Законы информационного воздействия

Учеными выявлены некие законы информационного воздействия на психику человека. Приводя их, воспользуемся классификацией К. X. Каландарова.

— ложь должна быть определенным образом дозиро­вана и сохранять видимость правдоподобия;

— необходимость четкого представления об ожида­ниях аудитории, что позволяет создавать иллюзии, при­менимые именно для данной аудитории;

— использование "логики коллективного действия", взаимной ответственности;

— изъятие и сокрытие информации, которая идет вразрез с официальным курсом;

— обращение к "священным принципам" нации;

— использование; символики и символизации по­средством имиджевых технологий».

— дихотомическое деление мира, формирование и использование «образа врага». «Враг» может быть не ре­альным, а символическим, внедряется в общественное сознание в первую очередь и помогает преодолеть комплекс (собственный или национальный) неполноценности, ак­тивизировать процессы самоориентации, обосновать лю­бую «исключительность». Ярким примером данного манипулирования могут послужить события на Украине 2014 года;

— «политика самоочевидного», когда за «очевидное» выдаются хорошо подтасованные факты. При этом предоставляется «якобы свобода» для интерпрета­ции подтасованных фактов. Этому предшествует ненавязчивая подача нужных сведений при скрытом воздействии на их возможную оценку. «Самоочевидные» решения вы­даются обществу в форме нарочито нейтральных. Они выглядят как продиктованные «логикой развития ситу­ации», что совершенно не соответствует действитель­ности. «Самоочевидные» решения всегда выдаются как единственно возможные и лучшие, как, безусловно, неиз­бежные и оптимальные. Тем самым они способствуют ут­верждению и стабилизации существующего порядка;

— данные социологических опросов. При опросах большее влияние на общественное мнение оказывают не ответы, а формулировка вопросов. Вопрос может активно влиять на модели поведения и ценностные ориентации.

Опросы приводят к целенаправленному смешению событий и псевдособытий, фактов и мнений, обещаний и действий, действительного положения дел и их интер­претации. Вопросы, составленные в строго определенной фор­ме, заставляют реципиента включить в поле возможного выбора также цели и намерения, к которым он не стре­мился и которые не имел в виду. Такие вопросы «раскачи­вают» установки человека, его ориентации и убеждения и делают его уязвимым и открытым для манипуляций. Со­держание вопроса оказывает скрытое влияние на ответ, ограничивая поле выбора и возможности субъективных интерпретаций. Выбор ответа не только распределяет об­щественное мнение, но и моделирует поведение реципи­ентов.

Воспитание контртрадиции

Важной задачей современных средств массовой информации является воспитание у людей всего мира некой контртрадиции - того, что уничтожает культурное ядро человеческой личности и создает некий суррогат, наполненный виртуальными образами ложной реальности. Апеллируя к душам людей, корпорации СМИ пытаются выступить в роли антицеркви (греческая приставка «anti» означает не только «против», но и «вместо»), подменяя заповеди Христа чуждыми и прямо противоположными православному вероисповеданию установками. На чувственном поле делается попытка вызвать у потребителя ощущение обладания некими сверхъестествен­ными реалиями. Сегодня продается не товар, а бренд - образ, который, с одной стороны, способен принести еще большую прибыль корпорации, а с другой, помогает «переформатировать» сознание современного человека. Примеров можно привести множество, суть одна – перекодировка сознания людей в интересах корпораций.

Контртрадиция нацелена не только на поддержку собственной образной системы, но и на приобретение новых сфер влияния, пробуждения в человеке новых чувств - вплоть о полного порабощения. Более того, контртрадиция постоянно имитирует восхождение к новым ощущениям и реалиям. Авторы современной рекламы внушают: благодаря выбору «пра­вильного» товара начинаешь получать энергию, чтобы изменять мир; остальной мир на этом фоне становится иллюзорным.

Создается порой парадоксальная ситуация: когда после такой «обработки» люди слышат о Заповедях Божиих, то воспринимают их через пространство чего-то, уже навязанного им извне. Например, ребенок, услышав замечательные слова Евангелия от Иоанна: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5), скажет, что по соседству расположен магазинчик «Свет во тьме», торгующий флуоресцентными лампами. В рекламе давно не гнушаются использовать цитаты из Библии и Священного писания. Так, например, в рекламе фирмы по продаже электроники можно увидеть слова из книги Бытия: «Да будет свет...», а такой «возвышенный» слоган, как «Вознесись над суетой», звучащий почти как «библейски», рекламирует казино.

Совсем недавно по телевидению демонстрировался рекламный ролик следующего содержания: чело­век входит в офис, выдергивает затычку, и окружаю­щие его люди вместе со зданием сдуваются, как проколотые воздушные шарики - на самом деле они оказываются нере­альными. Затем «герой» едет по улицам, и за ним сдувается целый город. В конце только один человек, кроме него, остал­ся реальным – второй обладатель машины рекламируемой марки. По мысли создателей этих образов, наша действительность со всеми ее радостями и скорбями - это не есть реальное бытие, в отличие от мира данного брэнда, то есть мир контртрадиции - это единственно мыслимая жизнь.

Воздействие экрана направлено преимущественно на мечта­тельную способность, на сферу воображения, которую Святые Отцы всегда называли основным каналом доступа падших духов к душе человека. Греховные помыслы, и мечтания, приходя­щие к нам от дьявола, - это тоже ложная, виртуальная реальность, и только Православие предупреждает об этой опасности воображения. «Мир человеческой воли и воображения, - сказано в книге «Старец Силуан Афонский», - это мир «призраков» истины. Этот мир у человека общий с падшими демонами, и потому воображение - есть проводник демонической анергии. И демонические образы, и образы, творимые самим человеком, могут влиять на людей, видо­изменяя или преображая их, но при этом одно неизбежно: всякий образ, созданный самим человеком, или внушенный демонами, и воспринятый душою, будет извращать духовный образ человека, возданного по образу и подобию Божию». Если «чувство лично­го Бога очищает молитву от воображения, переводя все в некий невидимый центр живого внутреннего общения», то погружение в мир воображения, напротив, означает уход в безличную стихию, в которой пребывают и демоны.

Опыт православных подвижников свидетельствует, что борьба с воображением занимает одно из главных мест в духовной брани. В книге святого Никодима Святогорца «Невидимая брань», в част­ности, читаем:

«Воображение есть такая сила души, которая по природе своей не имеет способности пребывать в области единения с Богом... Человекоубийца диавол, как сам пал от мечтания о богоравенстве, так довел и Адама до того, что он стал мечтать умом своим о равенстве Богу, и пал от такого своего мечтания как многовидная фантазия есть изобретение и порождение дья­вола. Она для него премного вожделенна и пригодна к погублению нас. Святые отцы справедливо называют ее мостом, чрез который душеубийственные демоны проходят в душу, смешива­ются с ней и делают ее пчельником трутней, жилищем срамных, злых и богопротивных помыслов, и всяких нечистых страстей, душевных и телесных»[13].

Здесь очень важно заметить, что состояние погруженности в мечтательные образы святой Никодим Святогорец называет состоя­нием неразумных, то есть, лишенных ума, духа, животных. В это состояние звериности впал сатана и увлек за собой часть ангелов, а затем он ввел в это состояние и наших прародителей — Адама и Еву. В настоящее время он еще глубже вводит в это состояние современных людей.

«Будучи отцом лжи, он (сатана) посредством ложных действий будет обольщать воображение», — указывает святитель Кирилл Иерусалимский («Огласительные поучения», 15). И преподобный Ефрем Сирин в своем «Слове на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово» замечает, что «много будет мечтаний, совершаемых зверем», и сами знамения называет «мечтательными». Святитель Игнатий (Брянчанинов) прямо говорил, что ложные знамения и чудеса будут «действовать наиболее на чув­ства зрения, очаровывая и обманывая его»[14]. Виртуальная реаль­ность и есть обман чувства зрения.

В рамках современной цивилизации люди все больше отрываются от мира, созданного Богом, и живут в мире, созданным человеком, не укорененном в Божественном бытии. Так, живя в городе, мы постоянно окружены творением рук человеческих, а в свободное время погружаемся в мир виртуальной реальности телевидения или интернета. Этот нереальный, безблагодатный, придуманный мир, все больше поглощает в себя человека, заставляя жить его по своим законам и правилам. При этом искажается сама духовно-нравственная основа человека – образ Божий, совестное начало, которое делает человека человеком.

В совре­менной рекламе, как в зеркале, видна попытка подмены всех сфер церковной жизни, фактически всей полноты бытия человека. Обычно такая попытка осуществляется в социуме с пошатнувшейся системой ценностей.Не удивительно, что после многих десятилетий атеиз­ма многие наши соотечественники ушли с головой в эту сис­тему ценностей, стараясь «Брать от жизни все». В современном секулярном обществе, любое проявление религиозности сознательно выдавливается из всех сфер общественной жизни. Происходит это постепенно и планомерно. Контртрадиция напоминает спираль, где каждый следующий виток опирается на пре­дыдущий, а «градус накала» все повышается. Простой пример: если лягушку бросить в кипящую воду она мгновенно выскочит, а если постепенно повышать температуру воды, то она не заметит постепенных изменений и сварится.

Еще Антонио Грамши[15], создавший новую теорию революции, учил, что надо разрушать «культурное ядро общества», психологическую защиту человека, тех устоев, на которых держится его способность к критическому восприятию информации.

Если человек не живет церковной жизнью, это неиз­бежно приводит к принятию ложных ценностей. Одной из таких «ценностей», несомненно, является модная ныне толерантность: с одной стороны, утверждение, что не существует абсолютной истины, а с другой, равнодушие к своему ближнему и терпимость ко злу. Со временем эти лже-постулаты начинают восприниматься как норма жизни и единственно верные. На сегодняшний день мы это можем наблюдать в обществе на примере отношения к гомосексуализму и однополым бракам. Либеральная часть нашего социума серьезно считает, что гомосексуализм, педофилия и прочие извращения имеют право на существование и даже на пропаганду.

ВЫВОДЫ

Чтобы защититься от всевозможного рода манипуляции, необходимо:

- Быть ближе к природе как созданию Бога, несущей в себе Его благодатный отпечаток

- Как можно меньше быть погруженным в виртуальную реальность, созданную человеком

- Отказать от просмотра продукции телевидения, переформатирующей сознание и воспитывающей гедонизм

- Отдавать предпочтение чтению, как источнику информации

- Слушать музыку, проверено имеющую позитивные духовные основания

- Незыблимо держаться основ православной веры

- Всю полученную информацию перепроверять через заповеди Божии и Евангельские истины

- Больше читать Евангелие и аскетическую литературу, укрепляющую правильное восприятие происходящих процессов

- Очень важно, чтобы еще со студенческой скамьи сту­денты, изучающие журналистику, рекламу, PR, понимали антихристианскую суть контртрадиции.

Список использованной литературы

1.Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль ком­муникативных процессов. — М: Гуманитарный центр «Монолит», 1998.

2.Америка тупеет. Вашингтон пост. 20 февраля 2008 года. http://www. inopressa.ru/wp/2008/02/19/15:28:29/dumbing.

3.См. Работы О.В. Филатова, д.б.н., профессор кафедры физиологии человека и животных АГУ.

4.С. Кара-Мурза цит. по книге «Скрытые искусители или снасти на потребителя»., Изд. «Душепопечит. Центра св.пр. Иоанна Кронштадтского, М.., 2007.

5.Проект Россия. Книга первая. М., 2006. 384 с.

6.Волкогонов Д.А. Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания. — М. Воениздат, 1983.288 с.

7.А.В. Литвиненко. Специальные информационные операции и про­пагандистские кампании. Киев, 2000

8.Зиновьев А. А. // Государственная служба. 3 (17). Май— июнь 2002

9. Крысько В. Г. Секреты психологической войны. Мн., 1999.

10. Почепцов Г. Г. Как «переключают» народы. Психологические ин­формационные операции как технологии воздействия на массовое сознание в XX веке. Киев, 1998

11. rus-sky.com›history/library/nikodim.htm

12. pravbeseda.ru›library/index.php?page=book&id=896

13. С.Г. Кара-Мурза. Манипуляция сознанием. kara-murza.ru›books/manipul/manipul52.htm

14. Зиновьев С.А. Информационно-психологическое воздействие на массы. «Скифия», СПб, 2008

15. Зиновьев С.А. Анализ массовых манипуляций в России. «Скифия», СПб, 2008

16. Зиновьев С.А. Управление психикой посредством манипулятивного воздействия. «Скифия», СПб, 2009

[1] Архетип – центрально понятие аналитической психологии. Согласно К. Г. Юнгу - это своего рода образцы поведения, мышления, видения мира; простые и фундаментальные образы, скрытые в бессознательном коллективном и возникшие на заре человечества, существуют наподобие инстинктов. Наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. Задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности.

[2] Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль ком­муникативных процессов. — М: Гуманитарный центр «Монолит», 1998.

[3] С.Г. Кара-Мурза. Манипуляция сознанием.kara-murza.ru›books/manipul/manipul52.htm

[4] Америка тупеет. Вашингтон пост. 20 февраля 2008 года. http://www. inopressa.ru/wp/2008/02/19/15:28:29/dumbing.

[5] См. Работы О.В. Филатова, д.б.н., профессор кафедры физиологии человека и животных АГУ.

[6] С. Кара-Мурза цит. по книге «Скрытые искусители или снасти на потребителя»., Изд. «Душепопечит. Центра св.пр. Иоанна Кронштадтского, М.., 2007.

[7] Проект Россия. Книга первая. М., 2006. 384 с.

[8]Волкогонов Д.А. Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания. — М. Воениздат, 1983.288 с.

[9]А.В. Литвиненко. Специальные информационные операции и про­пагандистские кампании. Киев, 2000

[10] Зиновьев А. А. // Государственная служба. 3 (17). Май— июнь 2002

[11] Крысько В. Г. Секреты психологической войны. Мн., 1999.

[12] Почепцов Г. Г. Как «переключают» народы. Психологические ин­формационные операции как технологии воздействия на массовое сознание в XX веке. Киев, 1998

[13] rus-sky.com›history/library/nikodim.htm

[14] pravbeseda.ru›library/index.php?page=book&id=896

[15] С.Г. Кара-Мурза. Манипуляция сознанием. kara-murza.ru›books/manipul/manipul52.htm

Наши рекомендации