Тема: «Общение родителей с детьми»
Составлено и проведено И.Ю. Смирновой)
Цели:
1) стимулирование полноценного общения родителей с их детьми;
2) развитие умения родителей видеть себя со стороны;
3) повышение уровня знаний родителей о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми.
Участники:родители учащихся 8-го класса, классный руководитель, психолог.
Подготовка.
1.Учащиеся выполняют следующее задание. В течение 2−3 дней они записывают фразы, с которыми к ним обращались родители. Затем все их записки заклеиваются в большой конверт.
2. На классном часе проводится анкетирование учащихся с целью изучения отношений «ребенок − родитель» с использованием метода незаконченных предложений. Например:
Мои родители.... Я думаю, что мои близкие.... Мне кажется, что наша семья.... Я люблю своих родителей, но... Большинство известных мне семей... Моя семья обращается со мной...
3. Родители выполняют следующее задание. В течение 2−3 дней они записывают свои слова и фразы, обращенные к детям. Затем эти записки классный руководитель тоже заклеивает в отдельный конверт.
Оформление, оборудование и инвентарь.
Вклассе подготовлены места для работы родителей в группах.
Ход собрания.
I. Вступление классного руководителя.
Сложное социально-экономическое положение в стране, вытекающая отсюда всеобщая нервозность, а иногда и озлобленность приводит к многочисленным конфликтам. В том числе между родителями и детьми.
Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители, пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно и на общение часто уже не способны. Растет стена непонимания, возникают конфликты.
Как следствие −обращение к психологу, к сожалению, уже в момент кризиса, когда налицо развал отношений.
II. Выступление психолога о проблемах взаимоотношений между родителями и детьми.
Сегодня у подростков больше Проблем, чем 10−5 лет назад. Мудрые родители должны уделять ребенку максимум внимания. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители уделяют своему ребенку всего 18 минут. Это ли не парадокс!
Мудрость родителей заключается в том, чтобы сказать себе: «Мой ребенок не виноват в моих жизненных трудностях!» Какие бы времена ни были, какие бы события ни происходили, ребенок − то самая большая ценность. Общение с ним как раз и есть та самая отдушина, та радость, которой так мало в нашей повседневной жизни.
Далее психолог предлагает родителям некоторые размышления по итогам проведенного исследования.
III. Работа родителей с конвертом, содержащим их собственные записки.
Классный руководитель предлагает родителям поразмышлять над тем, как, по каким вопросам, проблемам и в каком тоне происходит их общение с детьми. Для этого из конверта с заранее вложенными в него записками слов и фраз, обращенных родителями к детям, поочередно вынимаются записки. Родители должны определить особенности стиля, тона, цели общения.
Фразы родителей могут отражать следующие аспекты общения:
1) что надо сделать (указание);
2) обмен информацией;
3) обмен эмоциями;
4) поощрение, психологическая поддержка;
5) угроза наказания.
В результате работы родители приходят к выводу, что среди фраз, обращенных ими к детям, преобладают фразы, содержащие указания, угрозу наказания и обмен информацией.
Классный руководитель обращает внимание на то, что полноценное общение предполагает равномерное соотношение различных видов общения адекватно ситуации.
IV. Работа родителей с конвертом, содержащим записки их детей.
Классный руководитель предлагает обратиться к тому, что услышали от своих родителей дети в течение 2−3 дней. Классный руководитель достает из конверта и зачитывает записки детей. При необходимости и наличии у родителей желания высказаться им предоставляется такая возможность.
V. Работа по проектированию оптимальных вариантов общения родителей с детьми.
Классный руководитель сообщает родителям информацию о том, что полноценное общение предполагает наличие невербальных проявлений. Около 60% информации человек получает не вербально. Очень важно, чтобы речевое высказывание сопровождалось соответствующим невербальным подкреплением.
1. К доске приглашаются 6 желающих из числа родителей. Каждый из них получает карточку, на которой написано слово, обозначающее одно из эмоциональных состояний человека. Они должны это чувство выразить не вербально:
− изумление;
− тревога;
− радость
− огорчение;
− интерес
Остальным присутствующим предлагается отгадать, какое чувство выражается.
2. С помощью разноцветных карточек присутствующие разбиваются на 4 группы. Каждая из групп через 5 минут должна внести свой вклад в «банк общения», предложив перечень возможных поощрений и наказаний, которые можно использовать в семейной практике.
В результате этой работы после обобщения мнений четырех групп формируется следующий «банк общения»:
Поощрения | Наказания |
Ласка (ласковые слова и прикосновения) | Лишение удовольствий, привилегий |
Похвала (выражение радости и благодарности) | Запрет на приятную деятельность |
Развлечение (совместные про гулки, дискотека...) | Смена дружеского тона на строгий |
Восхищение (публичное) | Наряд «вне очереди» |
Лестное сравнение с почитаемым авторитетом | |
Проявление уважения (общение «взрослый − взрослый») |
VI. Подведение итогов собрания-практикума классным руководителем и принятие решения.
Итак, на сегодняшнем собрании мы задумались о необходимости полноценного общения родителей с детьми, ответственного подхода к воспитанию. Воспитательные Действия, общение должны быть наполнены любовью, тогда они будут результативными. Залогом воспитательного успеха будут также знания, основанные на бесконечной родительской любви, заботе о ребенке, о его настоящем и будущем. Давайте же учиться быть хорошими родителями.