Манипуляции сознанием современного человека

МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

В современном мире искусство управлять сознанием и поведением человека является важным направлением работы многих государственных и международных институтов и корпораций. При помощи разнообразных психотехник, практикующих комплексные воздействия на сознание и подсознание, а так же на слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные рецепторы, делается попытка превратить общество людей в систему управляемых биообъектов. Современному обывателю практически не оставляют право выбора: другие решаю за него, как и о чем думать, к чему стремиться, что чувствовать и на что надеяться. Люди, не имеющие духовного стержня, не строящие свою жизнь на основе православного мировоззрения, полностью подпадают под «пресс-машину» манипуляторных воздействий, формируясь по лекалу гедонистических ценностей массовой культуры.

Как противостоять этому разрушительному воздействию? Как сохранить свой самобытный образ мышления, чувствования и поведения? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в этой главе.

Иформационно-психологическое воз­действие на человека посредством средств массовой информации и коммуникации

Наиболее эффективное управление массовым сознанием становится воз­можными только при формировании из отдельных индивидов массы для последующего ее превращения в безликую толпу. Подобная трансформация производится путем игры на низменных человеческих инстинктах, сохранившихся в не­изменном виде в бессознательном психики, которые могут быть извлечены на поверхность в сознание путем провокации (задействования) определенных архетипов[1] личного и коллективного бессознательного. При этом через усиление греховных наклонностей происходит пробуждение и активизация всех страстей, гнездящихся в душе падшего человека. Задействование происходит путем демонстрации опреде­ленным образом запрограммированных на разрушительное воздействие на психику телепередач, или информации из прессы, пропагандирующих греховные стремления, надежно скрытых и сдерживаемых в психике благодаря усвоению постулатов веры и развитию морали христианской цивилизации. Именно цивилизация, культура, и прежде всего православная вера, накладывают незри­мый отпечаток на психику, позволяя держать в узде ар­хаичные инстинкты, которые кроме всего прочего еще и вытесняются нормами и запретами (нравственными нор­мами и Уголовным кодексом), существующими в любом государстве.

Информационно-психологические воз­действия направлены, прежде всего, на разрушение психики людей с целью принуждения к приятию без критического анализа информации, поступающей со стороны средств массовой информации и коммуникации. При этом происходит навязывание определенных мыслительных и поведенческих стереотипов, от которых в конечном итоге, зависит бессознательное поведение человека в тех или иных жизненных ситуациях. Средства массовой информации выступают в роли основных манипулято­ров, притупляя сознание посредством ин­формации, подаваемой таким образом, чтобы сформировать в человеке невозможность критического отношения к действительности, а также затруднение в получении общей информации по тому или иному вопросу.

Представлен­ная почти в любом выпуске прессы или телевиденияинформация популярного характера подается во фрагментарном, урезанном виде, в первую очередь влияет на чувства и задействует эмоции, таким образом, еще больше затрудняя аналитический обзор находящейся в этом же выпуске информации социально-политического характера.

Здесь стоит подчеркнуть, что важным фактором реализации любого рода манипуляций являет­ся воздействие на чувства, а не на разум. Провоцируя эмоции, можно воздействовать сра­зу на подсознание, минуя сознание (цензуру психики), в результате чего в подсознании закладываются паттерны поведения, при воздействии на которые в последующем можно прогнозировать любые ожидаемые реакции.

В средствах массовой информации и коммуникаций широко используются законы суггестивного влияния на массы. Для того чтобы любая информация беспрепятственно проникала в подсознание и оттуда воздействовала на сознание, нужно, чтобы часть подаваемой информации имела не только правдивый характер, но и была понятна целевой аудитории, т.е. отражала их интересы и бессознательные желания.

Наряду с этим так же используются «принцип первоочередности» подачи материала (именно первая информация, освещающая какой-то вопрос, будет весьма позитивно воспринята слушателями), а так же «принцип повторяемости» (повторение одной и той же информа­ции в разных вариациях и с новыми подробностями, приводящего к ее бес­сознательному запоминанию).

Всевозможные негативные установ­ки могут закладываться, в том числе, посредством популяри­зации так называемой «массовой культуры». Если одно какое-либо дело сплачивает множество разрозненных в жизни людей, превращая в массу, то телепередачи развлекательной направленности (популярные юмористические передачи, сериалы, фильмы и т.п.) превращают эту массу в толпу, в которой от­сутствует духовность, девальвированы понятия чести, совести и человеческого достоинства, взращивая эгоизм и философию потребления.

Но наибольших успехов в этом направлении в современном мире наряду со средствами массовой информации смогли добиться маркетологи, которые, не скрывая используют в рекламных компаниях всевозможные способы манипулирования сознанием индивида, оболванивая и превращая людей в бездумных потребителей, вечно алчущих денег и скидок. Далее проанализируем методы воздействия рекламы на психику рядового члена нашего общества.

СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Реклама и телевидение

«Сегодня, — отмечает проф. С. Г. Кара-Мурза, — за­висимость людей от телевидения стала всеобщей. У не­которых категорий (особенно у детей и подростков) эта зависимость развивается настолько, что наносит сущес­твенный ущерб физическому здоровью.

...наличие создаваемых телевидение невидимых цепей являет­ся установленным фактом... Возникает заколдованный круг: наркотизирует, прико­вывает человека как раз то телевидение, которое хочется смотреть и смотреть — телевидение «высокого класса».

«Скучное» телевидение (каким оно и было в советское вре­мя) тем и хорошо, что человек потребляет его не больше, чем ему действительно надо для получения информации, знаний или развлечения» [3].

Зависимость от телевидения формируется посредством провокации симптоматики невроза у человека: телесигнал служит как не­кая обязательная ежедневная доза, позволяющая снять «ломку» на какое-то время, в том числе путем подключения к коллективному психополю.

Известно, если большое количество людей делает одно дело, их мысли находятся в спектре одного излучения, они как бы находятся в одной «массе», независимо от того, сидят они рядом, или каждый в своем доме. Пос­редством просмотра одной телепередачи люди объединяются в некий коллективный разум, и на них начинают распространяться законы толпы или массы.

В этом заключается сила внушения рекламы, а также легкая управляемость массами посредством программирования людей на возникновение у них одинаковых мыслеобразов и потребностей.

Причем как-то защититься от подобного воздействия сложно, потому мы живем в социуме. Социаль­ная среда представляет собой некий срез общественной жизни человека, ока­зывающая сильное влияние на формирование бессознательного психики, а значит, и на возможность всевозможного рода ма­нипуляций. Социальная среда, являющаяся частью того общества, в котором пребывает человек, оказывает на него мощнейшее манипулятивное воздействие, вынуж­дая в большинстве случаев совершать поступки, на кото­рые сам по себе он никогда бы не решился. Но в данном случае человек становится бессилен.

Соединение телевидения с рекламой придает им совер­шенно новые качества. В рекламе потреб­ность предпринимателя в продвижении своего товара на рынке в условиях конкуренции соединяется с потребностью правящего класса в консолидации общества на основе философии потребления. Именно это совпадение интересов вызвало бурное развитие рекламы как особой индустрии и культуры, точнее антикультуры. В современном постиндустриальном обществе идеологическая роль рекламы намного важнее, чем инфор­мационная. Реклама создает виртуальный мир, постро­енный по «проекту заказчика»,с гарантированным господством куль­туры потребительских ценностей. Это - нарко­тизирующий воображаемый мир, и мышление погружен­ного в него человека становится аутистическим. Такие люди образуют общество спектакля - они знают, что живут среди вымышленных обра­зов, но подчиняются его законам.

В США начиная с 1986 г., в течение десяти лет велось организованное Фондом Карнеги большое исследование подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет. Доклад, опубликован­ный в октябре 1995 г., впечатляет во многих отношени­ях, но наибольший интерес представляет вывод: «Телевидение не использует своих возможностей в воспитании и дает пищу самым отрицательным моделям социального поведения... Пассивное созерцание рекламы может ограничить критическое мышление подростков и стимулиро­вать агрессивное поведение».

А вот интересные данные из газеты «Вашингтон Пост» от 20 февраля 2008 года. «Интеллекту американцев угрожает большая опасность, — замечает автор статьи. — Мы рискуем утратить свой культурный капитал...»[4]. Причиной автор называет чрезмерный просмотр ви­деоновостей и рекламы. «Терпимый порог тупости, — пишет газета «Вашингтон Пост», — ...уже несколько десятилетий неук­лонно повышается благодаря совокупному воздействию сил, которым пока невозможно противостоять, Среди этих факторов — триумф видеокультуры над культурой печатного слова...».

Воздействие на подсознание

Воздействие на подсознание рекламы резко усиливается, когда она увязывается с, казалось бы, досто­верными объективными сообщениями информационных выпусков. Возникает синергизм двух типов сообщений, и сознание людей расщепляется. Воображаемые образы рек­ламы по контрасту убеждают зрителя в правдоподобности известий, а теперь уже «заведомо истинные» известия усиливают очаровывающий эффект рекламы: бесстраст­ный репортаж создает инерцию «доверия», которое распро­страняется на идущую вслед за ним рекламу, а реклама, возбуждающая эмоции, готовит почву для восприятия идей, заложенных в «бесстрастном» репортаже. Поэтому увязка рекламы и последних известий на телевидении - вопрос большой политики. С другой стороны, реклама, разрывающая ткань целостного художественного произве­дения, например, кинофильма, резко снижает его благо­творное воздействие на сознание человека. В Италии в начале девяностых годов коммунисты добились запрета преры­вать рекламой кинофильмы категории «высокохудожест­венные». Принятие закона сопровождалось тяжелым правительственным кризисом, это было одно из самых острых за последние годы политических столкновений. Удаление рекламы с экрана всего на полтора часа - вопрос принципиальной важности, существенно изменивший положение в обществе. Уже этого времени в сочетании с оздоровляющим воздействием не прерванного фильма достаточно для «восстановления» сознания.

Реклама влияет на всю культурную политику телеви­дения. Теле­видение в своей «охоте за зрителем» злоупотребляет показом необычных, сенсационных событий, уже этим искажая образ реальности. Однако важнее другое: самый легкий способ привлечь зрителя, а значит, и рекламодателя, - обратиться к скрытым, подавленным, нездоровым инстинктам и желаниям, которые гнездятся в подсознании. Если эти желания находятся слишком глу­боко, зрителя мало развратить, нужноискусственно обострить нездоровый интерес. Один западный телепродюсер сказал об этом откровенно: «Рынок заставляет меня искать и пока­зывать самые мерзкие сенсации; какой мне смысл показывать священника, который учит людей добру, - это банально, а вот если где-то священник изнасиловал малолетнюю де­вочку, а еще лучше мальчика, то это вызовет интерес. Я ищу именно такие сенсации по всему све­ту, а он велик, и такого материала для телевидения хватает».

Особо выгодным товаром для телевидения оказываются именно образы, запрещенные для созерцания культурными за­претами. Их перечень все время расширяется, и они становятся все более разрушительными. Простые порнография и насилие уже надоели, поиском оставших­ся в культуре табу и художественных образов, которые бы их нарушали, занята огромная масса талантливых людей.

Вот, например, телесериал «Бруксайд», снятый коммер­ческим четвертым каналом британского телевидения, получил «замечание» Совета по контролю качества телепрограмм. Ради привлечения зрителя режиссер «без всякой необходимости» показал сцену инцеста - полового акта брата и сестры. Дело усугуб­лялось еще тем, что для этого были приглашены очень привлекательные актеры, играющие обычно положитель­ных героев (Джон Сэндфорд и Элен Грейс). Как же оправ­дывался режиссер? «Мы включили сюжет с инце­стом, потому что это позволяет атаковать последнее табу». Лучше и не скажешь.

Таким образом, уже рынок, независимо от личных качеств телепредпринимателей, заставляет их развра­щать человека. Если это совпадает и с политическими интересами данной социальной группы, то телевидение становится мощной разрушительной силой.

Что же мы знаем о разрушении культурных устоев с помощью телевидения? Прежде всего,телевидение интенсивно показывает то, что люди видеть не должны, что им запреще­но видеть глубинными, неосознанными запретами. Когда человеку это показывают (а запретный плод сладок), он приходит в возбуждение с мобилизацией всего низменного, что есть в душе, находящейся в крайне поврежденном состоянии. Князь мира сего управляет человеком именно через его низменные страсти и стремление к услаждению грехом. Если страсти преподносятся в СМИ как нечто хорошее и полезное, то у зрителя происходит развитие этих начал: в душе происходит как бы возбуждение и усиление природных греховных страстей за счет раскачки и резонирования их от увиденного и услышанного. Сильное желание услаждения греховным образом или действием захватывают душу человека, целиком подчиняя его себе. Это происходит даже у подвизающихся христиан. Вот почему, святые отцы советовали беречь зрение, слух и другие чувства от всякого рода искусительных воздействий.

Набор таких искушающих объектов велик, и самое распространенное - это эксплуатация сексуальной привлекательности женского тела, которое в итоге обесценивает саму женскую сущность, представляет женщину уже не как личность, а как объект сексуальных притязаний.

Известно, что ребенок воспринимает поступающую к нему информацию в виде образов, из которых строит свою модель мира. У девочек под влиянием этих образов формируется будущее сексуальное поведение, у мальчиков формируется своеобразная матрица, определяющая выбор будущей спутницы жизни, матери их детей. Доказано[5], что систематическое воздействие эротическими образами ведет к угасанию функции продолжения рода. Это происходит за счет того, что образ женщины лишается романтики и тайны, наделяется сугубой физиологичностью. Таким образом, происходит интеллектуальное и эмоциональное растление и обкрадывание детей. Образ женщины, прежде всего, должен быть образом жены и матери, таковым он должен запечатлеваться в сознании ребенка. Ряд современных психологических исследований говорит о феномене информационной стерилизации целого поколения.

«Откровенная» реклама – это по сути один из механизмов демографической войны против народа. Кроме рекламы разрушающее воздействие на образ женщины-матери, хранительницы очага, уюта, любви и семейного счастья, оказывают и современные диснеевские мультфильмы и игрушки, созданные по эти прототипам. Героини этих мультфильмов часто изображаются агрессивными, кровожадными, жестокими, нередко уродливыми, легко доступными сексуальными самками. За счет эффекта подражания зрителя главному герою подобные черты психологически формируются и у маленьких потребителей этой специфической продукции.

Но поговорим и о часто используемом в современных СМИ таинстве смерти. Смерть - важнейшее событие в жизни человека и должна быть скрыта от глаз посторонних. Культура вырабатывает сложный ритуал показа покойного людям. Одно из главных обвинений в сторону телевидения - срывание покровов со смерти,пробивающее брешь в духовной защите человека, через которую можно внедрить самые разные установки.

На частом показе смерти настаивают рекламодатели. Специалисты по рекламе, следующие принципам школ фрейдизма, считают, что зрелище смерти, удовлетворяющее «комплексу Танатоса», сильнее всего возбуждает внимание и интерес зрителей. Автор книги «Социодинамика культуры» А. Моль отмечает, что подобное мнение очень распространено среди редакторов прессы и телевидения: «Смерть является несомненной ценностью. Человек с удовольствием узнает, что кто-то умер, в то время как он сам продолжает жить». Здесь мы видим как ложное учение психоанализа, во многом основанное на оккультных представлениях З. Фрейда, войдя в реальную жизнь общества, начинает разрушать его.

Вместе с тем, многие люди чувствуют, что манипуляция образом смерти разрушает и саму культуру, отсюда вытекает важный, хотя часто скрытый общественный конфликт, где верх берет то одна, то другая сторона. Знаменитый западный фотограф, продемонстрировавший на выставке высокохудожественные снимки смертной агонии своего отца, был негласно изгнан из общества. Французский фотограф, автор лучшего снимка десятилетия «Маленькая девочка в Сомали бредет к пункту питания, а в двух шагах за ней вприпрыжку гриф - дожидается, когда она упадет», застрелился. Во Франции фотографа спросили, спас ли он девочку. «Нет, - сказал фотограф, - я только гонец, приносящий вам вести». Французы, по сути, подвергли его общественному позору.

Восточноафриканское государство Сомали стало важнейшим полигоном для эпохи постмодерна. Оно неявно, но эффективно внедряло в сознание западного обывателя мысль, что африканские племена хоть и напоминают людей, но «…вы же видите, это низший, беспомощный подвид». Телевидение периодически, видимо, с оптимально вычисленной частотой, показывало сомалийских детей, живущих в нечеловеческих условиях, умирающих от голода, а рядом, как стандарт настоящего человека, демонстрировался розовощекий американский пехотинец. И ни один защитник прав человека не ворвался на телевидение и не заявил, что сначала показывать подобные образы, а следом рекламу шампуня, есть не что иное, как преступление.

Приучая своих зрителей к образу умирающих африкан­цев, телевидение вовсе не делает белого человека более солидар­ным к чернокожим. Напротив, в подсознании происходит легитимация социал-дарвинистского представ­ления об африканцах как о низшем подвиде. По мнению современных либерал-демократов, о них надо заботиться, как о птицах, попавших в нефтяное пятно, посылая немного сухого молока. Зачем думать об этике по отноше­нию к тощим детям, которые глупо улыбаются, перед тем как умереть? Сама постановка подобного вопроса приводит обработанного средствами массовой информации интеллигента в недоумение.

Основные рекламные приемы

Специалисты в области маркетинга выявили и активно используют следующие приемы, оказывающие влияние на психику потребителя:

-Любая реклама направлена на наиболее распространенные проблемы - ожирение, облысение, алкоголизм, табакокурение и т.д.

-В роликах рекламируется не здоровое тело, а отдельные его части - волосы, ресницы, губы, зубы, ноги; иногда внутренние органы – желудок, кишечник. Основная тенденция - разъединение целого на части и уменьшение соответствия между ними.

-В рекламе идет обращение к комплексу неполноценности человека пу­тем использования слов – «эксклюзивный», «престиж­ный», «элитный» в расчете на то, что редко кто не захочет примкнуть к элите.

-По конструктивным признакам рекламные ролики вполне можно сравнить с малыми эпилептическими при­падками. Четыре основных признака этих припадков - внезапность, контрастность, стереотипность, кратковремен­ность - в полной мере относятся к рекламным вставкам. Нет никакой логической связи этих вставок с идущей передачей.

-В роликах действует закон контраста: в процессе восприятия явно заметные различия кажутся преувели­ченно большими.

-В рекламных слоганах часто используются броские неологизмы, а так же модные «словечки» : «сникерсни», «ведь Вы этого достойны», а так же всевозможные приставки, преувеличивающие значение слов - супер, экстра и пр.

-В рекламе используются как известные, так и малоизве­стные термины, привлекающие интерес новизной и вызывающие «почтение». Очень много слов связано с суеве­риями: экстрасенс, шаман, парапсихолог, эзотеричес­кий астролог.

-Часто используется обещание незамедлительного результата – «полное излечение от алкоголизма и наркомании за один сеанс», «похудение за одну ночь» и т.д. Используется принцип: чем невероятнее обещание или неправда, тем легче в нее поверят.

-В качестве модели для рекламного объявления или для рекламной кампании в целом используется какая-либо знаменитость: певец, актер, телеведущий, политик и др. Механика работающего приёма проста, например: «этот известный человек пользуется услугами банка N. Значит, это хороший банк и ему можно доверять».

ИДЕОЛОГИЯ

Средствами массовой культуры, коими являются телевиде­ние, кино, пресса и т.п., как уже было сказано выше, достигается навязывание психике людей определенных правил и норм поведения, а так же установок и идеологии, необходимых в первую очередь для подчинения индивида.

Манипулирование сознанием ста­новится возможным с помощью любых средств передачи информации. Помимо упоминаемых телевидения, кино и прессы, к подобным средствам относятся также литература, искусство, образование и т.п., — то есть играют роль все способы, с помощью которых происходит (или может произойти) из­менения в сознании посредством внедрения каких-либо уста­новок, в том числе и идеологических.

В бессозна­тельном психики современного человека заложены ар­хетипы уважения и почитания власти. Исторически любые средства массовой информации в России воспри­нимались как своеобразные рупоры власти, а любая информация, поступающая посредством средств массовой информации и коммуникации, становилась «правильной», т.е. одобренной «политикой пар­тии и правительства».

О значении идеологии гово­рил академик А.А. Зиновьев, отмечая что «...функция... идеологии — ... формирование у людей определенного и заранее планируемого способа мышления и поведения, побуждение людей к такому способу мышления и поведения, и как результат, формирование сознания людей и управление ими путем воздействия на их сознание. ...Идеология не просто формирует и организует созна­ние людей, она создает и навязывает людям определен­ные стереотипы (алгоритмы) сознания, проявляющиеся в стереотипах поведения. Задача идеологии — приучить множество людей сходным образом думать о каких-то явлениях реальности и совершать какие-то поступки под воздействием такого понимания сходным образом»[10].

Задачи идеологии фактически простираются в плоскости скрытого воз­действия на сознание масс и их манипулирования. При этом массы не должны разгадывать иллюзорность навязываемой им идеологии, они вообще не должны по­дозревать о каких бы то ни было скрытых ма­нипуляциях и тайных воздействиях, испол­няя цели и задачи, навязываемые манипуляторами. Идеология — это, прежде всего, вера: в навязываемый образ, в незыбле­мость идей, во все, что будет необходимо для под­держания правящего класса и управления народом.

В вопросе информационно-психологического воз­действия необходимо обратить особое внимание на ис­пользование психотерапевтических средств воздействия на массовое психическое сознание. «В СССР, — отмеча­ет доктор психологических наук В.Г. Крысько, — про­фессор И.В. Смирнов по заданию Министерства оборо­ныразработал технологию компьютерного психоанализа и компьютерной психокоррекции, позволяющую:

— осуществлять математический и статистический анализ реакций организма на внешние воздействия, воз­никающих при очень быстром визуальном просмотре или звуковом прочтении различных «стимулов» — слов, образов, фраз;

— абсолютно точно определять наличие в подсозна­нии человека конкретной информации и измерять ее значимость для каждого человека, выявлять скрытую мо­тивацию, истинные стремления и наклонности людей;

— на основе выявленной и проанализированной ин­формации получать полную картину невротических, бес­покоящих человека (или целые группы людей) состояний психики;

— при необходимости проводить целенаправленную (по желанию — действующую немедленно либо с отсроч­кой) коррекцию психических состояний, основным дейс­твующим фактором которой выступают слова-команды, картинки-образы и даже запахи- мотиваторы определен­ного поведения.

В частности, в процессе звукового управления пси­хикой людей и их поведением словесные внушения (ко­манды) в закодированной форме выводятся на любой носитель звуковой информации (аудиокассеты, радио или телепередачи, шумовые эффекты). Человек слуша­ет музыку или шум прибоя в комнате отдыха, следит за диалогами персонажей фильма и не подозревает, что в них содержатся не воспринимаемые сознанием, но всег­да фиксируемые подсознанием команды, заставляющие его впоследствии делать то, что предписано»[11].

Профессор В. Г. Крысько приводит данные результатов направленности воздействия на психику масс различными средствами массовой коммуникации: «Психологическое воздействие оказывается на конк­ретные сферы психики отдельного человека, групп лю­дей и общественного сознания в целом:

— потребностно-мотивационную сферу (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, жела­ния);

— интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление);

— эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы);

— коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотноше­ний, межличностного восприятия).

Это означает, что психологическое воздействие только тогда дает наибольший реальный эффект, когда учитываются присущие этим конкретным сферам осо­бенности функционирования индивидуального, группо­вого и общественного сознания.

Психологическое воздействие имеет свои законо­мерности:

— если оно направлено в первую очередь на потребностно-мотивационную сферу людей, то его резуль­таты сказываются в первую очередь на направленности и силе побуждений (влечений и желаний) людей;

— когда под прицелом оказывается эмоциональная сфера психики, то это отражается на внутренних пере­живаниях, а также на межличностных отношениях;

— сочетание воздействий на обе названные сферы позволяет влиять на волевую активность людей и таким образом управлять их поведением;

— влияние на коммуникативно-поведенческую сферу (специфику взаимоотношений и общения) позво­ляет создавать социально-психологический комфорт и дискомфорт, заставлять людей сотрудничать либо кон­фликтовать с окружающими;

— в результате психологического воздействия на интеллектуально-познавательную человека сферу изме­няются в нужную сторону его представления, характер восприятия вновь поступающей информации и, в итоге, его «картина мира»».

Следует также обращать внимание, что основной направленностью действий идеологической пропаганды Запада является изменение привычек людей с целью навя­зывания им мещанского вкуса и, как следствие, — роста потребления, а значит, и обогащения как современных отечественных капиталистов («новых русских»), так и капиталистов Запада. На это активно работает массовая культура, получившая в нашей стране наибольшее распространение после разрушения Советского Союза.

При этом следует понимать, что основным манипуля­тором сознания масс во все времена является небольшая прослойка общества, именуемая властью. Власть может быть политическая и финансовая. Характерный пример приводит проф. Г. Г. Почепцов, замечая что «Япония затрачивала миллионные суммы, чтобы изменить образ японца именно в рамках художественного мира Амери­ки, скупая пакеты акций американских киностудий»[12].

Воспитание контртрадиции

Важной задачей современных средств массовой информации является воспитание у людей всего мира некой контртрадиции - того, что уничтожает культурное ядро человеческой личности и создает некий суррогат, наполненный виртуальными образами ложной реальности. Апеллируя к душам людей, корпорации СМИ пытаются выступить в роли антицеркви (греческая приставка «anti» означает не только «против», но и «вместо»), подменяя заповеди Христа чуждыми и прямо противоположными православному вероисповеданию установками. На чувственном поле делается попытка вызвать у потребителя ощущение обладания некими сверхъестествен­ными реалиями. Сегодня продается не товар, а бренд - образ, который, с одной стороны, способен принести еще большую прибыль корпорации, а с другой, помогает «переформатировать» сознание современного человека. Примеров можно привести множество, суть одна – перекодировка сознания людей в интересах корпораций.

Контртрадиция нацелена не только на поддержку собственной образной системы, но и на приобретение новых сфер влияния, пробуждения в человеке новых чувств - вплоть о полного порабощения. Более того, контртрадиция постоянно имитирует восхождение к новым ощущениям и реалиям. Авторы современной рекламы внушают: благодаря выбору «пра­вильного» товара начинаешь получать энергию, чтобы изменять мир; остальной мир на этом фоне становится иллюзорным.

Создается порой парадоксальная ситуация: когда после такой «обработки» люди слышат о Заповедях Божиих, то воспринимают их через пространство чего-то, уже навязанного им извне. Например, ребенок, услышав замечательные слова Евангелия от Иоанна: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5), скажет, что по соседству расположен магазинчик «Свет во тьме», торгующий флуоресцентными лампами. В рекламе давно не гнушаются использовать цитаты из Библии и Священного писания. Так, например, в рекламе фирмы по продаже электроники можно увидеть слова из книги Бытия: «Да будет свет...», а такой «возвышенный» слоган, как «Вознесись над суетой», звучащий почти как «библейски», рекламирует казино.

Совсем недавно по телевидению демонстрировался рекламный ролик следующего содержания: чело­век входит в офис, выдергивает затычку, и окружаю­щие его люди вместе со зданием сдуваются, как проколотые воздушные шарики - на самом деле они оказываются нере­альными. Затем «герой» едет по улицам, и за ним сдувается целый город. В конце только один человек, кроме него, остал­ся реальным – второй обладатель машины рекламируемой марки. По мысли создателей этих образов, наша действительность со всеми ее радостями и скорбями - это не есть реальное бытие, в отличие от мира данного брэнда, то есть мир контртрадиции - это единственно мыслимая жизнь.

Воздействие экрана направлено преимущественно на мечта­тельную способность, на сферу воображения, которую Святые Отцы всегда называли основным каналом доступа падших духов к душе человека. Греховные помыслы, и мечтания, приходя­щие к нам от дьявола, - это тоже ложная, виртуальная реальность, и только Православие предупреждает об этой опасности воображения. «Мир человеческой воли и воображения, - сказано в книге «Старец Силуан Афонский», - это мир «призраков» истины. Этот мир у человека общий с падшими демонами, и потому воображение - есть проводник демонической анергии. И демонические образы, и образы, творимые самим человеком, могут влиять на людей, видо­изменяя или преображая их, но при этом одно неизбежно: всякий образ, созданный самим человеком, или внушенный демонами, и воспринятый душою, будет извращать духовный образ человека, возданного по образу и подобию Божию». Если «чувство лично­го Бога очищает молитву от воображения, переводя все в некий невидимый центр живого внутреннего общения», то погружение в мир воображения, напротив, означает уход в безличную стихию, в которой пребывают и демоны.

Опыт православных подвижников свидетельствует, что борьба с воображением занимает одно из главных мест в духовной брани. В книге святого Никодима Святогорца «Невидимая брань», в част­ности, читаем:

«Воображение есть такая сила души, которая по природе своей не имеет способности пребывать в области единения с Богом... Человекоубийца диавол, как сам пал от мечтания о богоравенстве, так довел и Адама до того, что он стал мечтать умом своим о равенстве Богу, и пал от такого своего мечтания как многовидная фантазия есть изобретение и порождение дья­вола. Она для него премного вожделенна и пригодна к погублению нас. Святые отцы справедливо называют ее мостом, чрез который душеубийственные демоны проходят в душу, смешива­ются с ней и делают ее пчельником трутней, жилищем срамных, злых и богопротивных помыслов, и всяких нечистых страстей, душевных и телесных»[13].

Здесь очень важно заметить, что состояние погруженности в мечтательные образы святой Никодим Святогорец называет состоя­нием неразумных, то есть, лишенных ума, духа, животных. В это состояние звериности впал сатана и увлек за собой часть ангелов, а затем он ввел в это состояние и наших прародителей — Адама и Еву. В настоящее время он еще глубже вводит в это состояние современных людей.

«Будучи отцом лжи, он (сатана) посредством ложных действий будет обольщать воображение», — указывает святитель Кирилл Иерусалимский («Огласительные поучения», 15). И преподобный Ефрем Сирин в своем «Слове на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово» замечает, что «много будет мечтаний, совершаемых зверем», и сами знамения называет «мечтательными». Святитель Игнатий (Брянчанинов) прямо говорил, что ложные знамения и чудеса будут «действовать наиболее на чув­ства зрения, очаровывая и обманывая его»[14]. Виртуальная реаль­ность и есть обман чувства зрения.

В рамках современной цивилизации люди все больше отрываются от мира, созданного Богом, и живут в мире, созданным человеком, не укорененном в Божественном бытии. Так, живя в городе, мы постоянно окружены творением рук человеческих, а в свободное время погружаемся в мир виртуальной реальности телевидения или интернета. Этот нереальный, безблагодатный, придуманный мир, все больше поглощает в себя человека, заставляя жить его по своим законам и правилам. При этом искажается сама духовно-нравственная основа человека – образ Божий, совестное начало, которое делает человека человеком.

В совре­менной рекламе, как в зеркале, видна попытка подмены всех сфер церковной жизни, фактически всей полноты бытия человека. Обычно такая попытка осуществляется в социуме с пошатнувшейся системой ценностей.Не удивительно, что после многих десятилетий атеиз­ма многие наши соотечественники ушли с головой в эту сис­тему ценностей, стараясь «Брать от жизни все». В современном секулярном обществе, любое проявление религиозности сознательно выдавливается из всех сфер общественной жизни. Происходит это постепенно и планомерно. Контртрадиция напоминает спираль, где каждый следующий виток опирается на пре­дыдущий, а «градус накала» все повышается. Простой пример: если лягушку бросить в кипящую воду она мгновенно выскочит, а если постепенно повышать температуру воды, то она не заметит постепенных изменений и сварится.

Еще Антонио Грам

Наши рекомендации