При этом сама действенность мотивации, лучше формируема при направлении на способы, чем на "результат" деятельности. В то же время она по-разному проявляется для разных возрастных групп в зависимости, как от характера учебной ситуации, так и от жесткого контроля преподавателя.
Психологическая устойчивость определяется, как способность поддерживать требуемый уровень психической активности при широком варьировании факторов, действующих на человека. Применительно к учебной мотивации ее устойчивость – это такая динамическая характеристика, которая обеспечивает относительную продолжительность и высокую продуктивность деятельности, как в нормальных, так и в экстремальных условиях. Установлено, что к психологическим детерминантам устойчивости относятся:
- исходный тип мотивационной структуры;
- личностная значимость предметного содержания деятельности;
- вид учебного задания;
- наиболее сильными являются внутренние факторы: доминирование мотивационной ориентации, особенности внутриструктурной динамики и психологическое содержание мотивационной структуры.
Как отмечалось, учебная мотивация, представляя собой, особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности.
Особенности самоактуализации студентов в учебной деятельности
В психологической науке понятие "самоактуализация" характеризуется как синтезированное, охватывающее всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию его возможностей, адекватное восприятие окружающего мира и своего места в нем, богатство эмоциональной и духовной жизни, высокий уровень физического здоровья и моральности.
А.Маслоу отмечает, что термин "самоактуализация" относится к "желанию людей реализовать себя, а именно: к склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально".
С.Д.Максименко считает, что самореализация личности является, на самом деле, органически присущей любому человеку (и совсем неуместными являются тезисы о том, что будто бы очень небольшое количество людей (3%, по А.Маслоу) – самореализуются, поскольку это "делают все"
Е.Н.Городилова данный феномен определяет как "стремление и процесс реализации генетических и личностных возможностей, наиболее полное и позитивное использование возможностей, воплощение потенциала, внутренней природы человека, проявление его Я, процесс полного развития, саморазвития, самопознания, самосовершенствования, высокий уровень психического здоровья, сбалансированное и гармоничное раскрытие всех аспектов личности, целенаправленное стремление к цельности"
Е.Е.Вахромов рассматривает самоактуализацию как сознательно осуществляемую субъектом практическую деятельность, направленную на решение наличных проблем своей жизненной ситуации, следствием которой является самоизменение и изменение в жизненной ситуации.
Таким образом, потребность в самоактуализации – природная потребность, которая придает индивидуальной жизни человека яркую направленность и глубокий смысл, укрепляя веру в себя. Особенно эта потребность выражена в студенческие годы, поскольку они являются важным периодом становления личности молодого человека.
Самоактуализация студентов определяется как процесс реализации стремления к осуществлению деятельности по максимально полному развитию своей личности в процессе обучения в вузе.
В современной науке разработаны особенности и показатели самоактуализирующейся личности студентов. Для самоактуализации студентов характерна коммуникативная направленность, значимость взаимоотношений с социумом, потребность общественного признания, ориентация на активные действия (Е.Н.Городилова); общительность, эмоциональная устойчивость, уверенность в силах, энергичность (И.В.Туркова); эмпатийные способности, ориентация на взаимодействие с другими людьми, смелость в установлении межличностных контактов, деловая направленность, профессиональная креативность (Е.Ф.Ященко); гибкость и произвольность поведения, доверчивость, общительность, уверенность и ответственность, потребность в самоуважении (Н.И.Петрова).
Исходя из анализа трудов, посвященных исследованию различных аспектов сущности самоактуализации, можно уточнить показатели самоактуализирующейся личности студентов.
Первым показателем самоактуализирующейся личности студентов является социально-психологическаяадаптированность. Адаптированность – это "уровень фактического приспособления человека к жизни, взаимосоответствия его социального статуса и удовлетворённости или неудовлетворённости собой". Необходимо отметить, что зарубежные учёные гуманистического направления (К.Гольдштейн, А.Маслоу, К.Роджерс и др.) рассматривали адаптацию как явление, ведущее к гомеостазу и замедляющее раскрытие индивидуальности и развитие личности. Однако, К.Роджерс, Р.Мэй и Э.Шостром отмечают важность и полезность адаптации на первом этапе приспособления к новым условиям. Так, Р.Мэй признаёт адаптацию "шагом вперёд" в сторону самоактуализации. Э.Шостром рассматривает начало жизни человека (до 35 лет) как один большой адаптационный период, в котором молодые люди адаптируются как к внешним требованиям социокультурной среды, так и к своим внутренним потребностям и стремлениям.
В отечественных исследованиях отмечается, что личность более эффективно реализует свой потенциал при благоприятных внешних условиях. Самоактуализирующаяся личность находит оптимальную степень адаптированности, которая является результирующей диалектического противоречия между потребностью в общении, в принадлежности к группе, потребностью соответствовать ценностным эталонам группы и потребностью следовать собственному предназначению, заявить о себе как об индивидуальности. Самоактуализирующаяся личность способна к "определённомудистанцированию от адаптивных воздействий социальных структур".
Однако, особенности юношеского возраста таковы, что достичь гармоничного "дистанцирования" трудно. Проявляется противоречивость социальной направленности личности. С одной стороны, у юношей, как и у подростков, высока значимость потребности в принадлежности к референтным группам, в общественном при- знании, утверждении. С другой стороны, характеристикой юности является стремление выделиться, освободиться от опеки, показать свою индивидуальность, проявить независимость. В этом возрасте самоактуализирующийся человек должен демонстрировать оптимальный уровень приспособленности к группе, интегрированность в её статусно-ролевую структуру; собственный стиль поведения, независимость от общественного мнения, отсутствие стремления гнаться за модой, слепо подражать кумирам; опора на собственные силы, убеждения, установки. Социально-психологическая адаптация как показатель самоактуализирующейся личности студентов характеризуется следующими признаками:
• способность анализировать ролевую структуру коллектива;
• умение работать в команде;
• способность к быстрому установлению глубоких контактов с людьми;
• способность принимать себя, других такими, какие они есть;
• опора на собственные силы, убеждения, уверенность в своих силах;
• знание основных особенностей системы вузовского образования;
• знание истории, традиций вуза, особенностей обучения в данном конкретном вузе;
• умение оптимально организовать режим труда и отдыха в условиях учебного процесса в вузе;
• умение эффективно слушать, конспектировать, рационально читать, составлять тезисы и работать с первоисточниками, словарями, справочниками;
• знание правил написания рефератов, курсовых или иных видов работ;
• умение эффективной организовать подготовку к экзаменам.
Вторым показателем самоактуализирующейся личности студентов является креативность. Креативность определяется как "творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания". Различным аспектам креативности самоактуализирующегося человека посвящены работы таких учёных, как Л.Г.Брылева, Е.А.Ларина, Н.И.Петрова и др. А.Маслоу рассматривает креативность как универсальное качество самоактуализирующейся личности.
Креативность связана с развитием личности в онтогенезе, с появляющимся и всё более осознанным стремлением к самоактуализации молодых людей. Творческий порыв в юности часто не приводит к какому-либо результату, творческая деятельность и самоактуализация могут носить спонтанный, неуправляемый характер. Креативность студентов должна проявляться в способности самостоятельно ставить цели, ориентироваться на будущее. Проявляться не только в энергичности, находчивости и непосредственности, но и в упорстве при достижении целей творчества.
Внутренними условиями успешности и эффективности творческой деятельности студентов являются интеллектуальная дисциплина, организованность и систематичность в работе. Чтобы стать успешными и творчески продуктивным и во всех видах деятельности, студенты нуждаются в интеллектуальной дисциплине, собранности, самоконтроле.
У юношей и девушек усиливается направленность на творческую деятельность, в рамках которой проявляется и развивается их креативность. В свою очередь высокий уровень креативности позволяет активно участвовать в творческой деятельности, и это в итоге даёт возможность для самовыражения, повышается социометрический статус и повышается самооценка. Именно поэтому креативность молодого человека в период юности проявляется в умении сотрудничать.
Креативность как показатель самоактуализирующейся личности студентов может проявляться в следующих знаниях, умениях, способностях:
• интеллектуальные умения (умения анализировать, сравнивать, выделять, описывать, доказывать, обосновывать оценивать, ранжировать идеи);
• умение модернизировать старые идеи, генерировать новые;
• умение импровизировать, способность к необыкновенным сочетаниям элементов (понятий, идей, оттенков, форм, отношений), способность находить проблемы в известном;
• способность наслаждаться не только результатом, но и процессом творческой деятельности;
• умение осуществлять самоконтроль, самодисциплина, собранность, упорство, терпение, организованность;
• умение ставить цели, планировать, оценивать результаты;
• умение организовывать, отстаивать свою точку зрения, убеждать, избегать конфликтов;
• стремлении к самовыражению, выражению своего "Я";
• навык самопрезентации.
Третьим показателем самоактуализирующейся личности студентов является высокий уровень развития рефлексивности. Рефлексия – "это мысленный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к другим, своих задач, назначения". Следовательно, рефлексивность как качество личности проявляется в способности осуществлять эти процессы, в частности анализировать особенно-сти своего "Я", действия и поступки, отношения с другими, понимать и осознавать возможности саморегуляции деятельности.
Рефлексивные акты служат корректировке представлений человека о себе и мире. Развитие рефлексивности способствует самоактуализации, так как когнитивные процессы обеспечивают качественную и количественную самооценку системы знаний человека о своей личности, влияющих на самоактуализацию и способы её достижения. По мнению С.Ю.Степанова и И.Н.Семёнова, предметом рефлексии являются особенности своего "Я", а также особенности социальной подструктуры личности, которым соответствуют определённые типы рефлексии:
• знания о статусно-ролевой структуре организации коллективного взаимодействия (кооперативная рефлексия);
• представления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков (коммуникативная рефлексия);
• свои поступки и образы собственного "я" (личностная рефлексия);
• знания об объекте и способы действия с ним (интеллектуальная рефлексия).
Рефлексивность как показатель самоактуализирующейся личности студентов может выражаться в следующих способностях, умениях, знаниях:
• способность контролировать свои действия, в том числе и умственные, отслеживать логику развёртывания суждений;
• способность к адекватному оцениванию своего "Я", умение анализировать особенности своих действий и поступков;
• умение принимать решение, ответственность за свои действия;
• эмпатия, способность встать на место другого, посмотреть на себя его глазами;
• умение анализировать взаимоотношения с членами коллектива;
• знание о статусно-ролевой структуре группы;
• умение выявить причину и способ устранения встретившихся затруднений в общении с членами коллектива.
Четвёртым показателем самоактуализирующейся личности студентов является готовность к саморазвитию. Показателями готовности к саморазвитию старшеклассников является: умение определять цели саморазвития, планировать их достижение, преодолевать препятствия достижения целей. Таким образом, готовность к саморазвитию требует не только осознания необходимости самоактуализации, но и высокой степени развития рефлексии для эффективного целеполагания самоактуализации и умений осуществлять творческую деятельность. Согласно точке зрения Т.Ф.Ушевой, готовность к саморазвитию студентов проявляется в наличии следующих умений:
- определять основание своей деятельности;
- оценивать собственную позицию;
- прогнозировать результаты собственных решений; принимать ответственность за свои поступки;
- "возвращаться назад" и оценить правильность выбранного решения;
- анализировать причины своего поведения, допущенные ошибки;
- соотносить результаты с конечной целью; понимать свои качества в настоящем, сравнивая с прошлым;
- прогнозировать перспективы собственного самосовершенствования.
Готовность к саморазвитию как показатель самоактуализации личности студентов выражается в следующих умениях и способностях:
• способность принимать себя, ценить свои достоинства, уважать себя, доверять себе и своим силам;
• внутренняя свобода развиваться в любом направлении;
• готовность учиться;
• интерес к личностному развитию, заинтересованность в его результатах, понимание его важности, значимости;
• умение определять цели саморазвития, планировать их достижение, прогнозировать результаты;
• умение мобилизовать силы, сосредоточиться, найти пути преодоления трудностей;
• умение анализировать причины своего поведения, допущенные ошибки;
• умение принимать ответственность за результат саморазвития;
• умение соотносить результаты с конечной целью, оценивать свои качества в настоящем, сравнивая с прошлым.
Таким образом, рассмотренные нами показатели самоактуализирующейся личности студентов вуза детерминированы психологическими особенностями юношеского возраста, а также спецификой социальной среды, создаваемой учебным процессом в вузе. Они приобретают большое значение в связи с влиянием социального фактора обучения в высшей школе. Во время учебного процесса в вузе можно выделить определенные способы влияния на студента, которые бы способствовали процессу самоактуализации его личности, раскрытию потенциальных возможностей. А именно:
• акцентировать внимание на будущую практическую профессиональную деятельность;
• максимально связывать задания с уже приобретенным учебным и жизненным опытом студента;
• придерживаться оптимального уровня сложности учебного материала;
• прогнозировать потенциальные трудности;
• переубедить студента, что только собственные стремления и амбиции могут побуждать личность к выполнению опре- деленных действий и определенной деятельности;
• побуждать студента уверенно делать выбор в пользу знаний и не бояться принимать самостоятельные решения;
• позволить студенту самому выбирать наиболее эффективные методы и способы обучения, которые максимально отвечают его индивидуальным психологическим особенностям;
• обеспечить дифференциацию и индивидуализацию самостоятельного обучения;
• стимулировать ответственное и с пониманием дела отношение студента к собственным действиям;
• на надлежащем научном и методическом уровне разрабатывать методики для осуществления самооценки и самоконтроля знаний;
• обеспечить системность в осуществлении самостоятельной учебной деятельности;
• поддерживать положительное эмоциональное состояние как результат удовлетворения от собственной учебной деятельности;
• содействовать постепенному освобождению от неправильных представлений о себе;
• содействовать преобразованию учебной деятельности в настоящую ценность студента, которая бы постепенно становилась потребностью личности.
Итак, теоретический анализ работ по проблеме показал, что самоактуализация студентов в учебном процессе вуза – это процесс реализации стремления к осуществлению деятельности по максимально полному развитию своей личности в. Рассмотренные нами показатели самоактуализирующейся личности студентов вуза выражают определенные знания, способности и умения, с помощью которых студент может проявить себя в процессе обучения и тем самым самоактуализироваться. Целенаправленное влияние на личность студента будет способствовать повышению результативности самоактуализации во время обучения в вузе.
3.2. Самообразование студентов как фактор успешности профессиональной деятельности
Технология организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.
К основным формам самостоятельной работы относятся подготовка к занятиям по конспектам, рекомендованной литературе и другим источникам информации; изучение рекомендованной литературы по теме или вопросу; решение индивидуальных задач и выполнение индивидуальных заданий; выполнение алгоритмизированных заданий (в том числе, работа по конспектам, учебникам и др. учебно-методическим материалам); библиографический поиск и составление списка литературы по теме исследования; написание рефератов; подготовка к контрольным мероприятиям по дисциплине; подготовка отчета по практике; выполнение курсовых работ (проекта); выполнение выпускной квалификационной работы и др.
Дополнительные формы самостоятельной работы включают изучение темы по материалам Интернет; выполнение заданий на структурирование, обобщение и анализ материала; составление планов, тезисов, глоссариев и перечней опорных понятий при самостоятельном изучении тем и подготовке к семинарским занятиям; подготовка к участию в деловой или ролевой игре; подготовка к олимпиаде или конкурсу по будущей специальности;разработка наглядных пособий, раздаточного материала для проведения занятий; самостоятельные упражнения на учебном оборудовании; рецензирование рефератов и других работ обучающихся; разработка тестов и других видов контроля; библиографический поиск с аннотированием литературы; участие в научных исследованиях (в том числе, проведение самостоятельных экспериментов, разработка программы исследования, проведение социологического опроса, сбор и статистическая обработка данных и т.д.); подготовка научных докладов; написание научных статей и тезисов доклада и др.
Данные формы внеаудиторной самостоятельной работы могут быть классифицированы в соответствии с решаемыми дидактическими задачами:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование компьютерной техники и Интернета и др.;
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;
- для формирования умений и профессиональных компетенций: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера и др.
В контексте организации аудиторной самостоятельной работы необходимо уделить внимание дидактическим возможностям технологии обучения в сотрудничестве (СooperativeLearning), которая получила широкое распространение в зарубежных системах общего и профессионального обучения (Германия, Нидерланды, Великобритания, Австралия, Израиль, Япония). Опыт реализации различных модификаций данной технологии позволяет утверждать, что совместный труд студентов в группе от двух до пяти человек над одним учебным проектом или заданием оказывается намного продуктивнее традиционных объяснительно-иллюстративного и репродуктивных методов. Разновидностей технологии обучения в сотрудничестве несколько, отличаются они и постановкой учебных задач и организационными формами.
1. Student Team Learning (STL, обучениевкоманде). Этот метод уделяет особое внимание "групповым целям" (teamgoals) и успеху всей группы (teamsuccess), которые могут быть достигнуты только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, проблемой, вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого обучающегося состоит не в том, чтобы выполнить какое-то задание, а в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, совместном решении поставленной перед ними проблемы. Метод STL сводится к трем основным принципам:
1. принцип награды (teamrewards), которую команды и группы могут получать в виде сертификата, диплома и других видов оценки их совместной деятельности, если они превзойдут установленный для них критерий. При этом группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную "планку" результатов и время на ее достижение;
2. принцип индивидуальной (персональной) ответственности означает, что успех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме;
3. принцип равных возможностей для достижения успеха означает, что каждый обучающийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других студентов этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает продвинутым, средним и отстающим обучающимся равные возможности в получении очков для своей команды. Стараясь изо всех сил улучшить результаты предыдущего опроса, зачета, экзамена (и улучшая их), и средний, и отстающий обучающийся приносят своей команде равное количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную "планку".
Другая разновидность обучения в сотрудничестве Jigsaw ("Пила") разработана ElliotAronson в 1978 г. Учащиеся разбиваются на группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который сост<