Манипуляции сознанием современного человека
МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
В современном мире искусство управлять сознанием и поведением человека является важным направлением работы многих государственных и международных институтов и корпораций. При помощи разнообразных психотехник, практикующих комплексные воздействия на сознание и подсознание, а так же на слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные рецепторы, делается попытка превратить общество людей в систему управляемых биообъектов. Современному обывателю практически не оставляют право выбора: другие решаю за него, как и о чем думать, к чему стремиться, что чувствовать и на что надеяться. Люди, не имеющие духовного стержня, не строящие свою жизнь на основе православного мировоззрения, полностью подпадают под «пресс-машину» манипуляторных воздействий, формируясь по лекалу гедонистических ценностей массовой культуры.
Как противостоять этому разрушительному воздействию? Как сохранить свой самобытный образ мышления, чувствования и поведения? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в этой главе.
Иформационно-психологическое воздействие на человека посредством средств массовой информации и коммуникации
Наиболее эффективное управление массовым сознанием становится возможными только при формировании из отдельных индивидов массы для последующего ее превращения в безликую толпу. Подобная трансформация производится путем игры на низменных человеческих инстинктах, сохранившихся в неизменном виде в бессознательном психики, которые могут быть извлечены на поверхность в сознание путем провокации (задействования) определенных архетипов[1] личного и коллективного бессознательного. При этом через усиление греховных наклонностей происходит пробуждение и активизация всех страстей, гнездящихся в душе падшего человека. Задействование происходит путем демонстрации определенным образом запрограммированных на разрушительное воздействие на психику телепередач, или информации из прессы, пропагандирующих греховные стремления, надежно скрытых и сдерживаемых в психике благодаря усвоению постулатов веры и развитию морали христианской цивилизации. Именно цивилизация, культура, и прежде всего православная вера, накладывают незримый отпечаток на психику, позволяя держать в узде архаичные инстинкты, которые кроме всего прочего еще и вытесняются нормами и запретами (нравственными нормами и Уголовным кодексом), существующими в любом государстве.
Информационно-психологические воздействия направлены, прежде всего, на разрушение психики людей с целью принуждения к приятию без критического анализа информации, поступающей со стороны средств массовой информации и коммуникации. При этом происходит навязывание определенных мыслительных и поведенческих стереотипов, от которых в конечном итоге, зависит бессознательное поведение человека в тех или иных жизненных ситуациях. Средства массовой информации выступают в роли основных манипуляторов, притупляя сознание посредством информации, подаваемой таким образом, чтобы сформировать в человеке невозможность критического отношения к действительности, а также затруднение в получении общей информации по тому или иному вопросу.
Представленная почти в любом выпуске прессы или телевиденияинформация популярного характера подается во фрагментарном, урезанном виде, в первую очередь влияет на чувства и задействует эмоции, таким образом, еще больше затрудняя аналитический обзор находящейся в этом же выпуске информации социально-политического характера.
Здесь стоит подчеркнуть, что важным фактором реализации любого рода манипуляций является воздействие на чувства, а не на разум. Провоцируя эмоции, можно воздействовать сразу на подсознание, минуя сознание (цензуру психики), в результате чего в подсознании закладываются паттерны поведения, при воздействии на которые в последующем можно прогнозировать любые ожидаемые реакции.
В средствах массовой информации и коммуникаций широко используются законы суггестивного влияния на массы. Для того чтобы любая информация беспрепятственно проникала в подсознание и оттуда воздействовала на сознание, нужно, чтобы часть подаваемой информации имела не только правдивый характер, но и была понятна целевой аудитории, т.е. отражала их интересы и бессознательные желания.
Наряду с этим так же используются «принцип первоочередности» подачи материала (именно первая информация, освещающая какой-то вопрос, будет весьма позитивно воспринята слушателями), а так же «принцип повторяемости» (повторение одной и той же информации в разных вариациях и с новыми подробностями, приводящего к ее бессознательному запоминанию).
Всевозможные негативные установки могут закладываться, в том числе, посредством популяризации так называемой «массовой культуры». Если одно какое-либо дело сплачивает множество разрозненных в жизни людей, превращая в массу, то телепередачи развлекательной направленности (популярные юмористические передачи, сериалы, фильмы и т.п.) превращают эту массу в толпу, в которой отсутствует духовность, девальвированы понятия чести, совести и человеческого достоинства, взращивая эгоизм и философию потребления.
Но наибольших успехов в этом направлении в современном мире наряду со средствами массовой информации смогли добиться маркетологи, которые, не скрывая используют в рекламных компаниях всевозможные способы манипулирования сознанием индивида, оболванивая и превращая людей в бездумных потребителей, вечно алчущих денег и скидок. Далее проанализируем методы воздействия рекламы на психику рядового члена нашего общества.
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Реклама и телевидение
«Сегодня, — отмечает проф. С. Г. Кара-Мурза, — зависимость людей от телевидения стала всеобщей. У некоторых категорий (особенно у детей и подростков) эта зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб физическому здоровью.
...наличие создаваемых телевидение невидимых цепей является установленным фактом... Возникает заколдованный круг: наркотизирует, приковывает человека как раз то телевидение, которое хочется смотреть и смотреть — телевидение «высокого класса».
«Скучное» телевидение (каким оно и было в советское время) тем и хорошо, что человек потребляет его не больше, чем ему действительно надо для получения информации, знаний или развлечения» [3].
Зависимость от телевидения формируется посредством провокации симптоматики невроза у человека: телесигнал служит как некая обязательная ежедневная доза, позволяющая снять «ломку» на какое-то время, в том числе путем подключения к коллективному психополю.
Известно, если большое количество людей делает одно дело, их мысли находятся в спектре одного излучения, они как бы находятся в одной «массе», независимо от того, сидят они рядом, или каждый в своем доме. Посредством просмотра одной телепередачи люди объединяются в некий коллективный разум, и на них начинают распространяться законы толпы или массы.
В этом заключается сила внушения рекламы, а также легкая управляемость массами посредством программирования людей на возникновение у них одинаковых мыслеобразов и потребностей.
Причем как-то защититься от подобного воздействия сложно, потому мы живем в социуме. Социальная среда представляет собой некий срез общественной жизни человека, оказывающая сильное влияние на формирование бессознательного психики, а значит, и на возможность всевозможного рода манипуляций. Социальная среда, являющаяся частью того общества, в котором пребывает человек, оказывает на него мощнейшее манипулятивное воздействие, вынуждая в большинстве случаев совершать поступки, на которые сам по себе он никогда бы не решился. Но в данном случае человек становится бессилен.
Соединение телевидения с рекламой придает им совершенно новые качества. В рекламе потребность предпринимателя в продвижении своего товара на рынке в условиях конкуренции соединяется с потребностью правящего класса в консолидации общества на основе философии потребления. Именно это совпадение интересов вызвало бурное развитие рекламы как особой индустрии и культуры, точнее антикультуры. В современном постиндустриальном обществе идеологическая роль рекламы намного важнее, чем информационная. Реклама создает виртуальный мир, построенный по «проекту заказчика»,с гарантированным господством культуры потребительских ценностей. Это - наркотизирующий воображаемый мир, и мышление погруженного в него человека становится аутистическим. Такие люди образуют общество спектакля - они знают, что живут среди вымышленных образов, но подчиняются его законам.
В США начиная с 1986 г., в течение десяти лет велось организованное Фондом Карнеги большое исследование подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет. Доклад, опубликованный в октябре 1995 г., впечатляет во многих отношениях, но наибольший интерес представляет вывод: «Телевидение не использует своих возможностей в воспитании и дает пищу самым отрицательным моделям социального поведения... Пассивное созерцание рекламы может ограничить критическое мышление подростков и стимулировать агрессивное поведение».
А вот интересные данные из газеты «Вашингтон Пост» от 20 февраля 2008 года. «Интеллекту американцев угрожает большая опасность, — замечает автор статьи. — Мы рискуем утратить свой культурный капитал...»[4]. Причиной автор называет чрезмерный просмотр видеоновостей и рекламы. «Терпимый порог тупости, — пишет газета «Вашингтон Пост», — ...уже несколько десятилетий неуклонно повышается благодаря совокупному воздействию сил, которым пока невозможно противостоять, Среди этих факторов — триумф видеокультуры над культурой печатного слова...».
Воздействие на подсознание
Воздействие на подсознание рекламы резко усиливается, когда она увязывается с, казалось бы, достоверными объективными сообщениями информационных выпусков. Возникает синергизм двух типов сообщений, и сознание людей расщепляется. Воображаемые образы рекламы по контрасту убеждают зрителя в правдоподобности известий, а теперь уже «заведомо истинные» известия усиливают очаровывающий эффект рекламы: бесстрастный репортаж создает инерцию «доверия», которое распространяется на идущую вслед за ним рекламу, а реклама, возбуждающая эмоции, готовит почву для восприятия идей, заложенных в «бесстрастном» репортаже. Поэтому увязка рекламы и последних известий на телевидении - вопрос большой политики. С другой стороны, реклама, разрывающая ткань целостного художественного произведения, например, кинофильма, резко снижает его благотворное воздействие на сознание человека. В Италии в начале девяностых годов коммунисты добились запрета прерывать рекламой кинофильмы категории «высокохудожественные». Принятие закона сопровождалось тяжелым правительственным кризисом, это было одно из самых острых за последние годы политических столкновений. Удаление рекламы с экрана всего на полтора часа - вопрос принципиальной важности, существенно изменивший положение в обществе. Уже этого времени в сочетании с оздоровляющим воздействием не прерванного фильма достаточно для «восстановления» сознания.
Реклама влияет на всю культурную политику телевидения. Телевидение в своей «охоте за зрителем» злоупотребляет показом необычных, сенсационных событий, уже этим искажая образ реальности. Однако важнее другое: самый легкий способ привлечь зрителя, а значит, и рекламодателя, - обратиться к скрытым, подавленным, нездоровым инстинктам и желаниям, которые гнездятся в подсознании. Если эти желания находятся слишком глубоко, зрителя мало развратить, нужноискусственно обострить нездоровый интерес. Один западный телепродюсер сказал об этом откровенно: «Рынок заставляет меня искать и показывать самые мерзкие сенсации; какой мне смысл показывать священника, который учит людей добру, - это банально, а вот если где-то священник изнасиловал малолетнюю девочку, а еще лучше мальчика, то это вызовет интерес. Я ищу именно такие сенсации по всему свету, а он велик, и такого материала для телевидения хватает».
Особо выгодным товаром для телевидения оказываются именно образы, запрещенные для созерцания культурными запретами. Их перечень все время расширяется, и они становятся все более разрушительными. Простые порнография и насилие уже надоели, поиском оставшихся в культуре табу и художественных образов, которые бы их нарушали, занята огромная масса талантливых людей.
Вот, например, телесериал «Бруксайд», снятый коммерческим четвертым каналом британского телевидения, получил «замечание» Совета по контролю качества телепрограмм. Ради привлечения зрителя режиссер «без всякой необходимости» показал сцену инцеста - полового акта брата и сестры. Дело усугублялось еще тем, что для этого были приглашены очень привлекательные актеры, играющие обычно положительных героев (Джон Сэндфорд и Элен Грейс). Как же оправдывался режиссер? «Мы включили сюжет с инцестом, потому что это позволяет атаковать последнее табу». Лучше и не скажешь.
Таким образом, уже рынок, независимо от личных качеств телепредпринимателей, заставляет их развращать человека. Если это совпадает и с политическими интересами данной социальной группы, то телевидение становится мощной разрушительной силой.
Что же мы знаем о разрушении культурных устоев с помощью телевидения? Прежде всего,телевидение интенсивно показывает то, что люди видеть не должны, что им запрещено видеть глубинными, неосознанными запретами. Когда человеку это показывают (а запретный плод сладок), он приходит в возбуждение с мобилизацией всего низменного, что есть в душе, находящейся в крайне поврежденном состоянии. Князь мира сего управляет человеком именно через его низменные страсти и стремление к услаждению грехом. Если страсти преподносятся в СМИ как нечто хорошее и полезное, то у зрителя происходит развитие этих начал: в душе происходит как бы возбуждение и усиление природных греховных страстей за счет раскачки и резонирования их от увиденного и услышанного. Сильное желание услаждения греховным образом или действием захватывают душу человека, целиком подчиняя его себе. Это происходит даже у подвизающихся христиан. Вот почему, святые отцы советовали беречь зрение, слух и другие чувства от всякого рода искусительных воздействий.
Набор таких искушающих объектов велик, и самое распространенное - это эксплуатация сексуальной привлекательности женского тела, которое в итоге обесценивает саму женскую сущность, представляет женщину уже не как личность, а как объект сексуальных притязаний.
Известно, что ребенок воспринимает поступающую к нему информацию в виде образов, из которых строит свою модель мира. У девочек под влиянием этих образов формируется будущее сексуальное поведение, у мальчиков формируется своеобразная матрица, определяющая выбор будущей спутницы жизни, матери их детей. Доказано[5], что систематическое воздействие эротическими образами ведет к угасанию функции продолжения рода. Это происходит за счет того, что образ женщины лишается романтики и тайны, наделяется сугубой физиологичностью. Таким образом, происходит интеллектуальное и эмоциональное растление и обкрадывание детей. Образ женщины, прежде всего, должен быть образом жены и матери, таковым он должен запечатлеваться в сознании ребенка. Ряд современных психологических исследований говорит о феномене информационной стерилизации целого поколения.
«Откровенная» реклама – это по сути один из механизмов демографической войны против народа. Кроме рекламы разрушающее воздействие на образ женщины-матери, хранительницы очага, уюта, любви и семейного счастья, оказывают и современные диснеевские мультфильмы и игрушки, созданные по эти прототипам. Героини этих мультфильмов часто изображаются агрессивными, кровожадными, жестокими, нередко уродливыми, легко доступными сексуальными самками. За счет эффекта подражания зрителя главному герою подобные черты психологически формируются и у маленьких потребителей этой специфической продукции.
Но поговорим и о часто используемом в современных СМИ таинстве смерти. Смерть - важнейшее событие в жизни человека и должна быть скрыта от глаз посторонних. Культура вырабатывает сложный ритуал показа покойного людям. Одно из главных обвинений в сторону телевидения - срывание покровов со смерти,пробивающее брешь в духовной защите человека, через которую можно внедрить самые разные установки.
На частом показе смерти настаивают рекламодатели. Специалисты по рекламе, следующие принципам школ фрейдизма, считают, что зрелище смерти, удовлетворяющее «комплексу Танатоса», сильнее всего возбуждает внимание и интерес зрителей. Автор книги «Социодинамика культуры» А. Моль отмечает, что подобное мнение очень распространено среди редакторов прессы и телевидения: «Смерть является несомненной ценностью. Человек с удовольствием узнает, что кто-то умер, в то время как он сам продолжает жить». Здесь мы видим как ложное учение психоанализа, во многом основанное на оккультных представлениях З. Фрейда, войдя в реальную жизнь общества, начинает разрушать его.
Вместе с тем, многие люди чувствуют, что манипуляция образом смерти разрушает и саму культуру, отсюда вытекает важный, хотя часто скрытый общественный конфликт, где верх берет то одна, то другая сторона. Знаменитый западный фотограф, продемонстрировавший на выставке высокохудожественные снимки смертной агонии своего отца, был негласно изгнан из общества. Французский фотограф, автор лучшего снимка десятилетия «Маленькая девочка в Сомали бредет к пункту питания, а в двух шагах за ней вприпрыжку гриф - дожидается, когда она упадет», застрелился. Во Франции фотографа спросили, спас ли он девочку. «Нет, - сказал фотограф, - я только гонец, приносящий вам вести». Французы, по сути, подвергли его общественному позору.
Восточноафриканское государство Сомали стало важнейшим полигоном для эпохи постмодерна. Оно неявно, но эффективно внедряло в сознание западного обывателя мысль, что африканские племена хоть и напоминают людей, но «…вы же видите, это низший, беспомощный подвид». Телевидение периодически, видимо, с оптимально вычисленной частотой, показывало сомалийских детей, живущих в нечеловеческих условиях, умирающих от голода, а рядом, как стандарт настоящего человека, демонстрировался розовощекий американский пехотинец. И ни один защитник прав человека не ворвался на телевидение и не заявил, что сначала показывать подобные образы, а следом рекламу шампуня, есть не что иное, как преступление.
Приучая своих зрителей к образу умирающих африканцев, телевидение вовсе не делает белого человека более солидарным к чернокожим. Напротив, в подсознании происходит легитимация социал-дарвинистского представления об африканцах как о низшем подвиде. По мнению современных либерал-демократов, о них надо заботиться, как о птицах, попавших в нефтяное пятно, посылая немного сухого молока. Зачем думать об этике по отношению к тощим детям, которые глупо улыбаются, перед тем как умереть? Сама постановка подобного вопроса приводит обработанного средствами массовой информации интеллигента в недоумение.
Основные рекламные приемы
Специалисты в области маркетинга выявили и активно используют следующие приемы, оказывающие влияние на психику потребителя:
-Любая реклама направлена на наиболее распространенные проблемы - ожирение, облысение, алкоголизм, табакокурение и т.д.
-В роликах рекламируется не здоровое тело, а отдельные его части - волосы, ресницы, губы, зубы, ноги; иногда внутренние органы – желудок, кишечник. Основная тенденция - разъединение целого на части и уменьшение соответствия между ними.
-В рекламе идет обращение к комплексу неполноценности человека путем использования слов – «эксклюзивный», «престижный», «элитный» в расчете на то, что редко кто не захочет примкнуть к элите.
-По конструктивным признакам рекламные ролики вполне можно сравнить с малыми эпилептическими припадками. Четыре основных признака этих припадков - внезапность, контрастность, стереотипность, кратковременность - в полной мере относятся к рекламным вставкам. Нет никакой логической связи этих вставок с идущей передачей.
-В роликах действует закон контраста: в процессе восприятия явно заметные различия кажутся преувеличенно большими.
-В рекламных слоганах часто используются броские неологизмы, а так же модные «словечки» : «сникерсни», «ведь Вы этого достойны», а так же всевозможные приставки, преувеличивающие значение слов - супер, экстра и пр.
-В рекламе используются как известные, так и малоизвестные термины, привлекающие интерес новизной и вызывающие «почтение». Очень много слов связано с суевериями: экстрасенс, шаман, парапсихолог, эзотерический астролог.
-Часто используется обещание незамедлительного результата – «полное излечение от алкоголизма и наркомании за один сеанс», «похудение за одну ночь» и т.д. Используется принцип: чем невероятнее обещание или неправда, тем легче в нее поверят.
-В качестве модели для рекламного объявления или для рекламной кампании в целом используется какая-либо знаменитость: певец, актер, телеведущий, политик и др. Механика работающего приёма проста, например: «этот известный человек пользуется услугами банка N. Значит, это хороший банк и ему можно доверять».
ИДЕОЛОГИЯ
Средствами массовой культуры, коими являются телевидение, кино, пресса и т.п., как уже было сказано выше, достигается навязывание психике людей определенных правил и норм поведения, а так же установок и идеологии, необходимых в первую очередь для подчинения индивида.
Манипулирование сознанием становится возможным с помощью любых средств передачи информации. Помимо упоминаемых телевидения, кино и прессы, к подобным средствам относятся также литература, искусство, образование и т.п., — то есть играют роль все способы, с помощью которых происходит (или может произойти) изменения в сознании посредством внедрения каких-либо установок, в том числе и идеологических.
В бессознательном психики современного человека заложены архетипы уважения и почитания власти. Исторически любые средства массовой информации в России воспринимались как своеобразные рупоры власти, а любая информация, поступающая посредством средств массовой информации и коммуникации, становилась «правильной», т.е. одобренной «политикой партии и правительства».
О значении идеологии говорил академик А.А. Зиновьев, отмечая что «...функция... идеологии — ... формирование у людей определенного и заранее планируемого способа мышления и поведения, побуждение людей к такому способу мышления и поведения, и как результат, формирование сознания людей и управление ими путем воздействия на их сознание. ...Идеология не просто формирует и организует сознание людей, она создает и навязывает людям определенные стереотипы (алгоритмы) сознания, проявляющиеся в стереотипах поведения. Задача идеологии — приучить множество людей сходным образом думать о каких-то явлениях реальности и совершать какие-то поступки под воздействием такого понимания сходным образом»[10].
Задачи идеологии фактически простираются в плоскости скрытого воздействия на сознание масс и их манипулирования. При этом массы не должны разгадывать иллюзорность навязываемой им идеологии, они вообще не должны подозревать о каких бы то ни было скрытых манипуляциях и тайных воздействиях, исполняя цели и задачи, навязываемые манипуляторами. Идеология — это, прежде всего, вера: в навязываемый образ, в незыблемость идей, во все, что будет необходимо для поддержания правящего класса и управления народом.
В вопросе информационно-психологического воздействия необходимо обратить особое внимание на использование психотерапевтических средств воздействия на массовое психическое сознание. «В СССР, — отмечает доктор психологических наук В.Г. Крысько, — профессор И.В. Смирнов по заданию Министерства обороныразработал технологию компьютерного психоанализа и компьютерной психокоррекции, позволяющую:
— осуществлять математический и статистический анализ реакций организма на внешние воздействия, возникающих при очень быстром визуальном просмотре или звуковом прочтении различных «стимулов» — слов, образов, фраз;
— абсолютно точно определять наличие в подсознании человека конкретной информации и измерять ее значимость для каждого человека, выявлять скрытую мотивацию, истинные стремления и наклонности людей;
— на основе выявленной и проанализированной информации получать полную картину невротических, беспокоящих человека (или целые группы людей) состояний психики;
— при необходимости проводить целенаправленную (по желанию — действующую немедленно либо с отсрочкой) коррекцию психических состояний, основным действующим фактором которой выступают слова-команды, картинки-образы и даже запахи- мотиваторы определенного поведения.
В частности, в процессе звукового управления психикой людей и их поведением словесные внушения (команды) в закодированной форме выводятся на любой носитель звуковой информации (аудиокассеты, радио или телепередачи, шумовые эффекты). Человек слушает музыку или шум прибоя в комнате отдыха, следит за диалогами персонажей фильма и не подозревает, что в них содержатся не воспринимаемые сознанием, но всегда фиксируемые подсознанием команды, заставляющие его впоследствии делать то, что предписано»[11].
Профессор В. Г. Крысько приводит данные результатов направленности воздействия на психику масс различными средствами массовой коммуникации: «Психологическое воздействие оказывается на конкретные сферы психики отдельного человека, групп людей и общественного сознания в целом:
— потребностно-мотивационную сферу (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания);
— интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление);
— эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы);
— коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия).
Это означает, что психологическое воздействие только тогда дает наибольший реальный эффект, когда учитываются присущие этим конкретным сферам особенности функционирования индивидуального, группового и общественного сознания.
Психологическое воздействие имеет свои закономерности:
— если оно направлено в первую очередь на потребностно-мотивационную сферу людей, то его результаты сказываются в первую очередь на направленности и силе побуждений (влечений и желаний) людей;
— когда под прицелом оказывается эмоциональная сфера психики, то это отражается на внутренних переживаниях, а также на межличностных отношениях;
— сочетание воздействий на обе названные сферы позволяет влиять на волевую активность людей и таким образом управлять их поведением;
— влияние на коммуникативно-поведенческую сферу (специфику взаимоотношений и общения) позволяет создавать социально-психологический комфорт и дискомфорт, заставлять людей сотрудничать либо конфликтовать с окружающими;
— в результате психологического воздействия на интеллектуально-познавательную человека сферу изменяются в нужную сторону его представления, характер восприятия вновь поступающей информации и, в итоге, его «картина мира»».
Следует также обращать внимание, что основной направленностью действий идеологической пропаганды Запада является изменение привычек людей с целью навязывания им мещанского вкуса и, как следствие, — роста потребления, а значит, и обогащения как современных отечественных капиталистов («новых русских»), так и капиталистов Запада. На это активно работает массовая культура, получившая в нашей стране наибольшее распространение после разрушения Советского Союза.
При этом следует понимать, что основным манипулятором сознания масс во все времена является небольшая прослойка общества, именуемая властью. Власть может быть политическая и финансовая. Характерный пример приводит проф. Г. Г. Почепцов, замечая что «Япония затрачивала миллионные суммы, чтобы изменить образ японца именно в рамках художественного мира Америки, скупая пакеты акций американских киностудий»[12].
Воспитание контртрадиции
Важной задачей современных средств массовой информации является воспитание у людей всего мира некой контртрадиции - того, что уничтожает культурное ядро человеческой личности и создает некий суррогат, наполненный виртуальными образами ложной реальности. Апеллируя к душам людей, корпорации СМИ пытаются выступить в роли антицеркви (греческая приставка «anti» означает не только «против», но и «вместо»), подменяя заповеди Христа чуждыми и прямо противоположными православному вероисповеданию установками. На чувственном поле делается попытка вызвать у потребителя ощущение обладания некими сверхъестественными реалиями. Сегодня продается не товар, а бренд - образ, который, с одной стороны, способен принести еще большую прибыль корпорации, а с другой, помогает «переформатировать» сознание современного человека. Примеров можно привести множество, суть одна – перекодировка сознания людей в интересах корпораций.
Контртрадиция нацелена не только на поддержку собственной образной системы, но и на приобретение новых сфер влияния, пробуждения в человеке новых чувств - вплоть о полного порабощения. Более того, контртрадиция постоянно имитирует восхождение к новым ощущениям и реалиям. Авторы современной рекламы внушают: благодаря выбору «правильного» товара начинаешь получать энергию, чтобы изменять мир; остальной мир на этом фоне становится иллюзорным.
Создается порой парадоксальная ситуация: когда после такой «обработки» люди слышат о Заповедях Божиих, то воспринимают их через пространство чего-то, уже навязанного им извне. Например, ребенок, услышав замечательные слова Евангелия от Иоанна: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5), скажет, что по соседству расположен магазинчик «Свет во тьме», торгующий флуоресцентными лампами. В рекламе давно не гнушаются использовать цитаты из Библии и Священного писания. Так, например, в рекламе фирмы по продаже электроники можно увидеть слова из книги Бытия: «Да будет свет...», а такой «возвышенный» слоган, как «Вознесись над суетой», звучащий почти как «библейски», рекламирует казино.
Совсем недавно по телевидению демонстрировался рекламный ролик следующего содержания: человек входит в офис, выдергивает затычку, и окружающие его люди вместе со зданием сдуваются, как проколотые воздушные шарики - на самом деле они оказываются нереальными. Затем «герой» едет по улицам, и за ним сдувается целый город. В конце только один человек, кроме него, остался реальным – второй обладатель машины рекламируемой марки. По мысли создателей этих образов, наша действительность со всеми ее радостями и скорбями - это не есть реальное бытие, в отличие от мира данного брэнда, то есть мир контртрадиции - это единственно мыслимая жизнь.
Воздействие экрана направлено преимущественно на мечтательную способность, на сферу воображения, которую Святые Отцы всегда называли основным каналом доступа падших духов к душе человека. Греховные помыслы, и мечтания, приходящие к нам от дьявола, - это тоже ложная, виртуальная реальность, и только Православие предупреждает об этой опасности воображения. «Мир человеческой воли и воображения, - сказано в книге «Старец Силуан Афонский», - это мир «призраков» истины. Этот мир у человека общий с падшими демонами, и потому воображение - есть проводник демонической анергии. И демонические образы, и образы, творимые самим человеком, могут влиять на людей, видоизменяя или преображая их, но при этом одно неизбежно: всякий образ, созданный самим человеком, или внушенный демонами, и воспринятый душою, будет извращать духовный образ человека, возданного по образу и подобию Божию». Если «чувство личного Бога очищает молитву от воображения, переводя все в некий невидимый центр живого внутреннего общения», то погружение в мир воображения, напротив, означает уход в безличную стихию, в которой пребывают и демоны.
Опыт православных подвижников свидетельствует, что борьба с воображением занимает одно из главных мест в духовной брани. В книге святого Никодима Святогорца «Невидимая брань», в частности, читаем:
«Воображение есть такая сила души, которая по природе своей не имеет способности пребывать в области единения с Богом... Человекоубийца диавол, как сам пал от мечтания о богоравенстве, так довел и Адама до того, что он стал мечтать умом своим о равенстве Богу, и пал от такого своего мечтания как многовидная фантазия есть изобретение и порождение дьявола. Она для него премного вожделенна и пригодна к погублению нас. Святые отцы справедливо называют ее мостом, чрез который душеубийственные демоны проходят в душу, смешиваются с ней и делают ее пчельником трутней, жилищем срамных, злых и богопротивных помыслов, и всяких нечистых страстей, душевных и телесных»[13].
Здесь очень важно заметить, что состояние погруженности в мечтательные образы святой Никодим Святогорец называет состоянием неразумных, то есть, лишенных ума, духа, животных. В это состояние звериности впал сатана и увлек за собой часть ангелов, а затем он ввел в это состояние и наших прародителей — Адама и Еву. В настоящее время он еще глубже вводит в это состояние современных людей.
«Будучи отцом лжи, он (сатана) посредством ложных действий будет обольщать воображение», — указывает святитель Кирилл Иерусалимский («Огласительные поучения», 15). И преподобный Ефрем Сирин в своем «Слове на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово» замечает, что «много будет мечтаний, совершаемых зверем», и сами знамения называет «мечтательными». Святитель Игнатий (Брянчанинов) прямо говорил, что ложные знамения и чудеса будут «действовать наиболее на чувства зрения, очаровывая и обманывая его»[14]. Виртуальная реальность и есть обман чувства зрения.
В рамках современной цивилизации люди все больше отрываются от мира, созданного Богом, и живут в мире, созданным человеком, не укорененном в Божественном бытии. Так, живя в городе, мы постоянно окружены творением рук человеческих, а в свободное время погружаемся в мир виртуальной реальности телевидения или интернета. Этот нереальный, безблагодатный, придуманный мир, все больше поглощает в себя человека, заставляя жить его по своим законам и правилам. При этом искажается сама духовно-нравственная основа человека – образ Божий, совестное начало, которое делает человека человеком.
В современной рекламе, как в зеркале, видна попытка подмены всех сфер церковной жизни, фактически всей полноты бытия человека. Обычно такая попытка осуществляется в социуме с пошатнувшейся системой ценностей.Не удивительно, что после многих десятилетий атеизма многие наши соотечественники ушли с головой в эту систему ценностей, стараясь «Брать от жизни все». В современном секулярном обществе, любое проявление религиозности сознательно выдавливается из всех сфер общественной жизни. Происходит это постепенно и планомерно. Контртрадиция напоминает спираль, где каждый следующий виток опирается на предыдущий, а «градус накала» все повышается. Простой пример: если лягушку бросить в кипящую воду она мгновенно выскочит, а если постепенно повышать температуру воды, то она не заметит постепенных изменений и сварится.
Еще Антонио Грам